Сущность страховой деятельности, организационные формы страховых фондов.

Сущность страховой деятельности, организационные формы страховых фондов.

Сущность страхования- экономические отношения , связанные с формированием и использованием целевых фондов денежных средств, создаваемых для защиты имущественных интересов населения от ущербов , возникающих вследствие наступления непредвиденных чрезвычайных событий.

Страховой фонд- это резерв материальных или денежных средств, предназначенных для возмещения ущербов.

Формы существования СФ: 1) денежная; 2) материальная (гос. резервы).

Источники формирования СФ:1) Платежи населения ,предприятий и организаций, взимаемые на добровольной или обязательной основе; 2)бюджетные субсидии (для фондов гос. соц. страхования).

Формы организации СФ:

1) Государственные страховые фонды –фонды соц. поддержки населения , создаваемые за счет обязательных платежей юр.лиц и работающих граждан (Пенс. Фонд, ФОМС, ФСС). Средства этих фондов используются в строгом соответствии с нормативами для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в др. случаях, предусмотренных законодательством.

2) Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домашних хоз-вах на добровольной основе для финансирования небольших рисков. Исключение: акционерные общества (для них предусмотрено создание резервного фонда страхового назначения в размере 5% от УК).

Предприятия других организационно-правовых форм могут сформировать такой фонд на добровольной основе ,для этого в учредительных документах должен быть включен пункт об определении размера этого фонда и порядок его формирования за счет отчислений от чистой прибыли.

3) Фонды страховых компаний формируются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов. ФСК - это коллективные страховые фонды ,созданные на основе страховых взносов от страхователей , переданные в управление страховщиков.

-Страховые фонды не явл. доходом страховых компаний.

-Страховые фонды существуют в форме страх резервов , предназначенных для выплат клиентам.

Основные понятия страхования: страхователь, страховщик, страховая сумма, страховая выплата.

Страхователь- юридическое лицо и дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования или являющееся страхователем в силу закона.

Страховщик- юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления определенных видов страхования.

Страховая сумма — определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования.

Страховая выплата — осуществление страховщиком выплаты страхового возмещения.

Сроки осуществления страховой выплаты устанавливаются договором страхования (для добровольных видов страхования), а также законом или иным нормативным актом (для обязательных видов страхования) и начинают отсчитываться с момента, когда страхователь или выгодоприобретатель предоставят страховщику все документы, предусмотренные договором страхования (или нормативным актом) для осуществления выплаты.

Различия между страхованием и социальным страхованием.

Соц страхование основано на принципе коллективной солидарности: собранные страховые взносы используются в текущем периоде для выплат

Страхование основано на принципе замкнутой раскладки ущерба: средства страхового фонда исп-ся только для выплат его участникам.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в следующих размерах:

· В случае причинения вреда жизни потерпевшего страховая выплата равна страховой сумме, которая должна составлять не менее чем 2 025 000 руб.;

· В случае причинения вреда здоровью потерпевшего производится единовременная выплата, размер которой определяется в зависимости от характера и степени тяжести повреждения здоровья по нормативам, установленным Правительством Российской Федерации;

· В случае причинения вреда имуществу потерпевшего, возмещение вреда равно 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 000 руб. за иное имущество, но в пределах страховой суммы, которая должна составлять не менее чем 23 000 руб. на каждого потерпевшего.

Наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий. Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу будет отвечать перевозчик. При наличии полиса ОСГОПП его ответственность будет переложена на страховщика.

Авто владельцы уже сталкивались с компенсацией вреда здоровью, жизни и имуществу своих пассажиров, даже не являясь перевозчиками — в рамках действующего с 1 июля 2003 г. закона об ОСАГО (Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). После введения ОСГОПП возмещения вреда пассажирам будет осуществляться в рамках данного вида страхования, а не в рамках ОСАГО.

Показатели оценки риска

Риск –случайное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.

Составляющие риска: опасность, подверженность риску, уязвимость, взаимодействие рисков.

Показатели оценки риска:

1)вероятность или частота ущерба опред-ся на основе статистических данных о числе случаев ущерба на совокупность объектов, подверженных данному риску.

0≤П(х)≤1

П(х)=0, то ущерб не наступает

П(х)=1, ущерб наступает.

2)ожидаемая величина ущерба опред-ся на основе вероятности наступления ущербов определенной величины:

· мелкие ущербы (до 50 тыс.)

· средние (50-200 тыс.)

· крупные (200-700 тыс.)

· тотальные (>700 тыс.)

3)Максимальная величина ущерба: определяется для конкретного страхователя, чтобы установить максимально возможный размер денежного требования к страховщику в случае наступления страхового события.

4)Показатели отклонений фактических результатов от ожидаемых.

Вероятностный характер страхуемых событий определяет воз­можность отклонения фактической статистики ущербов от ожидае­мой. Разброс или степень изменчивости возможных результатов оце­ниваются показателями дисперсии, стандартного отклонения и вариации.

Критерии страховых рисков:

1. Случайный характер ущерба. Самый важный. Не случайные, преднамеренные события, повлекшие ущерб, не страхуются. Случайность означает неизвестность относительно времени и величины ущерба, а также независимость страхового ущерба от воли и поведения страхователя.

2. Возможность оценки распределения ущербов. Означает, что можно определить ожидаемую степень ущерба и степень его вероятности, без наличия этой информации невозможно рассчитать величину страховой премии.

3. Однозначность распределения ущербов. Означает, что страхование опасности, объекты страхования и ущербы должны быть точно и недвусмысленно определены в договоре страхования. Это условие особенно важно для определения страхового возмещения, которое нужно выплатить страхователю при наступлении страхового случая.

4. Независимость страхуемых ущербов друг от друга. Означает, что страховщик при заключении договора страхования должен избегать концентрации риска.

5. Оценка максимально возможной величины ущерба. Рассматривается, как критерий отношения финансовых возможностей и страхового портфеля страховщика. Абсолютных границ страхования с точки зрения страховщика не существует.

Методы контроля рисков

Рисковой контроль — заключительная стадия управления риска­ми. Он включает четыре основные стратегии: избежание, сокраще­ние, сдерживание и передача риска.

Формы контроля рисков:

1) физический (включает меры, позволяющие снизить вероятность наступления ущерба или его масштабы)

Правила: -издержки по предотвращению риска и и снижению потерь не должны превышать возможного размера ущерба; -затраты складываются из прямых (затраты на приобретение и эксплуатацию оборудования, оплату труда специалистов) и косвенных (возможное снижение производ-ти труда или объемов деят-ти на каких-либо участках).

2)финансовый контроль (поиск источников компенсации возможных ущербов в денежной форме). Компенсация может осуществляться через самострахование и страхование.

Самострахование - альтернатива заключению договора страхования либо как дополнение к нему.

Методы самострахования:

•включение мелких ущербов в цену продукции и услуг;

•получение необходимых средств за счет продажи части акти­вов;

•создание специальных резервных фондов на предприятии;

•получение ссуды на покрытие ущерба.

Обращение к услугам страховой компании связано с необходи­мостью регулярных выплат страховой премии. Отсюда следует необ­ходимость соизмерения и оценки, что следует страховать, а что оста­вить на самострахование.

Специфической формой самострахования, используемой крупными концернами, является учреждение ими собственных страховых компаний (кэптивных) для страхования своих рисков. Преимуществами кэптивных компаний являются:

•льготные условия страхования, которые предоставляются материнской фирме;

•возможность обеспечения на базе финансового фонда сглаживания колебаний в уровне убытков в течение длительной временной перспективы;

•прямой доступ к рынку перестрахования.

Андеррайтинг в страховании

Андеррайтинг — это деятельность страховщика, направленная на оценку рисков, принимаемых в страхование, определение адекватного страхового тарифа и условий страхования, формирование прибыльного страхового портфеля.

Основными функции андеррайтинга:

1.Оценка рисков. Любой риск характеризуется определенными параметрами: количественными (вероятность ущерба, наибольший возможный ущерб, математическое ожидание ущерба и т. д.) и качественными (качество системы противопожарной безопасности, наличие сигнализации, уровень подготовки и опыт пилотов). Оценка рисков состоит в определении параметров каждого из рисков;

2.Определение адекватного страхового тарифа. Страховые тарифы рассчитываются актуарно, а задача андеррайтера состоит в выборе адекватных повышающих (понижающих) коэффициентов к базовому тарифу, в зависимости от специфики конкретного договора страхования;

3.Определение условий страхования. Одним из инструментов управления прибыль ностью страховой организации, наряду со страховыми тарифами, являются условия страхования (широта страхового покрытия, исключения из страховых событий и т. д.);

4.Формирование прибыльного страхового портфеля. Под страховым портфелем будем понимать сумму всех страховых брутто-премий, полученных (начисленных) на протяжении андеррайтингового года по некоторому виду страхования или по всем видам страхования, за вычетом расходов на привлечение страхователей (агентские и брокерские вознаграждения) и расходов на ведение дела.

Система андеррайтинга включает в себя два уровня: первичный и специализированный.

Первичный андеррайтинг осуществляется силами самих продавцов. Это вид андеррайтинга, в рамках которого происходит оценка стандартного риска по типовым процедурам и правилам.

Специализированный андеррайтинг осуществляется штатными андеррайтерами по нестандартным рискам.

24.Страховая премия, ее структура и порядок определения

Страховая премия (брутто-премия, страховой взнос) – плата, которую вносит страхователь по договору страхования.

Страховая премия зависит от страховой суммы и брутто-ставки страхового тарифа, иногда исчисляясь как произведение последних с учётом поправочных коэффициентов.

Основными компонентами брутто-премии являются: нетто-премия, надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль.

Нетто-премия предназначена для покрытия ущербов. Специфи­ка страхования в обосновании этой части премии состоит в том, что в момент калькуляции цены величина ущерба не определена.

Назначение страховой надбавки состоит в том, чтобы финанси­ровать чисто случайные отклонения реального ущерба от его ожидае­мых значений. Включение страховой надбавки в состав премии сни­жает случайный риск для страховой организации до приемлемого уровня.

Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент премии, предназначенный для покрытия издержек страхов­щика. Расходы страховой компании складываются из следующих

основных частей:

•административно-хозяйственные расходы: оплата аренды по­мещения, заработная плата штатным сотрудникам, канцелярские расходы, плата за воду и электроэнергию и т.д.;

•аквизиционные расходы: расходы на заключение новых договоров страхования, основную часть этих расходов составляет ко­миссионное вознаграждение страховым посредникам.

Надбавка на прибыль служит источником формирования прибыли от страховой деятельности. Надбавка на прибыль — это % на собственный капитал, выступающий как вознаграждение владельцев

капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.

Часть страховой премии, которая служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли страховщика, называется на­грузкой. Основную долю в структуре брутто-премии занимает нетто-премия. На нагрузку приходится лишь незначительная часть страхового взноса: в среднем 10—20% в зависимости от вида страхо­вания.

Расчет страховой премии по договору:

1)страховая сумма*тариф

2)страховой тариф-ставка страховой премии со 100 руб. страховой суммы.

страховая премия = страх.сумма*брутто-ставка/100

брутто-ставка(%)=нетто-ставка(%)+нарузка(%)

Размер нагрузки определяется как произведение брутто-ставки на долю нагрузки в брутто-ставке.

Брутто-ставка = Нетто-ставка + Брутто-ставка х f

Брутто-ставка = Нетто-ставка/ 1-f

Данная формула для определения брутто-ставки является общей

для всех видов страхования. Однако методы расчета входящей в эту формулу нетто-ставки различаются по видам страхования.

Страховые премии уплачиваются, как правило, в момент за­ключения договора, а выплаты могут происходить на протяжении всего срока страхования. Следовательно, некоторое время собран­ные премии находятся в страховом фонде и представляют собой временно свободные ресурсы. Эти ресурсы можно инвестировать и получать при этом определенный доход. Доход от инвестирования временно свободных средств является дополнительным источни­ком формирования доходов страховой компании.

Условия возмещения ущерба

Для получения страхового возмещения клиент должен заявить свою претензию по страховому случаю в установленный срок и по установленной форме. Соблюдение срока очень важно в имущественном страховании, так как при запаздывании очень трудно определить первоначальные размеры ущерба.

Страховой случай должен быть доказан документально. Для этого необходимо представить документы от компетентных органов (заключение Го с пожар надзора, Технадзора, соответствующей аварийной службы, экспертное заключение, постановление о возбуждении уголовного дела и проч.).

В документах подтверждается наличие страхового случая, называются причины его возникновения и виновное лицо. Обязанность представления документов возлагается на страхователя так же, как и бремя доказательства величины понесенного ущерба. В коммерческом страховании на большие суммы проводится экспертиза ущерба. Для этого привлекаются специалисты-эксперты, которые могут и не работать в данной страховой компании.

Оплачиваемая по претензии сумма возмещения зависит от характера страхового покрытия, адекватности страховой суммы, ограничения выплачиваемой суммы.

Основой для определения размеров страхового возмещения является действительная стоимость застрахованного имущества на дату наступления страхового случая. Страховая сумма по каждому застрахованному объекту сопоставляется с его действительной стоимостью, при несоответствии используется принцип пропорциональности.

Убытки возмещаются:

•при полной гибели (утрате) всего застрахованного имущества: в сумме, равной действительной стоимости утраченного имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости сохранившихся остатков, годных к использованию, но не выше страховой суммы;

•при повреждении застрахованного имущества: в размере стоимости восстановления (ремонта) поврежденного имущества в ценах, действующих на день наступления страхового случая, в пределах страховой суммы.

Полная гибель имущества имеет место, если восстановительные расходы превышают действительную стоимость объекта страхования непосредственно перед наступлением страхового случая.

Затраты на восстановление и ремонт не включают расходы, связанные с изменением, улучшением, модернизацией или реконструкцией застрахованного объекта, вспомогательным, профилактическим ремонтом и обслуживанием, а также иные расходы, не связанные со страховым случаем.

Страхование грузоперевозок.

Страхование грузов (карго) — это одна из старейших подотраслей транспортного страхования, развитие которой началось вместе с историей торгового мореплавания. В международной практике страхования грузов заметную роль сыграли два законодательных акта, появившиеся в начале XX в. В 1906 г. в Англии был принят Закон о морском страховании — первый законодательный акт в стране, где на протяжении столетий морское страхование вообще и страхование грузов в частности регулировалось прецедентным правом. В Германии на основе пересмотренных Гамбургских правил в 1919 г. были созданы Всеобщие германские страховые правила по страхованию грузов. Эти документы оказали решающее влияние на национальные системы страхования грузов в других странах.

В России в 60—70-е гг. XIX в. интенсивно развивается страхование грузов (кладей), перевозимых по волжско-каспийским водным путям, а также страхование экспортных отправок (транспортов). В самостоятельный вид имущественного страхования страхование грузов оформилось во второй половине XX в. Страховое законодательство России ориентировалось на положения германского и французского права. В 1917 г., с началом строительства социализма в стране, страхование грузов, как и другие виды страхования, было отменено. Однако уже в середине 20-х гг. жизнь заставила отчасти вернуться к традиционным формам финансирования рисков. Были утверждены новые правила Госстраха по страхованию грузов, которые ориентировались на положения германских правил АДС 1919 г. Долгое время операции по страхованию грузов осуществлялись Управлением иностранных операций Госстраха и ограничивались внешнеторговыми сделками и каботажными перевозками. В 1959 г. Правила Ингосстраха были переработаны с учетом правил страхования грузов Института лондонских страховщиков.

В последнее время в России и странах СНГ быстро развивается рынок страхования грузов, практически полностью ориентированный на международную практику страхования. В этой отрасли сложилась определенная классификация страхования грузов по разным критериям. Виды страхования различаются по следующим критериям:

• характер перевозимых грузов:

• способ транспортировки;

• содержание народнохозяйственных интересов.

По характеру перевозимых грузов различаются следующие виды страхования:

- страхование генеральных грузов (генгрузов). Генгрузы — термин внешнеторговых операций. Генгрузами считаются грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки;

• страхование наливных, насыпных, навальных грузов;

• страхование сельскохозяйственных и других животных;

• страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.

Страхование генгрузов, в свою очередь, подразделяется на страхование машин и оборудования, электротехнических товаров, автомашин, продовольствия. Особняком стоит страхование выставочных грузов (экспонатов). Особенность его в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Этот вид страхования, в свою очередь, подразделяется на страхование собственно экспонатов, являющихся обычными генгрузами, и страхование культурных ценностей как грузов, предназначенных к перевозке для последующего экспонирования.

Нередко страховщики как особую категорию выделяют страхование транспортировки негабаритных установок (например, крекинг-колонн). Отдельную группу составляет страхование грузов, особо подверженных бою и лому, страхование грузов со специфическими физико-химическими свойствами, например взрывчатых веществ.

Исходя из способа транспортировки, выделяются следующие виды страхования:

• наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом);

• страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;

• страхование грузов по перевозкам внутренними водными путями;

• комбинированное страхование;

• страхование почтовых отправлений.

С точки зрения народнохозяйственных интересов страхование грузов классифицируют на:

страхование экспортных грузов; страхование импортных грузов; страхование внутренних перевозок; страхование транзитных перевозок.

Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки.

Страховое покрытие по договору страхования грузов распространяется на:

• стоимость грузов, транспортные расходы (фрахт), ожидаемую прибыль;

• целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового случая;

• расходы и жертвы по общей аварии;

• затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее движение груза после страхового случая.

По договорам страхования грузоперевозок страхуются следующие опасности:

• повреждение или полная гибель груза или его части по следующим причинам: стихийные бедствия; крушения, столкновения перевозочных средств, удар транспортных средств о неподвижные или подвижные предметы; посадка судна на мель, повреждение судна льдом; огонь, молния, пожар, взрыв; подмочка груза забортной водой, провал мостов и другие опасности;

• пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством;

• повреждение или полная гибель груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного

средства топливом;

• расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка, а также по установлению размеров ущерба;

• убытки, расходы и взносы по общей аварии. Исключения из страхового покрытия кроме обычных для договоров имущественного страхования включают; порчу груза, не связанную с условиями транспортировки; производственные дефекты и недостачу груза при целостности наружной упаковки; задержки в доставке груза и изменения цен.

Автомобильное страхование.

В автомобильном страховании выделяются две важнейшие отрасли: страхование автотранспорта каско и страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. В странах с развитой культурой страхования в дополнение к этим двум видам предлагается еще и автотранспортное страхование от несчастных случаев, что завершает формирование комплексной страховой защиты владельцев автомобилей.

Страхование каско

Объектами страхования являются любые самоходные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации: все виды легковых и грузовых автомобилей и автобусов, мотоциклы, мотороллеры и другой мототранспорт всевозможных моделей, а также тракторы. Многие отечественные страховые компании наряду с автотранспортными страхуют также средства водного транспорта; моторные лодки, катера, яхты, катамараны и др.

Частичное каско включает риски повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате: • дорожно-транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения);

• взрыва, пожара;

•стихийного бедствия (буря, град, молния, наводнение); выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже;

• провала под лед;

• столкновения с четвероногими дикими животными;

•кражи и повреждений от злонамеренных действий третьих лиц;

• утраты транспортным средством товарного вида в результате указанных выше событий.

Полное каско-страхование включает все опасности, относящиеся к частичному каско, и угон.

Транспортное средство может быть застраховано:

• по полной рыночной цене на момент заключения договора (для новых автомобилей);

• по рыночной стоимости с учетом износа для подержанных автомобилей;

• на сумму ответственности страхователя перед организацией, сдавшей транспортное средство в аренду;

• по неполной стоимости с установлением пропорциональной ответственности.

При расчете страхового тарифа и страховой премии принимаются во внимание следующие факторы:

• марка и модель машины;

• условия хранения: гараж, стоянка (по договору или на время);

• тип защитного устройства (охранная, противоугонная) и его эффективность;

• регион страхования (в городах тариф выше, чем в сельской местности);

• цель использования транспортного средства: личные поездки, служебный автомобиль, перевозка промышленных грузов, частный извоз и др.

2. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

В Российской Федерации страхование авто гражданской ответственности осуществляется на основании Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г., вступающего силу с 1 июля 2003 г.

Тенденции развития рынка ОСАГО

· В период кризиса 2008-2009г. ОСАГО был спасательным кругом и главным источником существования многих страховщиков

· С 2013г – главный источник проблем

· Коэффициент убыточности нетто >70%

· Рост стоимости ремонта и запчастей по причине инфляции

· Расширение страхового покрытия при сохранении прежних тарифов

· Сворачивание бизнеса по ОСАГО у многих страховщиков. Пример компания Цюрих.

Изменение в ОСАГО с 01,10,14

· Повышение лимита выплат по имущественному ущербу с120 т.р до 400 т.р.

· Отмена общего лимита выплат при нескольких потерпевших

· Теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 т.р. вне зависимости от количества потерпевших.

· Снижение максимально возможного значения износа при расчете возмещения по ОСАГО с 8% до 50%.

Введение безлимитного Евпротокола

· Размер выплаты ограничен только страховой суммой 400 т.р. в Москве, МО, ЛО, СПБ при условии предоставления фото или видео съемки, а также данных системы ГЛОНАСС или др. навигационных систем.

· Только для ДТП оба участника которого заключили договоры после 01,10,14.

· Для случаев не подтвержденных техническими средствами фиксации лимит выплат- 50000р.

Лимиты ответственности по ОСАГО с 01,04,15

· Возмещения вреда, причинение вреда жизни/здоровью каждого потерпевшего – 500000р.(ранее 160000р)

· В части возмещения имущественного ущерба – 400 т.р. на каждого потерпевшего.

Новые тарифы по ОСАГО с 12.04.15

· Базовый тариф для легковых автомобилей принадлежащих частным лицам

· До 12.04 – от 2440 до 2574р.

· С 12.04 – от 3432 до 4118 р.

· Нижняя граница тарифного коридора повысилась на 40%

· Верхняя граница повысилась на 69%

Региональные коэффициенты

· При расчете стоимости ОСАГО базовый тариф умножается на региональный коэффициент учитывающий уровень и тяжесть риска в данном регионе

· До апреля 2015г. Максимальная величина регионального коэффициента составляла 2,0 (Москва Казань Челябинск Тюмень Пермь Сургут)

· В настоящее время макс. Величина = 2.1. (Мурманск, Челябинск)

· Региональные коэфф. Будут повышены в 11 субъектах и снижены в 10 субъектах и на Байконуре.

Страхование жизни.

представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях: дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста, смерти застрахованного, а также по выплате пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному.

Страхуемый риск при страховании жизни — это продолжительность человеческой жизни.

Принципы: прозрачность, наличие стр. интереса, наличие выгодо-ля, возможность участия в прибыли, выкупная сто-ть полиса.

Ф-ии: защита семьи, обеспечение пенсии, гарантия возврата кредита, накопление средств.

Виды: пожизн/времен стр-е жизни, стр-е на дожитие, смешанное, страхование рент/ аннуитетов.

Расчет резервов убытков

Расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков

В качестве базы расчета РЗУ по всем учетным группам договоров страхования (сострахования) принимается размер неурегулирован­ных на отчетную дату обязательств страховщика, подлежащих оплате в связи с:

• страховыми случаями, о факте наступления которых в установ­ленном законом или договором порядке заявлено страховщику;

• досрочным прекращением (изменением условий) договоров в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Величина РЗУ определяется на отчетную дату (квартал) по следу­ющей формуле:

РЗУ = ЗУо + СПв + РУ, где

ЗУо – сумма заявленных убытков за отчетный период, зарегистрированных в журнале учета;

СПв – страховая премия, подлежащая возврату страхователям (перестрахователем) в связи с досрочными прекращением договоров;

РУ – расходы по урегулированию убытков, определяемые в размере 3% от неурегулированных претензий:

РУ = (ЗУо + СПв) * 0,03.

Расчет резерва произошедших, но незаявленных убытков

Расчет резерва произошедших, но незаявленных убытков производится отдельно по каждой учетной группе договоров.

Величина резерва произошедших, но незаявленных убытков определяется путем суммирования резервов произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по всем учетным группам договоров. Ос

Основными исходными данными для расчета РПНУ по каждой учетной группе являются следующие показатели:

• суммы оплаченных убытков (страховых выплат);

• суммы заявленных, но неурегулированных убытков;

• часть страховой брутто-премии, относящейся к периодам действия договоров в отчетном периоде (заработанная страховая премия).

Для расчета страховых резервов заработанная страховая премия определяется как страховая брутто-премия, начисленная в отчетном периоде, увеличенная на величину резерва незаработанной премии на начало отчетного периода и уменьшенная на величину резерва незаработанной премии на конец этого же периода.

Прочие доходы

4.1 Доходы от реализации основных средств.

4.2 Доходы от сдачи в аренду.

4.3 Поступления от предоставления консультационных, информационных услуг, обучения.

Расходы страховой организации:

Прочие расходы

4.1 Управленческие, общехозяйственные расходы.

4.2 Расходы по предупредительным мероприятиям.

4.3 Оплата информационных и консультационных услуг.

Сущность страховой деятельности, организационные формы страховых фондов.

Сущность страхования- экономические отношения , связанные с формированием и использованием целевых фондов денежных средств, создаваемых для защиты имущественных интересов населения от ущербов , возникающих вследствие наступления непредвиденных чрезвычайных событий.

Страховой фонд- это резерв материальных или денежных средств, предназначенных для возмещения ущербов.

Формы существования СФ: 1) денежная; 2) материальная (гос. резервы).

Источники формирования СФ:1) Платежи населения ,предприятий и организаций, взимаемые на добровольной или обязательной основе; 2)бюджетные субсидии (для фондов гос. соц. страхования).

Формы организации СФ:

1) Государственные страховые фонды –фонды соц. поддержки населения , создаваемые за счет обязательных платежей юр.лиц и работающих граждан (Пенс. Фонд, ФОМС, ФСС). Средства этих фондов используются в строгом соответствии с нормативами для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в др. случаях, предусмотренных законодательством.

2) Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домашних хоз-вах на добровольной основе для финансирования небольших рисков. Исключение: акционерные общества (для них предусмотрено создание резервного фонда страхового назначения в размере 5% от УК).

Предприятия других организационно-правовых форм могут сформировать такой фонд на добровольной основе ,для этого в учредительных документах должен быть включен пункт об определении размера этого фонда и порядок его формирования за счет отчислений от чистой прибыли.

3) Фонды страховых компаний формируются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов. ФСК - это коллективные страховые фонды ,созданные на основе страховых взносов от страхователей , переданные в управление страховщиков.

-Страховые фонды не явл. доходом страховых компаний.

-Страховые фонды существуют в форме страх резервов , предназначенных для выплат клиентам.

Основные понятия страхования: страхователь, страховщик, страховая сумма, страховая выплата.

Страхователь- юридическое лицо и дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования или являющееся страхователем в силу закона.

Страховщик- юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления определенных видов страхования.

Страховая сумма — определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования.

Страховая выплата — осуществление страховщиком выплаты страхового возмещения.

Сроки осуществления страховой выплаты устанавливаются договором страхования (для добровольных видов страхования), а также законом или иным нормативным актом (для обязательных видов страхования) и начинают отсчитываться с момента, когда страхователь или выгодоприобретатель предоставят страховщику все документы, предусмотренные договором страхования (или нормативным актом) для осуществления выплаты.

Наши рекомендации