Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце.

Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце. - student2.ru

Фото 6. В отверстие уха шлямбура можно вставить готовую петельку из репшнура, или вот такой вариант закладки с репшнуровой петлёй. Можно использовать локальные петли из стропы 13-16 мм длиной 30 см.


А что делать, если спусковая точка расположена выше? Мы только что опытным путём определили, что нам не хватает 2-3 метра до станции. Что делать в этом случае? Вставьте удлиняющую вставку между карабином «2» и основной верёвкой. Изменения спусковой системы минимальные. Теперь остаётся только перегнать верёвку в петельке «1» так, чтобы три ветви были примерно одинаковыми. И в этом случае одинарная ветвь со стопорным узлом на 1.5 метра ниже точки "4". (Смотри фото 7).
Этот удлиняющий отрезок вы вставляете между карабином «2» и демонтажной ветвью верёвки "5". К основной верёвке вы либо пристёгиваетесь карабином, либо «брамшкотовым» узлом. Почему «брамшкотовый»? - Если разница между диаметрами основной верёвки и репшнуром составляет больше, чем 20% вяжется брамшкотовый. У нас разница 30%.
Высота H’’=[ (L-1.5) *ψ’+l * ψ”] / 3 = [(50 -1.5)* 1.06% +8.0* 1.04] / 3 =19.9 метра. Должно хватить. Проверяем по факту. После этого заряжаемся на спуск и спускаемся на станцию. Земля, Самостраховка. Ну и так далее по предыдущему алгоритму действий.

Носите с собой два куска репшнура диаметром 7 мм длинной l=7-8 метров и будет вам счастье!
(Сейчас очень модно говорить корделет, ну так это тот же репшнур, только на другом языке).

Вместо репшнура можно использовать вторую верёвку.

Акцентирую внимание на трёх важных моментах:
а) спускаться нужно только по грузовым ветвям спусковой системы. Другие варианты – падение.
б) после спуска сначала закрепляем верёвку на станции или на себе, и лишь потом выдёргиваем верёвку. Если этого не сделать, довольно легко уронить верёвку.
в) Не используйте вместо репшнура тросиковую закладку в качестве "коромысла". Испортите оплётку верёвки, и всё равно не сможете сдёрнуть систему. Проверено практикой.

Прежде, чем применить на реальных маршрутах в горах отработайте приём на скалолазных дорожках, с подстраховкой другой верёвкой.
Для скальных дорожек этот метод вообще очень полезен.


Не пытайтесь поставить вместо репшнура тросик от тросовой закладки.
Скорее всего, вы повредите верёвку при сдёргивании грузовой части. Эксперимент с установкой закладки с тросиком диаметром 5 мм в качестве петельки закончился тем, что рубашка у новой верёвки ухайдакалась в хлам. Сдёрнуть грузовую часть верёвки на 17 метров не удалось. Причина в том, что верёвка при сдёргивании тросиками с двух сторон, а тросики совсем не напоминают гладкое железо карабинов. Чем сильнее тянешь, тем сильнее обжимает верёвку. В общем портится оплётка на тросике.

Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце. - student2.ru

Фото 7. Между точкой "5" и демонтажным карабином "1" сиреневая зона. Это удлиняющая вставка из репшнура.
Количество вставок зависит от того сколько метров вам не хватает до станции. При необходимости можно поставить две вставки.
Точка "5" соединяющая вставку и демонтажную часть верёвки может быть муфтованный карабин, или узел.
Если соединяем 10 мм верёвку с 7 мм репшнуром узел "Брамшкотовый"
Если соединяем 10 мм верёвку и вставку из такой же верёвки - любой встречный узел.

Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце. - student2.ru Фото 8. Здесь спусковая схема для случая когда вы используете Гришу.
1. Петелька "коромыслом"
5. Узел или карабин соединящий демпферную
6. Узел стремя и стопорный карабин карабин.
7. Гриша
Красная зона - грузовая часть верёвки при спуске с Гришей.
Фиолетова зона - нейтральная.
Зелёная зона - демонтажная часть верёвки вместе с удлиняющей вставокой.

Принцип работы такой же, как при работе восьмёркой или реверсой.
Альпинист спускается по грузовой части верёвки с Гришей, карабин "6" на узле стремя удерживает верёвку. Альпинист спустившись на станцию, встав на самостраховку продёргивает за фиолетовую сторону верёвку ( с чуть большими усилиями). После падения верёвки можно демонтировать саму петельку.

В предыдущем цикле микростатей показаны приёмы спуска со спусковых точек, состоящих из одного элемента.
В качестве таких одинарных точек обычно работают:
- дерево с диаметром ствола у комеля 10 и более см;
- монолитный пикообразный выступ на скале смотрящий вверх;
-песочные часы с диаметром столбика 5-7 см для мраморовидного известняка;
-шлямбурный крюк;
-клеевой крюк;
-морковка;
-V-образные крючья;
-закладка с крупной головкой буквально «забитая» в трещину;
и другие подходящие объекты с достаточной несущей способностью, установленные в монолитные щели, трещины и раковины.

Обычные вертикальные и горизонтальные крючья не очень хорошо подходят в качестве одинарной спусковой точки. Уж очень трудно понять, какую нагрузку держат эти крючья. В учебниках встречается утверждение до 1000 кг. Действительно, некоторое количество крючьев может выдержать эту нагрузку. Остальные значительно меньше.
Я не пишу: запрещается их использовать. В альпинизме можно делать всё, но некоторые вещи только один раз. Просто не рекомендую.
Ещё раз акцентирую, одиночная точка используется при условии монолитного участка породы.


"Спусковые точки, состоящие из двух элементов страховки"

Очень часто в местах с разрушенной (слабой) породой, несущей способности спусковой точки из одного элемента не хватает. Например: смотрим на эту точку, и не можем заставить себя спускаться.
В этом случае мы сооружаем спусковую точку из двух или нескольких элементов ( и такое тоже бывает).
По сути действия, мы делаем станцию, предназначенную только для спуска. Для спусковой точки роль мастер-карабина исполняет петелька с центральным узлом на репншнуре, объединяющим элементы страховки.
Двухэлементные спусковые точки объединяются расходными кусками верёвки, репшнурами, локальными петлями следующими способами:
А) Независимыми спусковыми петлями (фото 1)
Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце. - student2.ru

Фото 1. Левый элемент точки: шлямбур Y=2000 кг. Условно мы принимаем, что левая точка у нас вертикальный крюк Y=300-/-1000 кг. Правый элемент точки: горизонтальный крюк Y=300-/-1000 кг.
Представим, что на фото вместо шлямбура стоит другой, например: вертикальный крюк.
Рассмотрим вариант Фото 1.1

Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце. - student2.ru

Фото 1.1
Фиолетовая линия - ось совпадающая с направлением спуска.
Зелёные оси - совпадают с направлением силовых линий петелек. Q - нагрузка приходящая на левый элемент от спускающегося альпиниста.
V- нагрузка приходящая на правый элемент от спускающегося альпиниста.
1.2 -узел "дубовый"
3 - узел "грейпвайн"
Левая точка: вертикальный крюк Y=300-/-1000 кг. Левая спусковая петелька сделана из репшнура l =180 см ø7.0 мм Y=1050 кг. Прочность петельки Y=1050+ 1050* 0.62 =1701 кг для нового репшнура.
Правая точка: крюк горизонтальный крюк с несущей способностью Y=300-//-1000 кг. Правая петелька сделана из репнура l =150 см ø7.0 мм. Прочность сдвоенной петли примерно в 1.5-/- 1.6 раза больше, чем у одинарной 1701 * 1.5 =2551 кг
Реальной прочности петельки, опирающейся на тонкую поверхность шлямбурного уха толщиной 3-/-4 мм, я не знаю. В сети таких данных не нашел. Если кто имеет информацию, скиньте плз.
Опытным путем нагружал такую петельку до 300 кг – в принципе и этого хватает, чтобы спуститься в одно лицо, хотя и бздительно. Сдвоенная петелька, естественно, выдержит большую нагрузку.
1,2 – узел дубовый 3 – узел грейпвайн
Здесь вертикальная (фиолетовая) ось ξ совпадает с линией спуска. Зелёные оси расположены вдоль силовых линий спусковых петель.
Левая зелёная линия и центральная фиолетовая образуют угол ά =30°.
Правая зелёная линия и центральная фиолетовая образуют угол β =40°
Насколько хорошо собрана эта точка?
Левая точка шлямбур с большей несущей способностью (2000 кг), чем у крюка.
Тем не менее, в шлямбуре стоит одинарная спусковая петелька ø7 мм, а на крюке сдвоенная петелька ø7 мм. Не лучший расклад, правильно делать наоборот.
Но мы ведь приняли условие: левая точка вертикальный крюк. Поэтому не будем обращать внимания на то что, петля выполнена в одну петлю.
Суммарный угол между двумя ветвями широковат γ = β + ά =70°. Лучше, если этот угол γ будет в пределах 30-60°.
Чем меньше угол, тем меньше горизонтальные сдвигающие силы. Для крюка, установленного в горизонтальную щель, это может быть актуально.
Обратите внимание на размеры вертикальных и горизонтальных составляющих силы Q и силы V. Для угла в 30° эта составляющая равна 0.5 от силы Q.
А для угла 45° горизонтальная составляющая равна 0.7 от силы V.
Отсюда два вывода:
а) нам нужно стремиться, чтобы эти углы β и ά были равны.
б) нам нужно стремиться чтобы угол γ был, как можно меньше в пределах разумного. Пределы разумного задаются удобством расположения альпиниста относительно точки страховки и длиной используемого репшнура.
Для того чтобы выполнить оба этих условия, нам достаточно передвинуть фиолетовую ось вправо. Для этого мы должны удлинить левую (синюю) локальную петлю, немного передвинув узел 2, затем узел 1.
Угол β уменьшится, приблизится к размерам ά.
Старайтесь, чтобы верёвка опиралась одновременно на левую и правую петлю.
Достоинство этого метода блокировки в том, что вы можете объединить любые две точки с помощью двух различных кусков репшнура, выдержав и необходимый угол, и необходимую высоту. При этом вы можете поставить на более мощную точку более прочный репшнур.

Фото 5. Демонтаж закончен. Петелька летит вниз. Шлямбур блестит на солнце. - student2.ru

Наши рекомендации