Проблемы в развитии обязательного страхования в РФ

Существующая в России система ОМС не свободна от ряда недостатков. С принятием в 2010 г. Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в систему были внесены изменения, которые должны улучшить её функционирование и финансовую устойчивость, способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи. Так, решена проблема неоказания медицинской помощи гражданину, находящемуся за пределами места постоянного проживания. Ранее схема взаиморасчетов между разными субъектами Российской Федерации была достаточно сложна, медицинские организации часто не получали деньги за лечение "чужого" больного и не были заинтересованы в оказании ему медицинской помощи. Теперь функция межтерриториальных расчётов поднята на уровень Федерального фонда, который аккумулирует у себя часть средств. Законом установлено, что не позднее 25 дней медицинское учреждение, оказавшее помощь и выставившее счёт, получит деньги за пролеченного больного. За отказ в предоставлении лечения законом установлены штрафы. Федеральный фонд ОМС разрабатывает показатели деятельности страховых медицинских организаций. С 2012 г. предусмотрено дополнительное финансирование для страховой медицинской организации в случае выполнения этих показателей. Кроме того, страховые медицинские организации становятся заинтересованными в контроле объема и качества работы медицинских учреждений и оказываемой ими медицинской помощи. Рейтинг страховых медицинских организаций публикуется на сайтах территориальных фондов ОМС и в средствах массовой информации, проводится мониторинг их деятельности по указанным критериям, и результаты такого мониторинга становятся доступны для граждан. Однако некоторые недостатки при функционировании системы ОМС все же сохраняются. Так, ряд проблем связан с деятельностью медицинских организаций. Новый закон направлен на создание конкуренции между ними, теперь их цель – зарабатывать деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг. Закон также допустил частные медицинские организации к работе в системе ОМС. Однако так как в данный момент действуют крайне низкие тарифы, не позволяющие окупать расходы, число таких медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС, незначительно. Также медицинские организации вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку в виде достаточно больших штрафов за невыполнение условий оказания медицинской помощи. Особенно остро эта проблема стоит для государственных медицинских организаций. Некоторые проблемы связаны с функционированием страховых медицинских организаций. Не так давно произошло ужесточение финансовых условий их работы, увеличился минимальный уровень уставного капитала, что привело к сокращению количества страховых медицинских организаций и был введён запрет на инвестирование средств резервов по ОМС, произошел полный отказ от резервов на уровне страховых медицинских организаций. В случае непредвиденных расходов лечебных учреждений, страховая компания не сможет покрывать их в короткие сроки и инвестиционные доходы возможны лишь от вложения собственных средств. Произошёл также рост расходов страховых медицинских организаций, вызванный новыми требованиями к ним. На сегодняшний день система ОМС часто рассматривается исключительно как источник финансирования здравоохранения и не полностью соответствует страховым принципам. В этом смысле нельзя утверждать, что обязательное медицинское страхование работает как страхование. В частности, территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации не выполняют всех функций страховщика, практически не управляют риском, подлежащим страхованию, а являются техническими агентами по осуществлению "проплат".

Страхование, являясь важной отраслью экономики, обеспечивает значительную часть инвестиций в её развитие, тем самым высвобождая государственный бюджет от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий. Принимая во внимание тенденцию нашего государства к минимизации бюджетных расходов на возмещения понесенных ущербов граждан и организаций, роль страхования в настоящее время возрастает, что придает данной отрасли особое значение.

Помимо перспектив, которые имеет обязательное страхование в РФ, становление системы обязательного страхования ответственности имеет и ряд проблем (некоторые из них рассмотрим поподробней):

1) недостаток опыта у всех участников страхования ответственности;

2) недостаточность проработки законных и подзаконных актов, регламентирующих деятельность в профессиональном направлении существенно затрудняет участие в данной профессиональной деятельности страховых компаний;

3) отсутствие у страховых компаний единого подхода к обязательному страхованию профессиональной ответственности.

Следствием слабой адаптивности к внедрению страхования законодательных актов, регламентирующих профессиональную деятельность, явилось появление у страховщиков разницы в подходах к данному виду страхования, как в части определения страхового возмещения, так и в части определения степени страхового покрытия. Суть страхования заключается в перераспределении средств накопленного страхового фонда, то есть выплате страхового возмещения. В разных страховых компаниях различается перечень рисков, который покрывает договор обязательного страхования. То, что один страховщик трактует как страховое событие, по договору другого страховщика может таковым не считаться. Подобный разброс подходов создает почву для злоупотребления со стороны страховых компаний и со стороны выгодоприобретателей, что, в свою очередь, негативно сказывается на всей системе страхования ответственности в целом.

4) обозначившийся ценовой демпинг (продажа организацией товаров или услуг ниже себестоимости).

Развитие в РФ обязательного страхования ответственности пошло по пути внедрения в практику деятельности профессиональных сообществ вмененных видов страхования.

При этом определение уровня страхового покрытия, равно как и размерности страховых тарифов, оставлено на откуп страховых компаний в отличие от ОСАГО, где перечень рисков и стоимости страхования жестко регламентировано на уровне Федерального закона и Постановления Правительства. В результате сложившейся подобной ситуации, наметилась тенденция ценового демпинга, проводимого страховыми компаниями. Однако демпинг губителен для страхования особенно при осуществлении страхования в момент становления рынка, который может привести к развалу данного вида страхования, так и не дав ему состояться.

5) отсутствие механизма превенции при управлении рисками обязательного страхования ответственности (мероприятий по предупреждению страховых случаев)

Как показала практика страхования ОСАГО, страховщики пренебрегают управлением возможностью наступления риска, сосредотачивая свои усилия на управлении последствиями наступления страхового события. Проведение профилактических мероприятий на уровне одной страховой компании не дадут значимого эффекта. Однако реализация превентивных функций на уровне всей отрасли обязательного страхования принесёт ощутимый результат.

Одним из критериев обязательного страхования является его всеобщность, предполагающая, что все субъекты, указанные в федеральном законе об обязательном страховании, обязаны заключать договоры страхования в отношении установленных имущественных интересов на определенных законом условиях. При этом необходимо различать установленную законом обязанность заключать договор страхования и обязанность страховать, основанную на договоре.

Все виды обязательного страхования проводятся вне зависимости от соглашения сторон на условиях, установленных государством, то есть, обязанность заключать договор страхования может возникнуть только в силу закона. Правовые акты иного уровня такую обязанность установить не могут, поэтому обязательное страхование не может быть введено постановлением главы администрации какого-нибудь территориального образования.

В нынешний период перехода к рынку необходимо решить важнейшие задачи, возникающие при формировании государственной политики в сфере обязательного страхования. Важно в сжатые сроки регламентировать порядок осуществления уже введённых видов обязательного страхования, число которых сегодня превышает 40 и необходимо их пересмотреть и (или) отменить ряд действующих нормативных актов, устанавливающих отдельные виды обязательного страхования.

Одна из них — это разграничивание предметов регулирования обязательного страхования и государственного социального страхования. Проблема усугубляется тем, что сегодня в России отсутствует закон о государственном социальном страховании, в котором были бы определены его понятия, цели, принципы, порядок и условия проведения. Анализируя отношения, возникающие при обязательном страховании и государственном социальном страховании, можно сделать вывод, что в отдельных случаях их трудно разграничить.

Ключевым моментом политики на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. В настоящее время удельный вес обязательного страхования достиг более чем 40 процентов всего страхового рынка. В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования. Практика показывает, что быстрый рост обязательного страхования был неизбежен именно в период возникновения и формирования страхового рынка в условиях экономического спада при неразвитой страховой культуре и обеспечивал ускоренную капитализацию рынка. Наиболее действенным стимулом здесь является проведение налоговой политики, отвечающей существу страховых отношений, законодательное закрепление принципов отнесения производимых страхователями затрат на осуществление страховой защиты своих имущественных интересов к производственным затратам и исключения из совокупного облагаемого дохода физических лиц сумм страховых взносов, уплаченных по договорам страхования.
В области обязательного страхования необходимо соотнести его существующие и планируемые виды с основными целями социально-экономического развития страны, определить перечень обязательных видов страхования в соответствии с ГК РФ и значимостью страховой защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц. В соответствии с этим к числу важнейших видов обязательного страхования следует отнести:

1) обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг (в том числе оценщики, регистраторы);

2) ряд программ обязательного государственного страхования (страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества).

Необходимо прекратить практику необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования, порождаемую стремлением к созданию новых внебюджетных ведомственных фондов, критически оценить обоснованность и эффективность уже существующих фондов. Для дальнейшего успешного развития обязательного страхования в России необходимо обеспечить координацию законодательной базы в области обязательного страхования и профессиональную экспертизу разрабатываемых законопроектов и нормативных документов.

Рекомендации по развитию обязательного страхования в РФ

Несмотря на то, что проблемы развития страхования исследуются учёными, профессиональными страховщиками достаточно широко и во многом наблюдается единство позиций, но по-разному расставляются акценты и приоритеты в комплексном решении проблем обязательного страхования.

Среди основных задач, решение которых является важным для формирования эффективной системы страхования, необходимо отметить следующие:

1) формирование адекватной законодательной базы;

2) создание и обеспечение эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

3) разработка и активное внедрение страховых продуктов, отвечающих интересам населения;

4) проведение политики максимальной информационной открытости, естественным образом ведущую к повышению доверия со стороны населения к страховщикам;

5) постепенная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, характеризующийся углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков;

6) развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

7) совершенствование информационных каналов обязательного страхования;

8) совершенствование продвижения и рекламное обеспечение имеющихся или ещё только разрабатываемых страховых продуктов, создание качественных сайтов с основными характеристиками страховых программ.

Для достижения поставленных задач и целей должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка:

На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

Второй этап предусматривает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Третий этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного страхования. Система обязательного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, которым причинён ущерб, в следующих случаях:

1) в результате воздействия источников повышенной опасности;

2) вследствие недостатков отдельных категорий товаров, работ и услуг;

3) при исполнении работниками своих трудовых обязанностей.

Указанные разновидности обязательного страхования должны стать основой системы обязательного страхования в России. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

1) повышенные требования к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости;

2) формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено;

3) соразмерность страхового тарифа и величины страхового риска;

4) усиление государственного надзора за осуществлением обязательного страхования;

5) реализацию законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей;

6) введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования.

Проблемы на пути развития страхования в нашей стране могут быть успешно разрешены при наличии высококвалифицированных кадров и соответствующего уровня экономического мышления.

Внося изменения в Федеральные законы обязательного страхования, законодателю необходимо исключить неоправданное нарушение прав и свобод страхователей.

Совершенствуя законодательную базу по видам страхования, специалисты страхового рынка выносят на рассмотрение законодателя изменения в системы:

1) обязательного страхования владельца опасного объекта;

2) страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

3) страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном;

4) ОМС.

Дополнительно рассматривается вопрос введения системы возмещения причинённого вреда третьим лицам субъектами предпринимательской деятельности при осуществлении ими соответствующих видов профессиональной деятельности, так как Закон о защите прав потребителей не может охватить все аспекты.

При совершенствовании законодательства об обязательном медицинском страховании предлагается учитывать принципы конкурентной модели, повышения роли конкурентоспособности страховых медицинских организаций, заинтересованности страхователей во взаимосвязных продуктах медицинского обязательного и добровольного страхования.

Можно выделить несколько направлений дальнейшего развития системы ОМС в России:

1) введение единых норм и правил построения системы ОМС для всех субъектов РФ;

2) утверждение единых правил оценки качества медицинской помощи;

3) реализация реального права выбора гражданином медицинской организации и врача;

4) увеличение финансирования системы ОМС и улучшение качества медицинской помощи;

5) обеспечение баланса объема медицинской помощи для базовой программы ОМС с её финансовыми ресурсами;

6) совершенствование деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС.

Основными направлениями законодательства совершенствования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предлагается:

1) обеспечение консолидации данных по страховым случаям в разрезе страховщиков и страхователей, организация и функционирования единых баз с целью предотвращения страхового мошенничества;

2) совершенствование системы прямого возмещения убытков и компенсационных выплат;

3) обеспечение заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения за счет введения льготных тарифов при расчёте страховой премии;

4) внедрение унифицированных систем оценки причиненного ущерба и определения размеров убытков

В рамках совершенствования видов обязательного страхования необходимо совершенствовать законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в части классификации опасных объектов и разработанных в соответствии с этим тарифов; расширения перечня опасных объектов и объёма ответственности страховщика по страховым рискам.

Законодательство обязательного страхования в нашей стране недостаточно развито, рынок страхования освоен не полностью. Эксперты в данной области прогнозируют его скорое развитие, при наличии благоприятной экономической ситуации. Дальнейшее совершенствование обязательного страхования должно быть направлено на повышение привлекательности добровольных страховых продуктов.

Именно с данной позиции необходимо рассматривать вопрос перспектив развития страхового законодательства в России.

В государственной политике наметились тенденции к замене выдачи лицензий на стимулирование самостоятельности, то есть направленность на увеличение числа саморегулируемых профессиональных организаций. Это может привести к появлению на страховом рынке новых видов страхования, а государственные органы избавятся от части обременительных контрольных функций в сфере страховой деятельности. Также государство будет избавлено от необходимости нести убытки из-за оказания некачественных профессиональных услуг страховщиками.

Необходимо понять, что реструктуризация системы обязательного страхования в России не может произойти мгновенно. Государственные органы на протяжении длительного периода времени должны поддерживать систему обязательного страхования до времени формирования стабильной системы страхования ответственности в РФ.

Заключение

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что в данной дипломной работе проведено исследование понятия обязательного страхования, рассмотрена его сущность, характеристика видов страховых отношений, позволяющие понять целесообразность страхования. Обязательное страхование играет большую роль в обеспечении снижения рисков потери имущества и жизни людей, а также в выполнении социальной миссии. Обязательная форма страхования — это страхование, включающее виды имущественного и личного страхования, которые осуществляются на основании закона или нормативно-правового акта, где установлены объекты, стороны, условия страхования, предусматривающее возмещение ущерба или причинение вреда личности при наступлении страхового случая, которое является обязательным для всех участников страхования. Существенными характеристиками обязательного страхования являются: законодательная основа страховых отношений, общегосударственная основа страховых отношений, принудительный характер, всеобщность участия.

Определены основные причины, сдерживающие развитие рынка обязательного страхования в современных условиях (недостаточный перечень страховых услуг, препятствие для размещения акций страховых компаний на внутреннем фондом рынке, недоверие страхователей, принятие не полностью проработанных законов, введение обязательных видов страхования под патронажем отдельных министерств и ведомств, защита рынка от иностранных страховщиков, не достаточная информированность страхователей об изменениях в законодательстве, страховое мошенничество, расширение клиентской базы, монополия на страховом рынке) и факторы, стимулирующие этот процесс.

Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов обязательного страхования (в главной степени ОМС и ОСАГО) и разработку новых законопроектов, необходимость введения которых выявляет существующая социально-экономическая ситуация.

Обязательное страхование является социально значимой сферой, важной для государства.

Введение ОМС было обусловлено необходимостью здравоохранения, повышения качества медицинского обслуживания и так далее. Внедрение ОМС делает возможным выбор лечебного учреждения, лечащего врача. Страховые компании способствуют повышению качества медицинского обслуживания, так как за плохое лечение пациента по решению экспертного совета врач обязан возместить потраченные средства.

ОМС- не автоматическое увеличение окладов, а реальная плата за конкретные медицинские услуги, оказываемые пациентам. Оно становится тем экономическим рычагом, который позволяет провести структурную перестройку системы здравоохранения и финансируется исключительно из средств бюджетов всех уровней и страховых взносов предприятий, учреждений, организаций.

Практика страхования от несчастных случаев показывает, что оно может осуществляться в разнообразных формах. В настоящее время в России страхование от несчастных случаев может быть обязательным или добровольным.

Обязательное страхование рассмотрено с позиций ГК РФ, Закона РФ «Об организации страхового дела», большим объёмом иных федеральных законов.

Обязательное страхование - это переходный этап в становлении страховой культуры, позволяющий воспитывать потребность в приобретении страховых продуктов добровольных видов, минимизировать расходы государства на возмещение нанесённого ущерба, повысить интерес страхователей в страховой защите,

Значение обязательного страхования заключается в том, что оно даёт возможность оказания существенной материальной помощи при сравнительно небольших по размеру страховых взносах, что становится возможным только при более широком круге лиц, участвующих в правоотношениях в рамках обязательного страхования.

Ощущается необходимость совершенствования правового регулирования страховой деятельности. Учитывая это изменения в Закон РФ «Об организации страхового дела» от 28.12.2013 г. внесли основополагающие моменты, ранее законодательно отсутствующие в том числе и предусматривающие уточнение страховой терминологии, прав и обязанностей субъектов страхового дела; унификацию форм и методов контроля и надзора за субъектами страхового дела, обеспечение эффективного расходования средств бюджета на страхование, а так же повышение значимости страховой защиты, а так же позволяющие произвести унификацию деятельности страховых организаций, в том числе и путём ввода минимальных стандартных требований к правилам страхования. Но насущным остаётся вопрос правового регулирования процедуры возмещения.

Это так же является препятствием для развития рынка обязательного страхования. Тормозит развитие и низкий уровень спроса на страховые услуги физических и юридических лиц, в силу низкого уровня доходов и сформировавшегося недоверия надёжности страховых организаций, неразвитость отрасли рыночных отношений, несовершенство нормативно-правовой базы.

Решение проблем развития страховой отрасли в России во многом будет определяться ролью государства. Государственное регулирование рынка страхования должно носить стимулирующий характер и развиваться в направлении развития обязательных видов страхования.

Развитие обязательного страхования приведет к резкому увеличению объёма страхового рынка, но прибыль не будет значительной. Вместе с тем это позволит сформировать отраслевые денежные фонды, которые позволят минимизировать затраты государств при наступлении страховых случаев.

Таким образом, проведённое исследование обязательного страхования позволило наметить основные тенденции в совершенствовании нормативно-правовой базы рынка страховых услуг, а именно:

1) установления приоритетных видов страхования, разработка основ обязательного страхования;

2) создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования.

Но в рамках данной работы не невозможно исследовать весь объём обязательного страхования. За годы существования рынка страховых услуг, он неоднократно претерпевал различные изменения, но так и не удалось сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Обязательное страхование тесно связано с экономикой общества, поэтому следует уточнить его роль в решение социально - экономических задач государства.

Ситуация на рынке обязательного страхования в настоящее время имеет проблемы, они были рассмотрены мной в данной работе. Но все эти проблемы решаемы, с помощью различных разработанных стратегий деятельности страховых компаний, посредством совершенствования законодательных и иных правовых норм. У российских страховых компаний много перспектив для развития, так как российские граждане все с большей серьёзностью стали относиться к страхованию своих имущественных и личных неимущественных благ. Наблюдается более зрелый подход потребителей к приобретению страховой защиты.

Направления развития обязательного страхования будут являться основой для разработки отраслевых программ в этой области. Стратегия развития страхового рынка позволит отрасли выйти на новые рубежи, достичь новых показателей в своей работе, увеличить активы страховых организаций, путём увеличения ассортимента и объёмов предоставляемых страховых услуг, привлечь как можно больше клиентов, путём удовлетворения их потребностей в страховой защите.

Таким образом, обязательное страхование представляет собой особое, предусмотренное законом средство обеспечения публичных интересов и характеризуется тем, что закон обязывает определённое лицо выступить страхователем по договору имущественного или личного страхования. Случаи обязательного страхования оговариваются законодателем в отдельных нормативных актах.

В целом же обязательное страхование является неотъемлемой частью развитого государства, в котором большое внимание уделяется защите прав и интересов граждан.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ.- 29.01.1996.- № 5.- Ст. 410.

3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: // Российская газета- № 148-149-06.08.1998.

4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования»: // Российская газета- № 139- 21.07.1999.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: // Российская газета- № 153-154- 12.08.1998.

6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: //Собрание законодательства РФ- 01.01.2007- № 1 (1 ч.)-ст. 18.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: // Российская газета- № 247- 20.12.2001.

8. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в РФ";

9. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования";

10. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О негосударственных пенсионных фондах";

11. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111 (ред. от 01.12.2014) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";

12. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: // Парламентская газета- № 64- 10-16.12.2010.

13. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 ) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»// Российская газета- № 67- 07.04.1998.

14. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: // Парламентская газета- № 86-14.05.2002.

15. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»: // Собрание законодательства РФ- 02.08.2010- № 31, ст. 4194.

16. Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»: // СЗ РФ-2012- № 25- Ст. 3257.

17. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: // Российская газета- № 6- 12.01.1993.

18. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 (в ред. от 22.07.1998 г.) «Об обязательном личном страховании пассажиров»: // САПП РФ- 1992- № 2- Ст. 35.

II. Материалы судебной практики

1. Определение Верховного Суда РФ от 20 января 2014 г. № 10-В11-15 // СПС "КонсультантПлюс".

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2013 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 5, 2013.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2013 № 300 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 2, февраль, 2014.

III. Учебная и научная литература

1. Адамчук Н.Г., Асабина С.Н., и др. Теория и практика обязательного страхования. Москва: Анкил 2012. – 575 с.

2. Адамчук Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. М.: Анкил 2012. – 578 с.

3. Аксенова И.О. Страхование ответственности за причинение вреда // Приложение к газете «Финансовая Россия». – 2013. – N 3.

4. Страхование: учебник для студентов/ под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В.В. Шахова.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2011.- 495 с.

5. Бондарев Ю.А. Право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, в соотношении с нормами о страховых выплатах по обязательному государственному страхованию // Общество и право.- 2013. -№ 1. - 112 с.

6. Гогин А. А. О некоторых проблемах страхового законодательства / // Финансовое право. - 2013. - N 7. - 50 с.

7. Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации // Законы России: опыт, анализ, практика. -2013. -№ 9.

8. Страхование: учебник для вузов Ермасова Н.Б., Ефимова Н.Ю. и др. -Москва: Юрайт-Издат, 2013.- 256 с.

9. Гражданское право: Учебник для вузов Мартьянова Т.С. Т. 4. 3-е изд. -Москва: Волтерс Клувер, 2013.- 257 с.

10. Страховое право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В. Григорьева, С.Л. Ефимова.- М.: Юнити-Дана; Закон и право. 2013.- 253 с.

11. Сокол П.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (постатейный). -М.: ЗАО "Юстицинформ", 2014.

12. Фогельсон Ю.Б., Рассохин В.В. Гарантированность возмещения вреда в обязательном страховании ответственности и правовые средства ее реализации // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013. -№ 11.

13. Фогельсон Ю.Б. Правовое регулирование ОСАГО. Решённые и нерешённые проблемы//Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №9 -78 с.

14. Страхование: /Учебник для вузов Балабанов И. Т., Балабанов А. И.– СПб: Питер, 2012. – 256 с.

15. Страховое право: /Учебник для вузов Белых B.C., Кривошеев И.В.– Москва: Просвещение, 2012.

22. Зурабов М.Ю. Пенсионная реформа в России. Москва: Просвещение 2012.- 38 с.

24. Социальное страхование: /Учебное пособие. Павлюченко В.Г. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 412 с.

25. Пастухов Б.И. Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса // Финансы, 2013. - №10.- 56 с.

26. Страховое право: Учебник для вузов/ Петров Д.А.– СПб., 2013.- 356 с.

27. Проблемы государственной политики в области обязательного страхования / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2013. - № 17 (84).

28. Романова М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация // Финансы. 2011. №1.

29. Страховое право: Учебник для вузов Худяков А.И. / Спб.: Юридический центр Пресс, 2013.

30. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". - "Деловой двор", 2013 г.

1.

2.

3.

4.

5. См.: пункт 2 ст. 927 Гражданского кодекса РФ.

6.

7.

8.См.: Страховое право: Учебное пособие" /Ширипов Д.В. Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", Москва, 2010.

10.

11.См.: Страхование: учебник для студентов/ под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В.В. Шахова.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2011.- С.211

12. См.: Там же. С. 292

13. См.: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

14.

15. См.: решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2010 г. N ГКПИ07-658 данное решение оставлено без изменения.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22. См.: п. 1 ст. 14 Закона N 255-Ф

23.

24.

25.

26.

Наши рекомендации