Особенности участия иностранного капитала в банковской системе России.

Действующее российское законодательство допускает одну форму участия иностранного капитала в банковской системе России – приобретение иностранными банками долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций.

Согласно федеральному закону от 14 марта 2013 г. №29 – ФЗ из законодательного регулирования были исключены филиалы иностранных банков, так как на них в полной мере не распространялись требования нормативных актов Центрального банка Российской Федерации. Допускается создание представительств иностранных банков. Указанные представительства обязаны получать аккредитацию в Центральном банке Российской Федерации.

Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено установление размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Квота устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

По состоянию на 1 февраля 2016 года из 728 действующих кредитных организаций 200 кредитных организаций (27,4%) имели иностранный капитал, в том числе:

68 -100% иностранного капитала;

38 – более 50%, но менее 100% иностранного капитала.

Под представительством иностранного банка понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее разрешение Банка России на открытие представительства.

Представительство создается иностранным банком в целях анализа экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью и выступает от своего имени и по поручению представляемого им банка, название которого указано в разрешении на открытие представительства.

Банк России выдает разрешения на открытие представительств на территории Российской Федерации в соответствии с поступившими заявками иностранным банкам, функционирующим в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовавшим себя в банковской системе своей страны, имеющим устойчивое финансовое положение.

Разрешение на открытие представительства выдается сроком на три года.

В Российской Федерации функционирует 310 представительств отечественных кредитных организаций и 59 представительств иностранных банков.

Впервые рассчитанный Банком России в порядке, определенном статьей 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций по состоянию на 1 января 2016 года составил 13,44%.

6. Особенности развития банковской системы Российской Федерации

Банковская система страны в период перехода к рыночным отношениям в экономике не могла измениться, и в историческом итоге можно констатировать два важнейших факта:

-упразднение Государственного банка Союза Советских Социалистических Республик (Госбанка СССР);

-и возникновение Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Таким образом, Российское государство через 130 лет (1860 - 1990 гг.) вновь обрело свой национальный банк.

К середине 1980 – х гг. прошлого века сформировались основные функции Государственного банка СССР:

- плановое кредитование народного хозяйства;

-организация денежного обращения и расчетов;

-кассовое исполнение государственного бюджета;

-осуществление международных расчетов;

-контроль за расходованием средств на выплату заработной платы и сбором торговой выручки. Сложилась системе кредитования промышленности по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату (по специальному ссудному счету) и по отдельным объектам кредитования (по простым ссудным счетам).

До 1987 года банковская система страны включала три банка – монополиста:

-Госбанк СССР;

-Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР); Основан в 1ё922 г. как Торгово – промышленный банк (Промбанк), в 1959 г. переименован в Стройбанк.

-Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР). Создан в 1024 г. в форме акционерного общества.

В стране существовала также система Государственных трудовых сберегательных касс.

Главенствующее положение в сложившейся к тому времени банковской системе занимал именно Госбанк СССР.

Госбанк СССР, являясь банком эмиссионным, выполнял одновременно и функции краткосрочного кредитования субъектов народного хозяйства, осуществлял их кассовое и расчетное обслуживание.

Фактически совмещение этих функций (эмиссионной, кредитной и расчетной) превращало Госбанк СССР в монополиста (неограниченная монополия на кредитные ресурсы) и в орган государственного управления и контроля (централизация, исполнение утвержденных кредитных планов). Банковские учреждения того времени несли ответственность главным образом перед вышестоящими организациями, а не перед клиентами.

Такая реальная экономическая ситуация была далеко от оптимальных схем, однако отвечала условиям существовавшей административно – командной экономики.

Между тем активизация политических процессов, происходивших в СССР, привела к стремлению руководства каждой союзной республики самостоятельно решать на своих территориях весь комплекс социально – экономических задач, реализуя провозглашенные принципы государственного суверенитета.

13 июля 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР №92 -1 «О Государственном банке РСФСР и банках на территории РСФСР» Российский республиканский банк Госбанка СССР был объявлен собственностью РСФСР и преобразован в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному совету РСФСР.

Государственному банку РСФСР постановлением Верховного совета РСФСР от 13 июля 1990 г. поручалось разработать предложения по организации двухуровневой системы банков и механизма преобразования учреждений банков в акционерные (паевые) коммерческие банки.

2 декабря 1990 г. были приняты законы «О центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», заложившие основу современной банковской системы России.

Банковская система России, пережив кризисные явления в 1994г, 1998 г, 2004, 2008 -2009 гг., по сей день находится в стадии становления. В периоды кризисов происходит:

-снижение деловой активности банков;

-насильственный невозврат кредитов;

-банкротство и сокращение числа банков, включая крупные банки;

-осложнение доверия между банками;

-нарушение проведения расчетов по счетам клиентов в банках;

-слияние банков.

Кризисные явления в экономике и банковской сфере со временем проходят, банковская система совершенствуется и развивается.

Для более динамичного развития банковской системы требую решения ряд вопросов:

-низкая капитализация банковской системы;

-непрозрачность многих банков;

-дефицит длинных (долгосрочных) ресурсов;

-медленное внедрение адекватных современным реалиям подходов и методик управления банковской системой, отдельным банком, банковскими рисками;

-непрозрачность собственников банков;

-бизнес банков, связанный с аффилированными лицами;

-лояльные подходы банков к оценке рисков заемщиков;

-несоблюдение органами управления законодательно предусмотренных полномочий;

-нежелание собственников многих банков решать проблемы, возникающие в банках на ранних стадиях их проявления.

Реальные шаги Банка России и законодателя в последние три года дают основания говорить о реальной и конкретной нацеленности регулятора на решение многих из озвученных проблем.

-

Тема 8. Центральные банки

1. Общая характеристика центральных банков

2. Цели, задачи и функции центральных банков

3. Денежно – кредитное регулирование

4. Банковское регулирование и банковский надзор

1.Общая характеристика центральных банков

Особое место в национальных экономических и банковских системах занимают центральные банки, являясь ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства, выступая регулятором банковской системы и официальным проводником государственной денежно – кредитной политики.

В различных странах такие банки называются по – разному: центральный, народный, государственный, эмиссионный, резервный, Федеральная резервная система (ФРС в США), Банк Англии, Банк Франции, Банк Италии и др.

В рамках зарождения банковского дела в XVII в. исторически важную роль приобретают центральные банки. В эпоху стихийного развития рынка и обращения полноценных (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций.

Денежное хозяйство оставалось неустойчивым из – за быстрого стирания находившихся в обращении монет. Этому способствуют ограниченные объемы металла в распоряжении государств, роста количества монетных дворов и отсутствие технических средств, обеспечивающих чеканку монет. Вместе с тем в ходе Великих географических открытий XV - XVI вв. банковская деятельность получает дальнейшее развитие. Действия крупных банков усиливают конкуренцию, стимулируют специализацию денежных операций.

Подлинное развитие банковской деятельности начинается с совершенствованием денежного обращения. Наряду с монетным обращением появляются бумажные деньги. К сожалению, излишний выпуск бумажных денег приводил к их обесценению и невозможности регулирования денежного обращения.

Наряду с бумажными появляются кредитные деньги. Они полностью заменяли деньги в отличие от бумажных, бывших в обращении временно. Эмиссионной функцией банков становится выпуск кредитных средств обращения. Первоосновой эмиссии кредитных денег стало обращение векселей для коммерческого кредитования. Векселя как долговые обязательства начинают играть роль денег, приобретая особую форму движения. Они используются как средство платежа до указанного в нем срока погашения. Вексель наделяется денежными свойствами при условии приобретения им ликвидного характера.

Превращение векселя в банкноту в качестве признанного обществом денежного эквивалента осуществляется в порядке эмиссионных операций банков. В банках векселя обмениваются на равноценное (за вычетом учетного процента) количество монет или бумажных денег. Концентрируя массы долговых обязательств, банки принимают на себя ответственность за конечные расчеты по учетным векселям. Банкноты, выпускаемые банками, входят во всеобщее употребление и начинают рассматриваться как наличные деньги.

В Швеции и Англии во второй половине XVII в. появляются первые образцы государственной формы эмиссионной деятельности. Оба банка возникают на основе частного предпринимательства. Но достаточно быстро, в пределах нескольких десятилетий приобретают статус государственных (королевских) банков.

Банкнотное обращение частных банков имело существенные недостатки:

а) необходимость постоянного приема и выпуска банкнот;

б) отношения между банком и его клиентами, приобретающими банкноты, не носили личного характера.

Обладатели банкнот часто не в состоянии были судить о кредитоспособности банка. Доверие, оказанное банкнотам со стороны общества, имело слабую экономическую основу, определяемую периодом возникновения и масштабами деятельности частных эмиссионных банков.

Банк Стокгольма (будущий Риксбанк) в 1650 г. в целях избавиться от неудобств, связанных с использованием депозитных сертификатов как аналога векселей (короткий срок обращения, при погашении требовалось начисление ссудного процента), выпустил беспроцентные чеки на предъявителя. Чеки (билеты) обрели платежную силу. Они стали выполнять все функции монет и приниматься при погашении векселей. Только с 1668 г. этот банк стал именоваться королевским.

Все же первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. банк Англии, так как он с 1742 г. становится единственным акционерным обществом по выпуску банкнот. Мелкие банки переходят к практике хранения в нем своих денежных средств.

К началу XIX в. Банк Англии обретает основные черты центрального банка страны. Банкноты Банка Англии становятся законным средством платежа. В 1812 г. правительство объявляет их универсальным средством платежа.

Образование центральных банков происходило и в других странах, но в более поздний период. Так, Банк Франции был образован в 1880 г., Банк Испании – в 1874 г., Банк Германии – в 1875 г., Банк Италии – в 1893 г. Федеральная резервная система (ФРС) в США –в 1913 г.

Государственный (центральный) банк в России был создан в 1860 г. Если в Англии, Швеции и других странах центральные банки зарождались «снизу», т.е. из частных коммерческих банков, то в России Государственный банк был учрежден Указом императора «сверху».

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем «центральные банки» постепенно монополизировали некоторые специфические функции, такие как эмиссия банкнот, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился по сей день. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам – членам ФРС.

Швейцарский национальный баек является акционерным обществом с особым статусом. На 31 декабря 2013 г. Банк имел 2292 акционеров, из которых 2219 – частные лица, владевшие 40,3%; акций, и 73 акционера (59,7% акций) –кантоны и кантональные банки. Акционерами банка являются все кантоны, 22 кантональных банка м 25 государственных и организаций и учреждений. Право голоса для частных акционеров ограничено 100 голосами (акциями).

В форме акционерного общества учреждены центральные банки Австрии, Венгрии, Бельгии, Греции, Нидерландов, Турции, Швейцарии, ЮАР.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и (или) физических лиц. Так, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала Банка Австрии принадлежит государству, а 50% -физическим и юридическим лицам – резидентам.

В большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Англия, Франция, Дания, Россия и др.).

Центральные банки оказывают большое влияние на финансовую систему и денежно – кредитную систему. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно – кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степени свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.

Назначение управляющего центральным банком может осуществляться монархом, президентом, парламентом.

Высшее руководство центрального банка может быть не ограничено в пребывании в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например, на 7 лет – в Канаде, Нидерландах, Австралии, на 8 лет – в Германии.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательстве Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов установлена четкая возможность государственных органов отменять решения центрального банка, инструктировать его. Центральные банки Германии, Швеции считаются наиболее независимыми, и в законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно – кредитную политику, проводимую центральным банком.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами центрального банка.

Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канала, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (Германия, Франция, Нидерланды).

Центральный банк представляет собой :

-эмиссионный банк, за которым закреплена монополия на эмиссию наличных денег;

-банк правительства, что подразумевает управление государственным долгом, хранение и управление золотовалютными резервами;

-банк банков – расчетный центр, кредитор последней инстанции для кредитных организаций;

-проводник денежно – кредитной политики;

-орган надзора за банками и финансовыми рынками.

2.Цели, задачи и функции центральных банков.

Целями деятельности центральных банков являются:

-рост экономики;

-высокий уровень занятости;

-стабильность покупательной способности национальной денежной единицы;

-поддержка стоимости национальной валюты;

-приемлемый баланс в торговле с иностранными государствами;

-обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

-поддержание ценовой стабильности; Кроме того, Банк Израиля, например, должен оказывать поддержку другим целям экономической политики правительства, в частности, способствовать экономическому росту, занятости и сокращению социально – экономического неравенства при условии, что это не будет служить препятствием достижению долгосрочной ценовой стабильности.

Задачи центральных банков:

-формирование курса национальной валюты, регулируя объем находящейся в обращении денежной массы, поддерживая в стабильном состоянии стоимость иены внутри страны и за рубежом;

-регулирование денежного обращения путем установления процентной ставки;

-поддержание в надлежащем порядке кредитной системы;

-поддержание денежной стабильности;

-поддержание финансовой стабильности;

-оказание банковских услуг государственным органам, юридическим и физическим лицам;

Функции центрального банка страны на протяжении многих десятилетий достаточно постоянны и включают в себя:

- выпуск банкнот;

-реализация денежно – кредитной политики (изменение нормы обязательных резервов, операции на финансовых рынках, регулирование учетной ставки процента);

-осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;

-мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;

-проведение операций с государственными ценными бумагами;

-осуществление международной деятельности;

-выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований;

-аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов;

-ведение счета государства, на котором отражается движение поступлений и выплат;

-контроль за деятельностью кредитных учреждений;

-формирован курса национальной валюты;

-стабилизация объема денежной массы, находящейся в обращении;

-установление процентной ставки;

-обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;

-поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами;

-защита кредитных прав потребителей.

3.Денежно – кредитное регулирование

В современных условиях наиболее действенными и гибкими рычагами воздействия на экономику являются механизмы денежно – кредитного регулирования.

Денежно – кредитное регулирование – это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Импульсы денежно – кредитного регулирования передаются экономике через банковский сектор.

Объектами денежно – кредитного регулирования являются, прежде всего, спрос и предложение денег.

Для непосредственного регулирования денежной массы в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте.

Денежный оборот регулируется центральным банком также и посредством осуществления кредитной политики, которая бывает экспансионистской и рестрикционной.

Рестрикционная денежно – кредитная политика (ограничительная или политика «дорогих» денег) сопровождается ограничением денежно – кредитной эмиссии, ужесточением условий и сокращением объема кредитных операций коммерческих банков, повышением уровня процентных ставок. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым –по насыщению экономики денежными ресурсами.

Экспансионистская денежно – кредитная политика (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом денежной массы, понижением уровня процентных ставок. Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые посредством выдачи кредитов субъектам экономики увеличивают общую денежную массу в обороте.

Для воздействия на целевые ориентиры денежно – кредитной политики и основные макроэкономические показатели центральный банк использует методы денежно – кредитного регулирования, которые подразделяются на две группы: прямые методы и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив, распоряжений центрального банка, касающихся объема денежного предложения или цены на финансовом, и, в частности, - на денежном и кредитном рынках.

Косвенные (рыночные) методы регулирования денежно – кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования во многом зависит от уровня развития финансового рынка.

Применяются также общие и селективные методы денежно – кредитного регулирования. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, оказывают влияние на денежный и кредитный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.

Центральные банки используют следующие инструменты денежно – кредитного регулирования:

1.Процентная политика центрального банка, представлена двумя направлениями – как политика регулирования кредитов, получаемых коммерческими банками у центрального банка, и как депозитная политика центрального банка. Таким образом она может быть названа политикой учетной ставки, или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает (переучитывает) векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Снижение ее делает для коммерческих банков кредиты дешевле. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационный рост количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает получение коммерческими банками кредитов у центрального банка невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов денежно – кредитной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области денежно – кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить денежно – кредитную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную ставку.

Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков при кредитовании ими своих клиентов и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки служит для коммерческих банков ориентиром при проведении ими кредитных операций.

2. Обязательное резервирование части средств кредитных организаций в центральном банке;

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств (пассивов) кредитных организаций. Данные резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке.

Механизм действия данного инструмента денежно – кредитной политики заключается в следующем:

1) если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для выдачи ссуд своим клиентам. Соответственно, это вызывает мультипликативное уменьшение денежного предложения, так как при увеличении норматива обязательных резервов меняется величина банковского и депозитного мультипликаторов.;

2) при уменьшении норматива обязательных резервов происходит мультипликативное увеличение предложения денег;

Данный инструмент денежно – кредитной политики выполняет две функции:

1) является регулятором денежной массы;

2) является регулятором ликвидности коммерческих банков.

3.Операции центрального банка на открытом рынке – это основной инструмент денежно – кредитной политики в мировой экономической практике.

Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки ценных бумаг у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с кредитного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то деньги переводит на их корреспондентские счета и таким путем увеличиваются кредитные возможности банков. Банки начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией безналичных денег.

Операции на открытом рынке – это рыночный метод регулирования экономики. Используя его, центральный банк должен поставить коммерческие банки в такие условия, когда им будет выгодно покупать или, наоборот, продавать ценные бумаги.

4.Банковское регулирование и банковский надзор.

Банковское сфера во всех странах относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется значимостью для экономики процессов, происходящих в банковской системе. Регулирование и надзор за банками являются составными частями системы государственного регулирования экономики.

Необходимость государственного регулирования банковской деятельности и надзора за банками обусловлена следующими обстоятельствами:

-для эффективной работы банковской системе необходимо доверие общества. Поддержание доверия к банкам обеспечивается путем разработки и установления минимальных стандартов, обеспечивающих безопасность и надежность деятельности банков. При отсутствии такого доверия банки не смогут аккумулировать на своих счетах значительные средства физических и юридических лиц;

- банки обладают способностью выпускать в обращение безналичные деньги посредством кредитования (депозитная эмиссия). Данное обстоятельство требует контроля для предотвращения чрезмерной эмиссии и как следствие инфляции;

-кредитные организации проводят платежи. Сбои в платежной системе опасны огромными потерями для бизнеса и общества;

- целью деятельности кредитных организаций является получение прибыли. Погоня за прибылью неизбежно приводит к высоко рискованным операциям, риски по которым требуют ограничения со стороны регулятора в лице центрального банка.

Банковское регулирование - это разработка и издание центральным банком правил и инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих способы осуществления банковского дела в стране.

Банковское регулирование представляет собой комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Банковское регулирование не может полностью устранить вероятность банкротства банков, но оно снижает совокупные риски банковской деятельности и системные риски, когда банкротство одного или нескольких банков ведет к национальному банковскому кризису.

Цель банковского регулирования – обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Текущие задачи банковского регулирования разнятся и зависят от уровня экономического развития и текущей экономической ситуации.

Задачами банковского регулирования являются:

-создание благоприятных условий для мобилизации сбережений и развития бизнеса;

-обеспечение добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг и на финансовом рынке в целом;

-поддержание устойчивого функционирования национальной платежной системы;

-обеспечение эффективного механизма передачи экономике импульсов денежно – кредитной политики центрального банка;

-противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банковский надзор предусматривает постоянный мониторинг за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства и нормативных документов регулятора.

Система банковского надзора включает:

-типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

-процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

-стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

-обязательность аудиторских проверок;

-порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничение банковских операций;

-порядок назначения временной администрации по управлению банком.

Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора, которые отличаются способами организационного построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах. В некоторых странах.(таких сейчас меньшинство - Великобритания, Италия, Нидерланды) надзорная деятельность осуществляется исключительно центральным банком, в других странах (их тоже немного – Канада, Швейцария) центральные банки практически не участвуют в осуществлении надзора за банками, надзорная деятельность в них сосредоточена в руках других государственных органов, например министерства финансов. В большинстве стран (Германия, Франция, США) надзор за банками проводится центральным банком совместно с другими органами. В Германии – Бундесбанком совместно с Федеральным ведомством по контролю за кредитной деятельностью. Во Франции – Банком Франции совместно с Банковской комиссией. В США – Федеральной резервной системой совместно с Казначейством (через контролера денежного обращения) и независимым агентством – Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Основными формами банковского надзора являются дистанционный надзор, который предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности, и инспекционные проверки на местах.

Дистанционный надзор опирается главным образом на документарные методы, т.е. использует отчетность банков, информацию надзорного органа.

Инспекционные проверки на местах позволяют проверить степень достоверности отчетности и информации, передаваемой банками регулятору, получить наиболее полное представление об операциях банка, его реальном положении, провести качественный анализ кредитного портфеля, оценить деятельность руководства и качества системы управления рисками.

Тема 9. Центральный банк Российской Федерации

1.Правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации

2.Задачи, цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации

3.Операции и сделки Центрального банка Российской Федерации

4.Принципы организации и управления Центральным банком Российской Федерации

5.Органы управления Центральным банком Российской Федерации

6.Государственная регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций

7.Банковское регулирование и банковский надзор

6. Государственная регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций.

Согласно ст. 12 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08. 2001 № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом «О банках и банковской деятельности» специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России.

В целях осуществления контрольных и надзорных функций Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Внесение В ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом – территориальным органом Федеральной налоговой службы (ФНС) России на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.

Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций установлен инструкцией Банка России от 02.04.2010 №135 –И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Банковская лицензия – эт<

Наши рекомендации