Прочие посреднические услуги

- Доверительные (трастовые) услуги коммерческих банков

- Консультационные услуги коммерческих банков

- Депозитарные операции коммерческих банков

Трастовые операции - это операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента и в его интересах.

При выполнении трастовых операций коммерческий банк может выступать в двух ролях:

· являться полным представителем клиента, распоряжающимся его имуществом самостоятельно в пределах договора;

· выполнять строго конкретные операции с собственностью клиента по его поручению.

С помощью трастовых операций у банков появляется возможность решить ряд задач:

· во-первых, это – развитие клиентской базы, улучшение ее качества;

· во-вторых, проникновение на другие сегменты банковского рынка;

· в-третьих, приобретение контроля над фирмами, различными фондами;

· в-четвертых, расширение круга операций и услуг;

· в-пятых, повышение роли банка как участника фондового рынка.

В практической деятельности банков используются следующие виды трастовых операций: доверительное управление и агентские услуги.

Первый вид трастовых операций -доверительное управление. Доверительный управляющий в своих действиях выступает от своего имени, но по поручению и за счет средств клиента – собственника имущества и в случаях, предусмотренных договором, несет материальную ответственность за результаты действий.

Объекты имущества, передаваемого в доверительное управление:

· материальное движимое и недвижимое имущество организаций и граждан;

· денежные средства и документы, сопровождающие их движение;

· права и документы на получение, владение, распоряжение и пользование имуществом, на получение доходов от имущества, финансовых средств;

· ценные бумаги.

Виды услуг по доверительному управлению:

а) для физических лиц:

· передача имущества в наследство;

· управление имуществом по договору;

· опека или попечительство над имуществом полностью или частично недееспособных лиц;

б) для юридических лиц:

· управление имуществом, имущественными правами;

· управление средствами пенсионных фондов;

· управление благотворительными и прочими специальными фондами;

· управление инвестиционными компаниями и фондами.

Второй вид трастовых операций — агентские услуги.

Участниками агентских услуг являются:

· принципал (доверитель) — лицо, поручающее другому лицу выполнить какие-либо действия и передающее ему свои полномочия;

· агент — лицо, действующее от имени принципала и выполняющее в точности его поручение.

Агент выполняет лишь функции поверенного. В соответствии с договором он несет ответственность только за качество исполнения самого поручения, а не за конечные результаты, последствия данного поручения. Агент действует за счет средств принципала и получает от него вознаграждение.

Агентские услуги могут оказываться как юридическим, так и физическим лицам и включают:

· операции на рынке ценных бумаг;

· хранение и передачу денежных и других ценностей;

· оформление доверенности и другие нотариальные услуги;

· получение дохода по акциям и облигациям;

· услуги депозитария и др.

Наиболее распространенными в настоящее время являются следующие виды трастовых услуг, предоставляемых банками:

· ведение личных банковских счетов клиента;

· управление ценными бумагами клиента;

· взимание доходов в пользу клиентов;

· осуществление функций депозитария, а также выполнение операций, сопутствующих этой деятельности;

· временное оперативное управление компанией в случае реорганизации (слияния, поглощения или банкротства) и т.д.

Перечисленные выше трастовые операции не исчерпывают их разнообразия. В банковской системе западных стран их перечень включает несколько сотен видов.

Консультационные услуги;

Расширение разнообразия банковских операций, а также увеличение их сложности вызывают необходимость предоставления клиентам различныхконсультационных услуг (консалтинговых операций).

Банки заинтересованы в консультировании клиентов по целому ряду причин, среди которых в качестве основных можно отметить следующие:

· удержание имеющихся клиентов:

· демонстрация уровня профессионализма служащих банка и их готовности к развитию партнерских отношений с клиентами;

· создание положительного имиджа банка;

· рост банковской квалификации клиентов, что облегчает общение и повышает эффективность взаимодействия сторон;

· привлечение новых клиентов;

· увеличение объема реализации основных услуг (поддерживаемых с помощью консультационных) и в конечном счете получение большей прибыли.

Виды консультационных услуг

Всю совокупность консультационных услуг, которые банки могут оказывать клиентам, целесообразно разделить на два блока:

· услуги общего характера;

· услуги специальные.

Наши рекомендации