Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство

Индийская философия стала результатом преобразования индуистского религиозного мировоззрения

Индийская философская мысль – одна из древнейших в мире. Основные направления: брахманизм, буддизм. История брахманизма начинается с Вед (“ведение, знание”). Веды состоят из – 4 сборников гимнов, песнопений, магических заклинаний, молитв. Философские взгляды брахманизма получили отражение в Упанишадах (одном из этих сборников). По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком, ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад – это разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее значение – это знание эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным – неистинным. Высшее знание – это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности. Главным средством получения которого служит мистическая интуиция. Именно это знание дает власть над миром. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала.

В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама Будда (583 - 483 до н.э.). Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, в Тибете, Китае и Японии. Центром учения являются четыре благородные истины. Перваяиз этих истин -жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Вторая "благородная истина" говорит о происхождении страдания. Корень страдания в жажде жизни, в жажде наслаждения, приводящей ко все новым рождениям. Третья истина – страдание имеет причину, следовательно, возможно прекращение страдания. Наконец, четвертая "благородная истина" говорит о "пути", ведущем к освобождению от страдания. Этот путь: 1) правильное понимание четырех истин, 2) воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами), 3) воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, 3) непричинение зла живому, воздержание от воровства), 4) привычка жить честным трудом), 5) борьба с соблазнами и дурными мыслями), 6) понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни). 7) правильное сосредоточение или направление мысли позволяющее достичь душевного спокойствия и радости; а затем, 8) достижение состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной (буквально: угасание). Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Особо важную роль в становлении философии сыграла математика (появление позиционной системы исчисления и введения нуля) и астрономия.

Особенностью индийской философии можно назвать то, что наиболее типичным для большинства индийских философских школ является представление об Абсолюте (Начале) не как о персонифицированном божестве, а как о безличном, метафизическом принципе. Однако мир развивается именно по законам нравственного порядка. Различные части бытия создают не столько физический, сколько моральный образ мира. Мировые процессы определяются не механическими причинами – взаимодействием этих частей, а моральными, связанными с воздаянием за человеческие поступки. В целом индийская реалистическая философия признавала реальность внешнего мира и отсюда возможность его познания индивидом. Прямо противоположна философская установка буддизма, отрицающая реальность существования как бытия, так и небытия.

Китайская философия

В Китае процесс зарождения философии назван ”эпохой борющихся царств”. В Китае первыми философами выступали бродячие мудрецы, подготовившие своими беседами с народом наступление "золотого века" китайской философии. Самыми известными и популярными были древнекитайские философы: Конфуций и Лао-дзы. Родоначальники: конфуцианства и даосизма Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и определяемая Дао, то есть Единым (а потому истинная), другая – искусственная, порождаемая и определяемая страстями, свойственными человеческому "я" (оттого ложная). Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной.

В бытийном смысле Дао принято понимать не как божественное Начало, но как высший принцип, закон, лежащий в основании саморазвивающегося универсума. Ему подчиняются три мировых силы: Небо–Земля–Человек, а также пять находящихся во взаимодействии элементов: вода, огонь, металл, дерево, земля. Реализуется Дао через два принципа: ЯНЬ и ИНЬ, которые олицетворяют два взаимодополняющие СИНКРЕТИЧНЫХ начала (муж. и жен.). Существование для даосов – это цикличный процесс, круг без начала и конца. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное – полным, кривое – прямым). Эта смена противоположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

Конфуцианство.Родоначальник– Конфуций (551-479 до н.э.), его имя - латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается первым китайским философом, чьё существование документально подтверждено. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Конфуцианцы выбрали за основу своей философии взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая середина" - это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это "благородный человек". В отличие от простолюдина ("низкого человека"), он требователен к себе, ему можно доверить большие дела, живет в согласии с другими людьми, ему легко услужить, он идет на смерть ради человеколюбия. Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

Для Конфуция знать - "значит знать людей". Познание природы интересует его в меньшей степени, хотя занятие наукой (в том числе и естественной) им всячески приветствовалось.

Наши рекомендации