Творение и время во Вселенной

До «начала» творения

Собственно материальное творение начинается еще до начала материального творения – в вечности.J Начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, рапространяет себя в свою первую экспансию – Господа Балараму. Господь Баларама почти неотличен от Кришны – разве что цветом Своего трансцендентного тела и необыкновеным “эксцентричным” настроением. Кроме того, Господь Баларама испытывает огромное блаженство, считая Себя слугой Кришны, таким образом подтверждая утверждение екала ишвара кришна – ара сарва бхритйа, т.е. Кришна – единственный господин, а все остальные – Его слуги. Господа Балараму называют Верховной Личностью Бога-слуги.

Затем Господь Баларама распространяет себя в первую экспансию чатур-вьюхи, которая проявляет Свои игры в Матхуре и Двараке. Это Васудева (Кришна как сын Васудевы), Санкаршана (Баларама), Прадйумна и Анируддха. Господь Санкаршана является источником бесчисленных форм Нарайаны на планетах Вайкунтхи. Господь Нарайана распространяет себя во вторую форму чатур-вьюхи – Васудевы, Санкаршаны, Прадйумны и Анируддхи. Санкаршана является источником всех джив, как обусловленных, так и находящихся на планетах Вайкунтхи, Прадйумна – источником их разума, Анируддха – ума, а Васудева – их вечным объектом поклонения.

Сама по себе материальная энергия также сущесвтует вечно. В форме инертной прадханы или Причинного Океана каранодака она подобна небольшому облачку в бескрайнем духовном небе и содержет в себе в непроявленной форме все материальные элементы. Господь Санкаршана, принадлежащий ко второй чатур-вьюхе, распространяет Себя в первую экспансию пуруша-аватары – Маха-Вишну (пуруша-аватары – это аватары, в которых Господь осуществляет Свои игры материального творения). Господь Маха-Вишну ложится на воды Причинного Окена на ложе змея Ананта-шеши (который также является экспансией Господа Санкаршаны) и погружается в мистический сон йога-нидру.

Мистический сон Господа – это проявление Его внутренней энергии йога-майи. Кришна уполномачивает йога-майу осуществлять “расстановку декораций” для Своих игр в духовном мире – настолько, что Она вводит в заблуждение даже Самого Кришну. Под ее влиянием Кришна всерьез испытывает страх, когда Мама Яшода гонится за ним с хворостиной. Точно также под ее влиянием пастушок Шридама с вызовом обращается к Кришне: «Кем Ты вообще Себя возомнил? Ты думаешь, что Ты убил Путану? Но ведь все знают, что она встретила свой конец благодаря силе ведических мантр, которые читали брахманы. Или Ты думаешь, что это Ты расправился с Агхасурой? Но вспомни – кроме Тебя в его пасти были тысячи других пастушков. Поэтому еще неизвестно кто из них заставил его оставить тело. Или Ты хвастаешь, что поднял холм Говардхану? Но на самом деле, холм Говардхана был так доволен поклонением, которое совершили ему обитатели Вриндавана, что просто сам взлетел в воздух и парил там в экстазе. И вообще, не бахвалься, потому что, наверное, уже все знают, что совсем недавно тебя с легкостью смогла победить в состязании даже моя сташая сестренка (Шримти Радхарани)!»

Кришну называют Мадана-моханом, то есть Тем, кто очаровывает самого Купидона. Но Шримати Радхарани называют Мадана-мохана-мохини – Той, кто очаровывает Мадана-мохана. Лакшмиджи, супруга Господа Маха-Вишну является экспансией Шримати Радхарани. Шримати Радхарани или Лакшмиджи является олицетворенной «сутью» всей духовной энергии Господа или йога-майи.

Точно также как йога-майа вводит в трансцендентную иллюзию обитателей духовного мира, ее тень, внешняя энергия маха-майа или просто майа, вводит в иллюзию обусловленные живые существа и обеспечивает призрачное разнообразие материального мира. Говорится, что когда Господь изъявляет желание проявлить Свое материальное творение (заметим, это опять существует в вечности), Он бросает взгляд на материальную природу, приводя таким образом ее в движение. Но Господь никогда не общается с майей непосредственно – Он общается лишь со Своей внутренней энергией, которая является Его возлюбленной вечной супругой. Лишь Она одна является объектом трансцендентного взгляда Господа. По одному взгляду Она понимает желание Своего божественного супруга сотворить этот материальный мир, дав таким образом невезучим живым существам попытаться удовлетворить свои материальные желания, разочароваться и, в конце концов, вернуться назад домой к Богу. И ее стремление удовлетворить это желание отражается в том, что материальная энергия, ее тень, приходит в возбуждение. Это было вступление к драме материального творения, которое имеет место в вечности. Итак...

...Совсем забыл пояснить, причем здесь йога-нидра! Поскольку Господь постоянно поглощен Своими играми с вечными спуниками, добровольно отдавая себя под влияние йога-майи, Он, подобно спящему, лично никак не проявляет Себя в делах материального мира. Это делают за Него Его уполномоченные энергии. Поэтому влияние йога-майи по-другому называют йога-нидрой или трансцендентным сном. В подобном состоянии находятся освобожденные преданные Господа, тела которых полностью одухотворены, занятые в трансцендентном любовном служении Господу, и сознание которых постоянно сосредоточено на лилах Шри Шри Радха-Мадхавы...

Итак...

Сарга – первый этап творения

Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштакалийа-лилы Кришны (игры, проходящие в течение восьми различных отрезков дня). И точно также, удовлетворяя это желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.

Таким образом взгляд Господа Маха-Вишну на материальную энергию (детали см. выше) проявляется здесь в форме времени. Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются принципы пуруши или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны и пракрити – материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужской и женский материальные принципы проявляются как Шамбху (Шива) и Майа (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального объекта наслаждения. Любая творческая деятельность в этом мире является результатом взаимодействия мужского и женского начал. Это взаимодействие является семенем извращенного сознания обусловленных живых существ, называемым махат-таттвой. Результат этого взаимодействия проявляется во множестве материальных форм, «материал» для которых «поставляет» прадхана.

В действительности Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире не является независимым пурушей или наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей или пракрити через Шамбху, уполномачивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.

Махат-таттва или совокупное сознание живых существ вначале пребывает в чистой благости, где еще сохраняется осознание живыми существам своего конституционального положения как слуг Кришны, понимания своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей. Это ложное эго проявляется в виде трех стихий – добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в стихии добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов (пока на уровне принципов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов). Ложное эго в стихии страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. Ложное эго в стихии невежества проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств. Более подробно все эти проявления мы рассмотрим в отдельном параграфе.

Висарга – второй этап творения

На следующем этапе Господь творит материальные вселенные. Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансцендентное тело, переходя в непроявленное состояние. Проявив все эти вселенные, Господь Маха-Вишну входит в каждую из них в форме второй пуруша-аватары Гарбходакашайи-Вишну. Каждая из вселенных имеет форму яйца, огруженного семью оболочками – земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго и махат-таттвы. Войдя во вселенную, Гарбходакашайи-Вишну наполняет половину ее своим потом и ложится на воды этого своеобразного океана, океана Гарбходака.

Эта вселенная становится своего рода телом Господа – Его Вселенской формой или вират-пурушей, а Господь Гарбходакашайи-Вишну – душой в этом «теле». Вселенская форма включает в себя в потенциальном состоянии все материальные объекты и понятия, которые будут когда-либо созданы в этой вселенной. Все они являются частями тела вират-пуруши, который имеет мирриады голов, рук, ног, глаз и т.д. – включая наши с вами. Говорится, что горные хребты – это Его позвоночник, леса – волосы, реки – вены. Низшие планетные системы – Его стопы, средние – грудь, а высшие – голова. Подобно этому брахманы являются Его головой, кшатрии – руками, вайшьи – желудком, а шудры – ногами...

Из пупка Гарбходакашайи-Вишну вырастает лотос, из которого рождается Господь Брахма – первое сотворенное существо и вторичный творец во вселенной. В стебле этого лотоса содержатся в своей потенциальной форме вссе четырнадцать планетных систем. После длительных аскез и медитации Господа Брахмы, Господь Вишну, довольный им, являет ему свой трансцендентный облик и дает ему все духовное знание в виде гаятри-мантры, которая неотлична от игр Шри Шри Радхи-Говинды на Голока-Вриндаване, а также материальное знание, открыв ему Свою Вселенскую форму. Обретя знание, Господь Брахма начинает творить, или точнее проявлять уже содержащиеся во Вселенском теле Господа конкретные формы людей, животных, полубогов, других подвижных и неподвижных существ. Какие-то формы он творит сам, какие-то – через своих помощников праджапати или прародителей.

Господь Гарбходакашайи-Вишну затем распространяет себя в третью экспансию пуруша-аватары Кширодакашайи-Вишну или Сверхдуши, в которой Он находится в каждом атоме и сердце каждого живого существа. В форме Сверхдуши Господь поддерживает все в этом творении – буквально, чтобы все по атомам не развалилось. Кроме того Он является свидетелем всех наших желаний и поступков, незримо санкционируя наши наслаждения и страдания. Помимо этого в форме Сверхдуши Господь помогает нам на пути самоосознания, проявляясь как совесть, дающая интуитивное понимание того, что следует делать и чего не следует. Однако тем, кто хотят забыть Его, он предоставляет и эту возможность. Таким образом Кришна в форме Свердухши является источником нашего знания, памяти и забвения. Йоги, достигшие совершенства в своей медитации имеют возможность лицезреть трансцендентный четырехрукий облик Сверхдуши в своем сердце, имеющей «размер» приблизительно с большой палец.

Все лила-аватары Господа, такие как Курма, Матсья, Вамана и другие (кроме Кришны, который является изначальным источником всех воплощений) – являются экспансиями Кширодакашайи-Вишну. Важно понимать, что Сверхдуша – одна. Господь Кширодакашайи-Вишну пребывает на своей особой духовной планете Шветадвипа, расположенной в этой материальной вселенной, и Он лишь проявляет Себя в бесчисленном множестве форм в сердцах всех живых существ. Эти формы неотличных от Него Самого. Таким образом, выражения типа «твоя Сверхдуша» и «моя Сверхдуша» некорректны.

Кала – вечное время

Как уже говорилось, время – это изначальный импульс, приводящий в движение всю машину материального мира. Время – это безличное проявление воли Господа в этом мире. Оно повелевает здесь всем. Все материальные проявления создается, поддерживаются и уничтожеются в соответствии с планом времени. Заметим, что это не относится к преданному служению, которое лежит в юрисдикции непосредственно внутренней энергии Кришны.

Поскольку желания обусловленных живых существ расходятся с желаниями Господа (да они их и не знают), время воспринимается ими как нечто угрожающее их желаниям наслаждаться. Поэтому в их сознании время воспринимается в трех фазах: прошлое, настоящее и будущее. Более того, поскольку материя никогда не может удовлетворить духовные живые существа, они практически не живут в настоящем – они или строят планы на будущее или сожалеют о прошлом. В отличие от них чистый преданный, желания которого заключаются в том, чтобы удовлетворять желания Господа, всегда удовлетворен и живет в вечном настоящем.

Течение время восприниматся всеми индивидуально. Когда мы удовлетворены (то есть наши планы совпадают с планами вечного времени), оно пролетает очень быстро. Когда же мы страдаем (то есть наши планы отличаются от реальности), то оно мучительно долго тянется. Поэтому, например, продолжительность жизни на райских планетах очень велика по нашим земным масштабам, хотя там это не ощущается. А те мгновения, которые по земным масштабам греховное живое существо проводит в аду, воспринимаются им как тысячелетия.

В современной материалистической цивилизации время воспринимается как синоним прогресса и поступательного развития. Это означает, что в прошлом все было менее совершенным, но со временем, благодаря усилиями человека, все развивается и совершенствуется. Эта концепция прогресса проникла даже в некоторые религиозно-философские доктрины, в которых принимается, что изначально Бог чувствовал Себя несколько неполноценным – из-за грехопадения человека. И по мере того, как человек совершенствуется, Бог тоже совершенствуется.

В основе этой концепции прогресса лежит все то же ложное эго – отождествления себя с телом и сильно преувеличенное (если не абсолютизированное) ощущение собственной значимости и независимости. В действительности же этот «прогресс» является лишь небольшой фазой в типичном временном цикле развития: рождение – рост – поддержание – созидание новых «продуктов» с их циклами развития – истощение – уничтожение. Современная цивилизация, находящаяся под влияиием стихии страсти, подобна охваченному азартом игроку, который сохраняет увереность в том, что ему обязательно повезет даже если уже проиграл все до последней копейки и залез в долги. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я время – разрушитель всего».

И действительно цикличность – это естественный способ существования этого матерального мира. Дни сменяют ночи. Времена года сменяют одни другими. Империи возникают, существуют в течение кагого-то времени и затем распадаются. Да и сами вселенные возникают в какой-то момент времени, существуют и в конце концов вновь переходят в непроявленное состояние. Если мы примем простой факт, что человек не управляет природой, а является ее частью и полностью находится под ее контролем, то нам будет легко понять концепцию цикличности времени и в историческом плане.

Временные периоды

Любой объект этого мира – сознательный или бессознательный – имеет свое характерное время или период жизни. Эти характерные периоды подробно объясняются в Ведической литературе и охватывают спектр от микросекундных колебаний атомов до миллиардов лет, относящихся ко времени существования вселенной. Познакомимся с некоторыми из них, начиная с периодов исторического масштаба.

Как описывает великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясадевы и непревзойденный авторитет в астрологии, максимальный период человеческой жизни (в Кали-югу) – 120 лет и 5 дней. Этот период нахывается чакра и равен времени между двумя совпадениями положений Юпитера и Сатурна, по мере того как они движутся через знаки зодиака. Часто эту цифру для удобства огрубляют до 100 лет. Циклы чакр сменяют друг друга: Сперва идет Крита-чакра длиной в 4 чакры или 480 лет. Затем Трета-чакра длиной в 360 лет, затем Двапара-чакра длиной в 240 лет и, наконец, Кали-чакра длиной в 120 лет. По мере смены чакр от Крита-чакры до Кали-чакры добродетель на земле убывает, что находит свое отражение в их названиях. «Крита» на санскрите означает «совершенный», а «Кали» –раздоры.

Цикл из четырех чакр длиной в 1200 лет называется Маха-чакрой. Подобно чакрам, Махачакры также сменяют друг друга в цикле Крита – Трета – Двапара – Кали, образуя таким образом Маха-Маха-чакру длиной в 12,000 лет, которые в свою очередь группируются в Маха-Маха-Маха-чакру длиной в 120,000 лет. Очередная Махачакра начинается с Крита-чакры 28 Мая 2000 года.

В то время как чакры измеряются в земных годах и влияют на ход локальных исторических событий на земле, во вселенском масштабе время измеряется по летоисчислению полубогов. Один день по исчислению полубогов равен одному земному году или 360 дней. Таким образом характерным временем для исторических событий вселенского масштаба является юга –отрезок времени в 120 лет по исчислению полубогов или 432,000 земных лет. Юги точно также сменяют одна другую – Крита-юга (Сатья-юга) длиной в 1,728,000 лет – Трета-юга длиной в 1,296,000 лет – Двапара-юга длиной в 864,000 лет – Кали-юга длиной в 432,000 лет. Мы живем в Кали-югу, которая началась в 3102 году д.н.э.

В Сатья-югу на земле торжествуют принципы религии. Все люди являются возвышенными преданными Господа, которые живут в течением 100,000 лет и поклоняются Ему, практикуя медитацию. В Трета-югу религиозные принципы сокращаются на четверть. В эту эпоху возникает деление на четыре варны, продолжительность жизни сокращается до 10,000 лет, и люди поклоняются Господу, проводя сложные жертвоприношения. В Двапара-югу религиозные принципы убывают еще на четверть, продолжительность жизни сокращается до 1,000 лет (одна Маха-чакра), и предписанным методом поклонения является храмовое служение. Признаки Кали-юги мы описывали в параграфе, где рассказывали про явление Калки-аватары Господа.

Четыре юги образуют одну Маха-югу длиной в 1,200 небесных или 4,320,000 земных лет. 1000 Маха-юг составляют одну Калпу или день Брахмы. После завершения дня Брахмы, он погружается в сон, и вся вселенная за исключением планетных систем Сатья-локи и Таполоки переходит в непроявленное состояние (частичное уничтожение). Ночь Брахмы длится столько же, сколько его день. Господь Брахма живет 100 своих лет, что по земному исчислению составляет 4,320,000 * 1,000 * 2 * 360 * 100 = 311,040,000,000 (триста одиннадцать миллиардов) лет. И это лишь один выдох Господа Маха-Вишну. Наш Брахма прожил уже больше половины отпущенного ему срока...

Один день Брахмы разделяется еще на 14 периодов – Манвантар, связанных с «административной структурой» вселенной. Функция Ману – поддерживать религиозные принципы во вселенной. Таким образом продолжительность одной Манвантары приблизительно равна 71 Маха-югам. Между Манвантарами также происходит частичное уничтожение вселенной – так называемый «вселенский потоп». В настоящее время мы живем в двадцать восьмую Маха-югу седьмого Ману, которого зовут Вайвасвата-ману.

Подводя итог, время является безличным представителем Господа в этом материальном мире, подчиняя все окружающее циклам творени, поддержания и уничтожения. Материальный мир реален, но временен. Кришна же, Его преданные и само преданное служение всегда находятся за пределами влияния майи, в царстве внутренней энергии, даже если и кажется, что они делают что-то в материальном мире.

Задание 98. Изобразите схематически диаграмму экспансий Господа – от Кришны до Кширодакашайи-Вишну

Задание 99. Почему Господь погружаен в мистический сон йога-нидру и что это такое?

Задание 100. Почему Господа называют пурушей?

Задание 101. Опишите основные характеристики пуруша-аватар.

Задание 102. Чем отличается йога-майа от маха-майи?

Задание 103. Как начинается творение?

Задание 104. Что такое время?

Задание 105. Что происходит на первом и втором этапах творения?

Задание 106. Приведите 4 примера того, что за маской так называемого прогресса цивилизации в действительности происходит деградация.

Задание 107. Приведите 4 примера циклических процессов во вселенной.

Задание 108. От чего зависит скорость течения времени?

Задание 109. Какова продолжительность и характеристики четырех Юг?

Задание 110. Какова продолжительность Калпы, Манвантары и дня Брахмы?

Наши рекомендации