Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Формирование объема и структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017-2019 годы осуществляется исходя из необходимости концентрации расходов на выполнении приоритетного направления государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, связанных с улучшением здоровья населения на базе развития первичной медико-санитарной помощи, усиления профилактической направленности здравоохранения, мероприятий по охране материнства и детства, повышения доступности и качества медицинской помощи, создания необходимых условий для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, формирования здорового образа жизни.

Таблица 5.3.3. Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2016-2019 гг.

млрд. рублей

Показатель
Доходы 1 661,7 1 705,9 1 841,1 2 067,4
Страховые взносы на ОМС 1 636,2 1 678,6 1 784,6 2 055,7
Трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов 25,4 27,4 26,7 1,7
Расходы в том числе: 1 688,5 1 735,0 1 911,7 2 022,3
Субвенция на выполнение террпрограмм ОМС 1 458,6 1 613,2 1 793,5 1 886,5
Оплата ВМП, не включенной в базовую программу ОМС 96,7 96,7 96,7 96,7
Дефицит/профицит -26,8 -29,0 -70,6 45,1

В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в условиях безусловного достижения целевых показателей повышения оплаты труда медицинских работников, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предлагается увеличение доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе за счет:

· индексации тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2018 году на 8,16 %;

Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования прогнозируются с учетом:

· увеличения подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования на 10,6% к уровню 2016 года, на 11,2% к уровню 2017 года, на 5,2% к уровню 2018 года;

· отмены предоставления дотации в федеральный бюджет (91,2 млрд. рублей в 2016 году).

Объем межбюджетных трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования составит:

· в 2017 году – 1 622,4 млрд. рублей, с увеличением на 9,9% к уровню 2016 года;

· в 2018 году – 1 799,5 млрд. рублей, с увеличением на 10,9% к уровню 2017 года;

· в 2019 году – 1 892,5 млрд. рублей, с увеличением на 5,2% к уровню 2016 года.

Указанные средства обеспечат:

· сбалансированность территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на весь трехлетний период и оплату медицинской помощи в соответствии с установленными финансовыми нормативами с учетом повышения оплаты труда медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

· софинансирование расходов субъектов, возникающих при оказании гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Также с 2017 года планируется осуществлять финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой федеральными государственными учреждениями, путем доведения средств напрямую из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования до федеральных государственных учреждений.

БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в 2017-2019 годах характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при снижении уровня дефицита с 4,0% ВВП в 2016 году до 1,3% ВВП к 2019 году.

Таблица 5.4.1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы в 2016-2019 гг.

млрд. рублей

Показатель
Доходы, всего 27 586 28 403 29 919 31 928
%% ВВП 33,3 32,7 32,4 32,3
Федеральный бюджет 13 369 13 488 14 028 14 845
без учета межбюджетных трансфертов 13 181 13 488 14 028 14 845
Консолидированные бюджеты субъектов 9 565 9 774 10 276 10 819
без учета межбюджетных трансфертов 8 090 8 241 8 763 9 376
Государственные внебюджетные фонды 9 791 10 550 10 848 11 462
без учета межбюджетных трансфертов 6 315 6 675 7 127 7 708
Пенсионный фонд 7 519 8 202 8 333 8 690
без учета межбюджетных трансфертов 4 108 4 416 4 699 4 984
Фонд социального страхования
без учета межбюджетных трансфертов 571 581 614 658
Фонд обязательного медицинского страхования 1 662 1 706 1 841 2 067
без учета межбюджетных трансфертов 1 636 1 679 1 814 2 066
Расходы, всего 30 895 31 410 32 188 33 166
%% ВВП 37,3 36,2 34,9 33,5
Федеральный бюджет 16 403 16 241 16 040 15 987
без учета межбюджетных трансфертов 11 474 10 854 10 827 10 810
Консолидированные бюджеты субъектов 9 777 9 957 10 423 10 923
без учета межбюджетных трансфертов 9 774 9 954 10 419 10 920
Государственные внебюджетные фонды 9 647 10 602 10 942 11 436
Пенсионный фонд 7 518 8 202 8 333 8 690
Фонд социального страхования
Фонд обязательного медицинского страхования 1 482 1 717 1 894 2 005
Дефицит (-)/профицит (+), всего -3 309 -3 006 -2 269 -1 238
%% ВВП -4,0 -3,5 -2,5 -1,3

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2017-2019 гг. основную долю расходов продолжат занимать расходы на социальную политику (13,3% ВВП в среднем за 2017-2019 гг.), национальную оборону и национальную безопасность (совокупно 5,6% ВВП в 2017-2019 гг.). Тем не менее по мере постепенной консолидации бюджета, оптимизации расходов и повышения их эффективности в течение планового периода ожидается постепенное сокращение доли этих расходов (в совокупности на 2,8 п.п. ВВП в 2019 году по отношению к уровню 2016 года) при одновременной стабилизации расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение) на уровне порядка 6,9% ВВП.

Таблица 5.4.2. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2016-2019 гг.

млрд. рублей

Показатель
%ВВП %ВВП %ВВП %ВВП
Всего 30 895 37,3 31 410 36,2 32 188 34,9 33 166 33,5
Общегосударственные вопросы 1 839 2,2 1 971 2,3 1 945 2,1 1 966 2,0
Национальная оборона 3 890 4,7 2 837 3,3 2 730 3,0 2 818 2,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 055 2,5 2 057 2,4 1 999 2,2 2 019 2,0
Национальная экономика 3 722 4,5 3 799 4,4 3 901 4,2 3 829 3,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,1 1,1 1,0 1 019 1,0
Охрана окружающей среды 0,1 0,1 0,1 0,1
Образование 3 043 3,7 3 142 3,6 3 314 3,6 3 482 3,5
Культура, кинематография 0,5 0,5 0,5 0,5
Здравоохранение 3 269 3,9 3 463 4,0 3 744 4,1 3 899 3,9
Социальная политика 10 481 12,7 11 308 13,0 11 573 12,5 12 056 12,2
Физическая культура и спорт 0,3 0,3 0,3 0,3
Средства массовой информации 0,1 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 1,0 1,0 1 000 1,1 1 022 1,0

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2017-2019 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, направленной на обеспечение сбалансированного развития страны и способствующей структурным изменениям в отечественной экономике и расширению ее потенциала.

Программа консолидации с целевой траекторией темпов снижения структурного (т.е. при стабильной цене на нефть в $40 за баррель Юралс) дефицита федерального бюджета на 1 п.п. ВВП в год в течение 2017-2019 гг. обеспечит переход отечественной экономики в равновесие с низкой инфляцией и стоимостью долгосрочного капитала для частного сектора. При этом пакет мер в программе по бюджетной консолидации сфокусирован на структурных мерах, которые позволяют не только достичь устойчивого сокращения бюджетных дисбалансов, но и способствуют созданию положительных структурных изменений, расширяющих потенциал экономики.

Реализация мер по мобилизации доходной базы среди прочего также позволит: (1) увеличить отдачу от государственных активов, способствуя тем самым повышению эффективности государственных компаний; (2) повысить собираемость ключевых налогов при снижении административной нагрузки для легального бизнеса; (3) повысить эффективность нефтегазового сектора. Реализация мер по приоритизации и повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объемами бюджетных ассигнований, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики. Это, в свою очередь, предполагает «донастройку» государственных программ с их более четкой привязкой к целям государственной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита. Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления государственных услуг, процедур проведения государственных закупок, предварительного и последующего государственного финансового контроля.

Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

Наши рекомендации