Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире

Первым проблему человека затронул Демокрит.

В учении Д. существовали некоторые этические предпосылки: Д. полагал, что смысл жизни человека – стремление к благу. Важным благом для человека является удовольствие, наиболее значимым удовольствием является спокойствие, безмятежность души, что позволяет человеку созерцать мир, постигать истины, т.е. приобщаться к мудрости. Для того, чтобы следовать таким путем в жизни, человек должен, опираясь на разум вести соразмерный, умеренный образ жизни.

В 5 в. до н.э. в Древней Греции происходит определенное оживление хозяйственной деятельности, торговли, мореплавания, что было связано с возникновением различных союзов и т.д. Вместе с этим развивается и социальная жизнь. Этот процесс потребовал соответствующей подготовки людей к различным профессиям.

В ответ на такую социальную потребность в Древней Греции возникает социальная группа, которая занимается распространением знаний и профессиональной подготовкой (учителя, судьи). Они назывались мудрецами-софистами. Они непосредственно были связаны с познавательской деятельностью, они пытались объяснить познавательские возможности человека, определить рубеж знаний и т.д. Именно поэтому античные софисты пришли к определенным идеям о позновательской деятельности!

II период. Сократ (649-399) :

Идеи софистов стимулировали разработку проблемы человека. В учении СОКРАТа проблема человека была существенно разработана.

· Подчеркивая противоречивость знаний о бытие, С. обратил внимание на то, что человек, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя (способности, границы разума) а уж потом говорить об остальном. В философии С. впервые ставится проблема человека. Если природа и познавалась, то в связи с человеком. Философия – учение о человеке (антропоцентризм)

· Проблема человека – пр. самопознания. Девиз: познай самого себя

· Метод самопознания: С. обратил внимание на разум, мышление, посредством которого и должно осуществляться самопознание. В св.с этим С. впервые подчеркивает, что мышление – не произвольный субъективный процесс, а, напротив, закономерный, подчиняющийся общим правилам. Необходимо изучать сам процесс мышления, только участвуя в нем Þ диалоговый характер мышления. Это все постановка вопроса и ответ на него.

Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Самопознание и должно осуществляться в процессе диалога и посредством его: в процессе общения ч-к ставит какой-то вопрос, предполагая ответ собеседника. Затем ответ анализируется и ставится новый вопрос. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументациюÞдиалог-полемика, спор, дискуссия.

Цель дискуссии – достижение достат. полного, обоснованного определения понятий. С. впервые показал, что понятие - основная форма мышления. Осн. вним. С. уделял определению этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель). Софисты показали гибкость понятий (см. пример про адвоката)

Рационализм Сократа: рассматривая понятие как основную логич. форму, с.осн.вним.уделял определению содержания понятий. Именно в связи с этим С. уделял особое внимание диалогу как способу эффективного уточнения, углубления содержания понятий, способу более точного определения. С т.зр.С.приращение истинных знаний и осуществляется путем определения понятий.

Диалог рассматривался Сократом как столкновение различных и противоположных точек зрения, как уточнение, усиление их аргументации, в рез-те чего достигается синтез, согласие точек зрения Þ более точное и полное определение.

Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в учениях некоторых фил-х школ.

Например, школа киников.

Отвергая общечеловеческое, они оказались независимыми. Киники хотели, чтобы человек был зависим от минимального количества факторов. Диоген Синопский, который жил в бочке – наиболее известная личность из киников. Вел очень активный образ жизни.

Концепция, взгляды киников – выражали определенное понимание свободы, а именно понимание свободы как отказа от социальности общепринятых культурных норм, сведения до минимума потребностей. Киники – название в греч.транскрипции. В римской трактовке – «циники». В этом смысле слово и вошло в культуру.

Развитие взглядов, идей Сократа осуществлялась не только отдельными фил-ми школами, но и творчеством Платона и Аристотеля.

Фил-е идеи П (427-347)

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста Þ бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей Þ своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей Þ душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей…. Т.о., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности.

Такая концепция познания получила название концепции припоминания.

Идеи Платона в их критическом осмысливании были развиты его ученикомАристотелем(з84 – 322). Родился в г. Стагиры Þ его часто называют стагиритом.

Понимание Аристотелем Души и познавательной способности человека

Душа свойственна только естественным предметам, способным к жизни

3 вида души:

1) растительная

2) животная – способность ощущать, и поэтому способность к разным чувствам, эмоциям, страстям

3) разумная – способная к познанию мира

1 и 2 связана с телом и смертна, разумная – бессмертна (у человека есть все три вида души)

Разумная душа – частица мирового божественного разума, где она из божественного разума переходит в тело человека при его рождении, после смерти – опять сливается с божественным разумом.

Разумная душа получает все знания о формах, сущностях. Однако, являясь душой человека, разумная черта утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить знания, необходимы интеллектуальные усилия человека и чувственный внешний толчок ------ познай самого себя, познай свою душу.

Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которые аккумулированы в памяти и создают чувственное знание – опыт.

Опыт, будучи обработан с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний

Содержание этического учения:

Основа: идея свободы. Человек – свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и волей.

Именно от воли зависит выбор человеком пути: добродетель или порок

Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие.

Заложенная в человеке цель может быть реализована:

1) В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности

2) При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом

3) Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она есть цель (впервые в А.Ф.была поставлена проблема «средства-цель»)

Т.о., свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.

Дальнейшая истори7я А.Ф. связана с её третьим – эллинистическим – периодом. Это время, когда Греция утрачивает политическую самостоятельность, полисы исчезают, Греция – часть империи А. Македонского. Образ жизни меняется, в обиход входят война, разруха. Это отразилось на учениях эллинистического периода: в центр внимания философских учений выходит вопрос: как человеку выжить в таких условиях.

Этот период включает три философских направления:

· Эпикур (341 – 270 до н.э.) – эпикуреизм. Представители: Эпикур, Лукреций Кар

· Стоицизм. Родоначальники: Зенон китийский, Сенека, Марк Аврелий

· Скептицизм – Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик

Исходя из идей атомизма Эпикур понимал, что движение атомов – хаотично, случайно, не предопределено чем-либо, а это и лежит в основе свободы человека. Эпикур полагал, что цель философии – во-первых, освободить человека от страха перед богами и, особенно, перед смертью; во-вторых, определить путь человека к счастью.

Каким он его видел? Эпикур указывал на то, что человеку нет смысла бояться смерти, ибо когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть – жизни нет Þ человек со смертью не сталкивается и не знает, что такое смерть. Говоря о смерти, Эпикур был на материалистических позициях: бессмертной души не существует, душа состоит из атомов и после смерти распадается. Человек, который не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, а потому должен стремиться к счастью Þ ПУТЬ Þ человек в жизни должен стремиться к удовольствию (эпикуреизм). Он полагал, что удовольствие не связана с чувственным наслаждением. Удовольствие достигает при существовании двух условий – здоровое тело и безмятежная, уравновешенная душа. Синоним счастья – душевный покой и воля. Чтобы достичь этого, человек должен руководствоваться разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Эпикур связывал жизнедеятельность человека с удовлетворением потребности, различая естественные (необходимые) потребности и потребности, которые не являются таковыми Þ путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет только эти естественные и необходимые потребности.

Свобода человека – его воля, которой подчинены его чувства, страсти и т.д.

Стоицизм – материалистическое, сенсуалистическое, но не атомистическое учение (см. раньше).

Жизнь человека предопределена во всех ситуациях. Но это не исключает свободы человека. Свобода человека заключается в том, что он, опираясь на познанные законы (необходимость действительности), может добровольно учитывать необходимость, ставя цели своей деятельности. Т.о., свобода оказывается познанной необходимостью и добровольным следованием её в своей деятельности.

В основе учения скептицизма – логика. Опираясь на решение логических проблем, скептики переносили логику на человека.

Суть: логическое познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопоставить равносильное ему противоположное суждение Þ многообразие точек зрения Þ человек в своей жизнедеятельности не должен полагаться на логическое познание и вообще иметь какие-либо суждения.

Познаваемо только явление, то есть то, как вещь является человеку, каковы чувственные восприятия, впечатления человека об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтверждающие эти идеи (они называются «тропы» – всего 15 шт.).

Важный вклад в развитие философии внесла античная философия, т.к. именно в этот период была поднята такая проблема, как проблема человека, да и вообще в этот период была поднята вся проблематика философии и на дальнейший этапах развития философии философы уже отвечали на вопросы, которые ставили перед собой античные философы. Теория припоминания Платона была впоследствии использована при развитии гуманистических взглядов философов эпохи возрождения.

Вопрос №13

Наши рекомендации