МДК 03.01 Основы банковских операций

МДК 03.01 Основы банковских операций

КУРС ЛЕКЦИЙ

Специальность: 38.02.07 «Банковское дело»

ОМСК

СОДЕРЖНИЕ

ТЕМА 1: Основные понятия банковских операций.. 4

1. Принципы и правовые основы осуществления банковских операций. 4

2. Классификация и общая характеристика банковских операций. Активные и пассивные операции. 8

3. Источники формирования доходов и прибыль кредитной организации. 11

4. Банковские риски и методы страхования банковских операций. 17

Тема: 2 Пассивные операции коммерческих банков.. 26

1. Собственные средства кредитных организаций, их формирование. 26

2. Выпуск акций кредитными организациями. 30

3. Депозитные операции. 34

4. Операции по вкладам физических лиц. 37

5. Недепозитные источники привлеченных средств. 40

Тема 3. Безналичные расчеты.. 44

1. Формы безналичных расчетов. 44

Тема 4. Налично-денежные операции.. 54

1. Налично-денежные операции. 54

2. Определение платежеспособности и подлинности банкнот и монет Банка России, а также иностранных государств. 59

Тема 5 Современные банковские технологии.. 76

1. Основные цели и направления автоматизации банковской деятельности. 76

2. Автоматизированные банковские системы. 80

3. Дистанционное банковское обслуживание и его виды.. 87

Тема 6. Кредитные операции.. 92

1. Классификация кредитных операций. 92

2. Кредитная политика банка. 95

3. Кредитные правоотношения. Кредитный договор. 98

4. Способы обеспечения возвратности кредита. Залоговые операции. 110

Тема 7. Сделки и посреднические операции.. 118

1. Лизинг. 118

2. Факторинг. 121

3. Прочие посреднические услуги. 130

Тема 8 операции с ценными бумагами: 134

1. Виды деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг. 134

2. Операции кредитных организаций на рынке государственных ценных бумаг 137

Тема 9. Валютные операции.. 141

1. Организация и правовое регулирование валютных операций. 141

2. Операции по торговле валютой. 147

3. Валютно-обменные операции. 153

Тема 10 Организация кассовой работы в коммерческом банке 157

1. Нормативно-правовое регулирование кассовых операций. 157

2. Классификация банковских ценностей и правила работы с ними. 159

3. Организация рабочего места операционно-кассового работника. 161

4. Виды кассовых документов. 162

5. Порядок совершения кассовых операций с физическими и юридическими лицами 165

6. Бухгалтерский учет кассовых операций. 167

7. Порядок формирования и упаковка банковских ценностей. 170

8. Инкассация банковских ценностей. 173

9. Работа в банке России по эмиссии и изъятию денежной наличности. 176

10. Организация работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками банка России. 180

11. Выполнение и оформление операций с драгоценными металлами и памятными монетами. 183

12. Контроль кассовых операций. 188

Список литературы.. 194

ТЕМА 1: Основные понятия банковских операций

Принципы и правовые основы осуществления банковских операций

- основные принципы банковской деятельности;

- современное банковское законодательство;

- виды банковских операций и услуг.

Классификация и общая характеристика банковских операций. Активные и пассивные операции.

- классификация основных банковских операций;

- активные операции;

- пассивные операции.

В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка основные банковские операции классифицируются на активные и пассивные.

Актив Пассив
1. касса 2. средства на резервном счете ЦБ РФ 3. счета в банках-корреспондентах 4. дебиторы банка 5. кредиты, выданные банком: a) краткосрочные; b) среднесрочные; c) долгосрочные. 6. ценные бумаги, паи и акции, приобретенные банком 7. здания, сооружения и другие основные средства 8. прочие активы 1. уставный фонд 2. резервный фонд 3. другие фонды 4. расчетные и текущие счета юридических лиц 5. счета банков-корреспондентов 6. срочные вклады и депозиты юридических лиц, в том числе сроком свыше 1 года 7. вклады граждан 8. кредиты, полученные у других банков 9. кредиты и другие обязательства банка 10. прибыль 11. прочие пассивы
Баланс Баланс

Активные операции

Активные операции банков – это операции, по средствам которых банки размещают находящиеся в их распоряжении ресурсы.

Очевидно, что коммерческий банк, выполняя свою деятельность, стремится к получению максимально-возможного дохода, однако, как правило, высокодоходные вложения бывают низко-ликвидными, из этого следует, что в погоне за прибылью банк может потерять возможность своевременности расчетов по своим долгам. В банковской практике нарушение сроков расчета является недопустимой оплошностью, совершая активные операции, банк должен решить две взаимосвязанные проблемы: как достигнуть максимальной возможности прибыли и обеспечить ликвидность вложенного капитала.

Наиболее распространенными активными банковскими операциями являются:

ü Ссудные операции, как правило, приносит банкам основную часть доходов. Значение этих операций состоит в том, что посредством их банки превращает временно-свободные денежные средства в действующие, стимулируя процессы.

ü Инвестиционные операции. Здесь банки выступают в качестве инвесторов, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или приобретения права на совместную хозяйственную деятельность. Эти операции приносят банкам доход по средствам прямого участия в создании прибыли. Экономическое назначение указанных операций, как правило, связано с долгосрочным вложением средств в производство. Разновидностью инвестиционных операций банков является вложение средств в здания, оборудование банковских помещений, необходимых для обеспечения условий банковской деятельности. Эти вложения осуществляются за счет собственного капитала банков, они не приносят банкам прямого дохода, однако косвенно влияют на их прибыль и жизнедеятельность. Дорогостоящие банковские оборудования дают возможность расширять услуги банков, повышать качество обслуживания клиентов, а значит, и увеличивать возможности банков. Эти вложения качественно меняют условия труда персонала банка.

ü Депозитные операции заключаются в создании текущих и длительных резервов платежных средств, которые обеспечивают текущую ликвидность банков. К ним относятся:

– остаток кассовой наличности, находящийся у самих банков, обеспечивающий текущие платежи в наличной денежной форме.

– средства на счетах ЦБ РФ (корреспондент. и резервные счета) и в других коммерческих банках.

– вложения высоколиквидных ценных бумаг.

Средства банка, учитываемые на корреспондентском и резервном счете ЦБ РФ, а также кассовая наличность банка является бездоходными, а средства на корреспондентских счетах в других коммерческих банках, вложение в ценные бумаги приносят банку доход.

ü Прочие активные операции банка совершаются с целью привлечения клиентов и получения дополнительного дохода. Они разнообразны по форме, но круг их пока ограничен, к их числу относятся: операции с иностранной валютой; драгоценными камнями; трастовые, лизинговые, факторинговые, расчетные и т.д.

Пассивные операции

Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате которых создаются их ресурсы. Эти операции играют важную роль в деятельности банков. Дело в том, что от суммы средств привлеченных по пассивным операциям зависят возможности эффективного вложения в активные операции. Ресурсы банка делятся на собственные и заемные.

Собственные ресурсы создаются за счет первичной эмиссии ценных бумаг коммерческого банка и отчисление от прибыли банка на формирование или увеличение фондов банка.

Заемные ресурсы формируются в основном за счет получения кредитов от других юридических лиц и осуществление депозитных операций – они составляют основную ресурсную массу банка.

Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал. За счет собственных ресурсов банки покрывают первоначальные расходы на этапе создания банка. Собственные ресурсы необходимы для поддержания устойчивости банка. За счет собственных ресурсов создаются необходимые резервы. Главным источником вложения в долгосрочные активы, также являются собственные ресурсы. Из этого следует, что величина собственного капитала имеет большое значение для банка, определяет его статус и положение на рынке банковских услуг.

Собственные средства банка – совокупность различных по назначению фондов, обеспечивающие экономическую самостоятельность и стабильность функционирования банка.

Собственные средства включают:

ü уставный фонд;

ü резервный фонд;

ü фонд износа основных средств;

ü фонд экономического стимулирования;

ü прибыль текущего года и прошлых лет и т.д.

Деятельность коммерческого банка начинается с образованием уставного капитала. Уставный капитал – сумма средств, зафиксированная в учредительских документах банка. Величина уставного фонда не может быть меньше установленного законодательством уровня. Он образуется из вкладов учредителей банков для обеспечения жизнедеятельности банка.

Вкладом учредителей может быть: собственность учредителей, вносимая в уставной капитал банка в виде зданий, сооружений, оборудования, других материальных ценностей, а также денежными средствами.

Уставный капитал акционерного банка складывается из взносов учасников-акционеров и путем выпуска акций.

Резервный фонд служит для покрытия возможных убытков, связанных с риском банковских операций. Он создается за счет отчислений от прибыли и в соответствии с нормативами, также может поменяться за счет единовременных взносов пайщиков.

Фонд износа основных средств пополняется за счет отчислений амортизации на восстановление основных средств.

Фонды экономического стимулирования образуются по нормативам в соответствии с уставом банка.

Вопросы для самоконтроля:

1) Охарактеризуйте группу активных операций коммерческих банков (приведите примеры).

2) Охарактеризуйте группу пассивных операций коммерческих банков (приведите примеры).

3) В чем отличие активных и пассивных операций коммерческих банков?

4) К какой группе операций относятся кредитные и инвестиционные операции коммерческих банков?

5) На какие две группы делятся все ресурсы банка?

6) Что включают в себя собственные средства банка?

Основные понятия эмиссионных операций

Уставный капитал акционерного банка формируется с помощью эмиссии акций.

Акция — это именная эмиссионная ценная бумага, которая дает право ее владельцу (акционеру):

- на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов;

- участие в управлении акционерным обществом;

- часть имущества, которая остается после ликвидации акционерного общества.

Владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Эмиссионная ценная бумага — ценная бумага, которая характеризуется следующими признаками:

- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению в соответствии с законодательством;

- размещается выпусками;

- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

Именные эмиссионные ценные бумаги — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть указана в реестре владельцев ценных бумаг и по операциям с которыми обязательна идентификация владельца в отличие от ценных бумаг на предъявителя, по которым идентификации владельца не предусмотрена.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть документарными или бездокументарными.

В первом случае владельцу в подтверждение выдается документ определенного образца (сертификат ценной бумаги) с указанием количества ценных бумаг; владелец устанавливается на основании предъявления сертификата ценной бумаги.

Во втором случае в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг производится соответствующая запись и владелец устанавливается на основании записи в реестре, а в случае депонирования ценных бумаг — на основании записи по счету депо.

Эмиссия ценных бумаг — последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Целью первой эмиссии акций является создание уставного капитала акционерного банка. В дальнейшем возможны дополнительные выпуски акций, при этом все последующие эмиссии направлены на увеличение уставного капитала.

Акции подразделяют на обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенная акция дает ее владельцу — акционеру банка право:

- на участие в общем собрании акционеров с правом одного голоса на одну акцию по всем вопросам его компетенции;

- получение дивидендов в соответствии с чистой прибылью банка, остающейся после выплаты дивидендов по привилегированным акциям;

- получение части имущества банка в случае его ликвидации.

Привилегированная акция не дает ее владельцу — акционеру банка право голоса на общем собрании акционеров (за исключением принятия решения о реорганизации или ликвидации акционерного общества). Уставом банка может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров — их владельцев.

Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не может превышать 25 % от уставного капитала банка.

Процедура эмиссии акций

Процедура эмиссии акций включает следующие этапы:

- принятие решения о размещении акций;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) акций;

- государственная регистрация выпуска (дополнительного

- выпуска) акций;

- размещение акций;

- государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций.

Аккумулирование средств в процессе эмиссии акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета.

Рассмотрим подробнее этапы процедуры эмиссии акций.

Принятие решения о размещении акций. Создание акционерного банка путем учреждения осуществляется по решению учредителей на учредительном собрании. Учредители заключают между собой письменный договор о создании акционерного общества, в котором определяется:

- порядок их совместной деятельности по учреждению акционерного общества;

- размер уставного капитала;

- категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей;

- размер и порядок их оплаты;

- права и обязанности учредителей по созданию акционерного общества.

Банк — открытое акционерное общество вправе проводить размещение акций посредством открытой или закрытой подписки. Банк — закрытое акционерное общество не вправе проводить размещение акций посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Публичное размещение ценных бумаг — это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Публичное обращение ценных бумаг — это обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Номинальная стоимость акций выражается в рублях. Если акции реализуются за иностранную валюту, то кроме рублевого номинала на акции может указываться и ее стоимость в иностранной валюте.

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) акций. Решение о выпуске ценных бумаг — документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

Выпуск акций — совокупность всех акций одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость. Дополнительный выпуск акций — совокупность акций, размещаемых дополнительно к ранее размещенным акциям того же выпуска. Акции дополнительного выпуска размещаются на тех же условиях.

Решение о выпуске акций, принимаемое органом управления банка, имеющим соответствующие полномочия, должно содержать основные характеристики выпуска, общие данные о порядке, источниках, методах и сроках проведения мероприятий, связанных с выпуском. При этом учитывается, что при создании акционерного банка или преобразовании его из паевого в акционерный банк, все его акции первого выпуска должны быть распределены среди учредителей банка.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг (указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг) в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тыс. экземпляров.

В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг (указав порядок доступа потенциальных владельцев акций к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг) в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тыс. экземпляров.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций. Государственную регистрацию выпусков акций на основании заявления эмитента осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации — регистрирующий орган.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения всех необходимых документов. Он вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в этих документах.

При государственной регистрации выпуска ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг, а также несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации;

- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг или регистрации проспекта Ценных бумаг, и содержащихся в них сведений требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

- непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

- внесение в проспект ценных бумаг или в решение о выпуске ценных бумаг (в иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Размещение акций. Это этап отчуждения акций эмитентом первым владельцам на основании заключенного договора.

Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске ценных бумаг. При размещении меньшего количества ценных бумаг эмитент должен указать фактическое количество размещенных ценных бумаг в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию.

Эмитент обязан завершить размещение ценных бумаг не позднее 1 года с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций. Не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах их выпуска в регистрирующий орган.

Депозитные операции

- законодательные основы деятельности банков-депозитариев;

- виды депозитарной деятельности;

- содержание работы депозитария банка

Содержание работы депозитария банка

Основное содержание депозитарных операций банков состоит в следующем:

Открытие счета депо – внесение в учетные регистры Депозитария информации о Депоненте, позволяющей осуществлять операции в соответствии с настоящими Условиями.

Прием на хранение и/или учет ценных бумаг Депонента – внесение приходной записи по счету депо согласно Поручению в отношении ценных бумаг, зачисленных на лицевой счет, открытый у соответствующего Регистратора Депозитарию как номинальному держателю;

Снятие с хранения и/или учета ценных бумаг Депонента – внесение расходной записи в отношении ценных бумаг Депонента, которые согласно поручению Депозитария списаны с лицевого счета Депозитария как номинального держателя, зарегистрированного у соответствующего Регистратора;

Перевод ценных бумаг на счете депо Депонента – перевод ценных бумаг между различными разделами счета депо. В ряде случаев перевод осуществляется с изменением места хранения ценных бумаг – операция перемещения ценных бумаг в связи с изменением места хранения.

К таким случаям можно отнести перевод ценных бумаг с основного раздела (ценные бумаги, учитываемые на нем хранятся Депозитарием в реестре) на торговый раздел (ценные бумаги блокированы для торгов и хранятся Депозитарием в расчетном депозитарии Торговой системы), перевод между различными торговыми площадками и т.д.

Внутридепозитарный перевод ценных бумаг – перевод ценных бумаг с одного счета депо (поставщика) на другой счет депо (получателя) внутри Депозитария.

Тема 3. Безналичные расчеты

Формы безналичных расчетов

- расчеты с помощью платежных поручений;

- расчеты по инкассо;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты с использованием пластиковых карт;

В соответствии с действующей практикой мирового финансового рынка допускаются следующие формы международных безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по инкассо; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты в иных формах, предусмотренных международными нормами и обычаями, действующими банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам международных безналичных расчетов в современных экономических условиях можно отнести: расчеты с использованием пластиковых карт; клиринг; расчеты дорожными чеками; электронные расчеты.

Учитывая наличие важных особенностей во взаимоотношениях между участниками расчетов, возникающих при использовании той или формы безналичных расчетов, рассмотрим каждую из них, а также порядок проведения возникающих при этом межбанковских расчетов.

Платежное поручение – письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика, указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Платежное поручение должно содержать обязательные следующие реквизиты:

– порядковый номер платежного поручения и дату его составления;

– сумму денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению;

– наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:

– номер банковского счета;

– наименование банка, в котором открыт данный счет;

– корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка;

– основание осуществления платежа (назначение платежа).

МДК 03.01 Основы банковских операций - student2.ru

Порядок проведения расчетов платежными поручениями:

1 – возникновение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (купля-продажа товаров или других ценностей, оказание услуг, иные основания);

2 – Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк четыре экземпляра платежного поручения о переводе денежных средств Получателю;

3 – Банк Плательщика списывает с его банковского счета сумму платежа, ставит на платежном поручении отметку об исполнении и передает четвертый его экземпляр Плательщику;

4 – Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя и передает ему второй и третий экземпляры платежного поручения. Первый экземпляр с подписями и печатью Плательщика и с отметкой об исполнении остается в Банке Плательщика и подшивается в документы дня; 5 – Банк Получателя зачисляет полученные денежные средства на счет Получателя, ставит отметку об исполнении на полученных экземплярах платежного поручения и передает один из них Получателю, а другой подшивает в документы дня

Расчеты по инкассо – это форма безналичных расчетов, при которой клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента (рис. 17.2). В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования.

МДК 03.01 Основы банковских операций - student2.ru

Порядок проведения расчетов по инкассо:

1 – возникновение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров или иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т.д.); 2 – Получатель денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением необходимых документов; 3 – Банк Получателя передает все полученные документы в Банк Плательщика; 4 – Банк Плательщика уведомляет Плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их Плательщику (только для платежного требования-поручения); 5 – Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); Банк Плательщика списывает со счета Плательщика сумму платежа; 6 – Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя; 7 – Банк Получателя зачисляет полученные средства на счет Получателя

И инкассовое поручение, и платежное требование представляют собой требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

Для осуществления платежа по платежному требованию необходимо, чтобы плательщик акцептовал его, т.е. дал согласие на его оплату. Поэтому, при получении платежного требования банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить его плательщику для получения акцепта. При согласии оплатить платежное требование (акцепте) плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта, платежное требование с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «Сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.

Если это предусмотрено договором между плательщиком и покупателем (импортером и экспортером), то платеж по платежному требованию может быть произведен без согласия (акцепта) плательщика. Основание для безакцептного списания указывается в платежном требовании.

В отличие от платежного требования, списание средств со счета плательщика (импортера) по инкассовому поручению всегда осуществляется в безакцептном порядке, т.е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

Аккредитив – это форма безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. В случае если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой международных безналичных расчетов, но поскольку именно эта форма расчетов представляет собой своеобразную гарантию платежа для продавца (экспортера), то во внешнеторговых сделках она используется достаточно часто (рис. 17.3).

МДК 03.01 Основы банковских операций - student2.ru

Порядок проведения расчетов по покрытому аккредитиву:

1 – Плательщик и Получатель денежных средств заключают между собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива;

2 – Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (Банк-эмитент) заявление об открытии аккредитива, на основании которого Банк-эмитент списывает денежные средства, составляющие сумму аккредитива, со счета Плательщика; 3 – Банк-эмитент передает Исполняющему банку экземпляр заявления об открытии аккредитива и переводит ему сумму аккредитива;

4 – Исполняющий банк извещает Получателя денежных средств об открытии аккредитива в его пользу;

5 – Получатель исполняет свои обязательства перед Плательщиком по договору, указанному в π. 1, т.е. осуществляет поставку товаров или иных ценностей или оказывает услуги;

6 – Плательщик передает Получателю документы, указанные в условиях раскрытия аккредитива; 7 – Получатель передает эти документы в Исполняющий банк, который проверяет их полноту и правильность оформления; 8 – При соответствии представленных документов условиям раскрытия аккредитива, Исполняющий Банк зачисляет сумму аккредитива на счет Получателя

В практике проведения международных безналичных расчетов обычно используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытым (депонированным) считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка получателя денежных средств (исполняющий банк), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывпый аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий или об аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.

Различают также возобновляемые (револьверные, ролловерные) и невозобновляемые аккредитивы, переводные (трансферабельные) аккредитивы, аккредитивы с платежом против документов, акцептные аккредитивы, аккредитивы с негоциацией документов. В случае акцептного аккредитива условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт плательщика. В этом случае, исполняющий банк, помимо проверки соответствия представленных получателем документов условиям открытия аккредитива, для осуществления платежа по аккредитиву должен получить согласие плательщика на его проведение.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем денежных средств, в котором также оговаривается следующее: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива; условия раскрытия аккредитива, т.е. полный перечень и точную характеристику документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву; сроки предоставления вышеуказанных документов.

Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, то банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также иные расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком. Как правило, плательщик платит банку-эмитенту определенную комиссию, которая, помимо компенсации вышеперечисленных расходов, включает в себя определенную прибыль банка-эмитента и исполняющего банка за проведение расчетов по аккредитиву. Если же в течение срока действия аккредитива он не был исполнен, то такой аккредитив закрывается и его сумма возвращается на счет плательщика.

Чек – распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки могут использоваться как физическими, так и юридическими лицами. При этом расчеты чеками между физическими лицами не допускаются (рис. 17.4).

МДК 03.01 Основы банковских операций - student2.ru

Порядок проведения расчетов чеками:

1 – Чекодатель и Банк заключают между собой договор, в соответствии с которым, Банк обязуется оплачивать чеки, выписанные Чекодателем. Банк выдает Чекодателю чековую книжку; 2 – Чекодержатель осуществляет поставку товаров или оказывает определенные услуги Чекодателю; 3 – Чекодатель оплачивает их стоимость путем выписки чека Чекодержателю на соответствующую сумму; 4 – Чекодержатель предъявляет чек Банку-плательщику для оплаты; 5 – Банк выплачивает Чекодержателю сумму, указанную в чеке; 6 – Чекодатель и Банк осуществляют между собой расчеты по оплаченным Банком чекам

Расчеты чеками в практике внешнеторговых и иных форм международных сделок производятся за товары и услуги или другие платежи. Покупатель или заказчик (чекодатель) выписывает продавцу или исполнителю (чекодержателю) чек на сумму стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Чекодержатель предъявляет чек в банк, который осуществляет его оплату. Чекодатель или чекодержатель могу

Наши рекомендации