Дети «воспитывают» родителей. Как?
Значимые убеждения, идеи и ценности родителей часто разрушаются детьми, предъявляющими папам и мамам иную картину мира, иную систему ценностей, нежели их собственная. Чаще всего это «воспитание» проявляется через качества ребенка, противоположные тем, что идеализируют родители.
Или качества, которые родители презирают или осуждают в других людях.
Анекдот в тему
– У тебя в дневнике опять одни двойки! Какое оправдание у тебя на этот раз?
– Я ещё не знаю: или наследственность, или семейное окружение…
Перечислим типовые приёмы разрушения идеализаций родителей через детей.
Итак, если в семье растёт ребенок, который:
$ плохо учится в школе или совсем хочет не учиться (не хочет поступать в институт, продолжать образование), то, скорее всего, он разрушает идеализацию родителями знаний, интеллекта, планирования и управления своей жизнью;
$ увлекается выпивкой, курением или наркотиками, то он может разрушать идеализацию родителями дисциплины, порядка, образа жизни, норм морали, общественного мнения;
$ постоянно разводит грязь и беспорядок, где бы ни появлялся, то он явно разрушает избыточное стремление одного из родителей к чистоте и порядку;
$ примыкает к молодежному движению типа рокеров, рэперов, панков и т.д., тем самым он разрушает идеализацию родителями общественного мнения, правил поведения в обществе, норм морали;
$ рано увлекся сексом, то, похоже, он разрушает консервативные взгляды родителей на отношения полов, избыточный морализм, осуждение и ограничение сексуальных отношений;
$ избыточно жесток, груб, циничен, беспринципен, бескомпромиссен и т. д., то он разрушает избыточную мягкость и деликатность родителей, возможно, идеализацию отношений;
$ ворует, врёт и не краснеет, совершает противоправные действия, то, скорее всего, тем самым он разрушает у своих родителей идеализацию честности, осуждение ими людей нечестных, эгоистичных или неблагодарных (идеализацию отношений);
$ вообще ничем серьёзным в этой жизни не интересуется, то он разрушает чрезмерную увлеченность родителей своими делами, бизнесом, карьерой, наукой и т. д.;
$ сильно любит деньги и материальные ценности, то он разрушает избыточную духовность и оторванность от земных ценностей своих родителей;
$ презирает деньги и всё, что с ними связано, то он разрушает избыточную привязанность родителей к материальным ценностям;
$ патологически самостоятелен и независим, не признает никаких авторитетов, никого не слушает и никого к себе не подпускает, то он разрушает контроль окружающего мира и стремление чрезмерно опекать, присутствующие в своих родителях (или в одном из них);
$ не хочет создавать свою семью, не хочет иметь детей (хотя пора!), то тем самым он разрушает идеализацию семейной жизни своих родителей (или одного из них – того, кто сильно переживает), выражающуюся в идее о том, что у всех обязательно должна быть семья, поскольку только семейная жизнь даёт счастье и комфорт;
$ безволен и безынициативен, то он разрушает чрезмерные проявления энергичности, контроля или суетности у своих родителей.
Хотим сразу предупредить читателей, что всё не так однозначно и мы дали лишь самые общие закономерности. Наверное, можно найти ещё немало подобных проявлений противоположных взглядов на жизнь детей и их родителей.
Конечно, далеко не все дети «воспитывают» своих родителей. Семейная жизнь и отношения с ребёнком могут быть вполне благополучными и счастливыми, если родители:
$ не пытаются прожить свою жизнь за ребёнка;
$ не имеют сильно выраженных идеализаций и негативных переживаний, связанных со своим ребенком;
$ не осуждают его взгляды на жизнь и поведение;
$ не пытаются силой навязать ему свои принципы и решения;
$ воспитывают и оказывают посильную помощь, но не впадают в отчаяние, если ребенок не пользуется ею или отвергает её;
$ признают за ребенком самостоятельную личность (в любом возрасте), имеющую свои взгляды (пусть не совпадающие с их собственными), желания и стремления (или их отсутствие).
В общем, часто родители не осознают, что, прежде чем начать «переделывать» ребёнка в соответствии с собственными ожиданиями, неплохо бы задуматься, почему он так себя ведёт. И начать «переделку» не с ребенка, а с самих себя. Но, к сожалению, это не принято в нашем обществе.