Ii. дополнительная тематика курсовых и дипломных работ

Уважаемые студенты! Тематика, предлагаемая вам в данном разделе, в определенной мере конкретизирует «пространство» этического знания, а также демонстрирует возможные варианты построения стратегических установок для вашей исследовательской работы на протяжении всего периода обучения в университете. В каждом обозначенном «мини-комплекте» размещена тема дипломной работы (она выделена жирным шрифтом) и соответствующие ей темы курсовых проектов. Разумеется, вам не обязательно выбирать «полный комплект», - любая отдельная тема может стать предметом вашего интереса на том или ином курсе. Кроме того, внимательно посмотрев на представленные здесь варианты, вы сможете (с помощью научного руководителя) моделировать другие версии, отвечающие вашим индивидуальным ориентациям.

1. Интерпретация идеи гуманизма в древнекитайской этике.

- Интерпретация гуманизма в учении Конфуция.

- Полемика Мэн-цзы и Мо-цзы о природе гуманности.

- Конфуцианство и даосизм: сравнение этических представлений.

2. Исторические формы ригористической этики.

- Основоположения этики стоиков.

- Ригористические идеи в протестантизме.

- Ригористическая ориентация этики И.Канта

3. Долг как категория этики: историко-этическая реконструкция.

- Понятие долга в этике Конфуция.

- Понятие долга в этике И.Канта

- Альтернатива этического и эстетического в учении С.Кьеркегора.

4. Эвдемонистическая традиция в истории этических учений.

- Статус категории блага в этике Аристотеля.

- Эвдемонистическая интенция в этике Эпикура.

- Специфика эвдемонизма Л.Фейербаха.

5. Учение о добродетелях гражданина полиса в древнегреческой этике.

- Учение Платона о нравственности в идеальном государстве.

- Соотношение этики и политики в учении Аристотеля.

- Неоаристотелизм А.Макинтайра.

6. Эволюция этических представлений Древнего Рима.

- Генезис этической мысли Древнего Рима (Цицерон).

- Этические идеи в римском эпикуреизме (Тит Лукреций Кар).

- Специфика этических идей римского стоицизма.

7. Эволюция этики буддизма.

- Сравнительный анализ этических идей в буддизме и джайнизме.

- Интерпретация этической проблематики в чань-буддизме.

- Специфика буддийской этики в ХХ веке.

8. Специфика религиозного обоснования морали в истории этических учений.

- Теоцентрическая этика Августина Блаженного.

- Проблема соотношения морали и религии в философии Фомы Аквинского.

- Обоснование морали в русской религиозной этике конца XIX – начала XX века.

9. Социоцентрическая традиция в истории этических учений.

- Поиск социальных оснований морали в этике эпохи Просвещения.

- Социоцентрическое обоснование морали в учении К.Маркса и Ф.Энгельса.

- Идея эволюции нравственности в работах О.Конта и Г.Спенсера.

10. Сострадание как нравственный феномен.

- Идея сострадания в структуре христианской морали.

- Идея сострадания в контексте этики буддизма.

- Понятие сострадания в этике А.Шопенгауэра.

11. Статус утилитаризма в истории этических учений.

- Утилитаристская этическая программа И.Бентама и Дж.Ст.Милля.

- Утилитаристские мотивы в «этике разумного эгоизма».

- Утилитаризм в этике ХХ века.

12. Экзистенциальная парадигма постановки этических проблем.

- Генезис экзистенциального способа философствования (С.Кьеркегор).

- Этические проблемы в религиозном экзистенциализме.

- Специфика постановки моральных проблем в работах Ж.П.Сартра и А.Камю.

13. Проблема специфики морали: историко-этическая реконструкция.

- Статус и предмет этики в учении Аристотеля.

- Определение специфики морали в этике И.Канта.

- Метаэтика: поиск специфики моральных высказываний.

14. Соотношение морали и политики этическое исследование.

- Соотношение морали и политики в трудах Н.Макиавелли.

- Соотношение морали, права и политики в учении И.Канта.

- Моральные основания современного международного права.

15. Афоризм как жанр моралистической литературы.

- Этический анализ афоризмов древнекитайской литературы.

- Стилистические особенности французской моралистики XVI-XVIII вв. (М.Монтень, Б.Паскаль, Ф.Ларошфуко, Л.Вовенарг, Н.Шамфор).

- Этический анализ афоризмов Ф.Ницше.

16. Проблема теодицее: этические контексты.

- Теоцентрическая этика Августина Блаженного.

- Проблема оправдания Бога за существующее в мире зло в произведениях Ф.М.Достоевского.

- Проблема теодицеи в русской этической мысли конца XIX – начала XX века.

17. Специфика этической методологии в немецкой классической философии.

- Принципы построения этического учения И.Канта.

- Методологические основания этики И.Г.Фихте.

- Диалектика и историзм гегелевского учения о морали и нравственности.

18. Эволюция этических идей марксизма в ХХ веке.

- Этическая проблематика в философии К.Маркса и Ф.Энгельса.

- Особенности развития этики в советский период.

- Этическая проблематика в неомарксизме.

19. Историческая судьба этических идей Ф.Ницше.

- Этические воззрения Ф.Ницше.

- Интерпретация этики Ф.Ницше в русской философии конца XIX – начала XX вв.

- Переосмысление этики Ф.Ницше в западноевропейской философии ХХ века.

20. Космоцентрическая традиция в истории этических учений.

- Метафизические основания этики буддизма.

- Философские основания «Живой этики».

- Космоцентрическая традиция в русской этике.

21. Ненасилие как нравственный принцип.

- Проблема непротивления злу насилием в работах Л.Н.Толстого и И.А.Ильина.

- Теория и практика этики ненасилия в ХХ веке.

- Ненасилие как императив экологической этики.

22. Этическая рефлексия в русской философии «всеединства».

- «Всеединство» Вл.Соловьёва как метафизический и этический проект.

- Духовные основы общественной жизни в этике С.Л.Франка.

- Религиозное обоснование морали в трудах С.Н.Булгакова.

23. Русская экзистенциальная этика: проблемы и особенности.

- Этические проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского.

- Антиномии свободы в этике Н.А.Бердяева.

- Этическая составляющая философии Л.Шестова.

24. Проблема человека в религиозной этике ХХ века.

- Этическая доктрина неотомизма.

- Этические искания в неопротестантизме.

- Нравственная доктрина современной православной церкви.

25. Психологизм и антипсихологизм как методологические установки в этике.

- Интерпретация этических проблем в психоанализе (З.Фрейд).

- Неофрейдистская интерпретация нравственных проблем человека (Э.Фромм).

- Антипсихологическая установка этики И.Канта.

26. Проблема языка морали в этике ХХ века.

- Проблема определения добра в метаэтической программе Дж.Э.Мура.

- Проблема сущего и должного в аналитической этике.

- Логика моральных норм и оценок.

27. Бессмертие как этическая проблема.

- Нравственный смысл учения Н.Фёдорова.

- «Жажда бессмертия» как экзистенциальное нравственное переживание (М. де Унамуно)

- Моральная критика идеи бессмертия в атеистической литературе.

28. Проблема смысла жизни в русской этике конца XIX – начала XX вв.

- Проблема смысла жизни в этике «всеединства» В.Соловьёва.

- Постановка проблемы смысла жизни в этике С.Л.Франка.

- Проблема смысла жизни в работах Е.Н.Трубецкого и С.Н.Трубецкого.

29. Эволюция этики прагматизма.

- Этические идеи Ч.Пирса и Д.Дьюи.

- Проблема целей и средств деятельности в прагматизме.

- Этические аспекты неопрагматизма А.Рорти.

30. Коммуникативный поворот в этике ХХ века.

- Этические аппликации «философии диалога» (К.Ясперс, М.Бубер, М.Бахтин)

- Коммуникативная интерпретация морали в философии Ю.Хабермаса.

- Этические аспекты трансцендентальной прагматики К.О.Апеля.

31. Нравственные характеристики массового общества

- Идея элитарной морали у Ф.Ницше.

- «Восстание масс» в морали (по работам Х.Ортеги-и-Гассета).

- Критика морального «проекта Просвещения» в философии ХХ века (Хоркхаймер, Адорно, Макинтайр, Бодрийяр).

32. Когнитивизм и антикогнитивизм как методологические установки в этике.

- Взаимосвязь добра и истины в классической этике.

- Этический интуитивизм Дж.Э.Мура.

- Выявление специфики моральных высказываний в аналитической этике.

33. Нравственные аспекты религиозных проектов самосовершенствования.

- Буддийская программа самосовершенствования.

- Христианская идея самосовершенствования.

- Модификация христианской идеи самосовершенствования в протестантизме.

34. Справедливость как нравственная ценность.

- Идея справедливости в античных этических учениях.

- Теория справедливости Дж.Ролза: этический аспект.

- Постановка проблемы моральной справедливости в марксистской этике.

35. Патриархальность как черта традиционной нравственности.

- Принципы патриархальной морали в «Домострое».

- Нравы античного мира: от архаических форм к классическим.

- Статус принципа «сяо» (сыновней почтительности) в китайской культуре.

36. Отношение к труду в истории культуры: моральные аспекты.

- Принцип трудолюбия в традиционной нравственности.

- Интерпретация принципа трудолюбия в раннебуржуазной морали.

- Специфика принципа трудолюбия в системе нравственности советского общества.

37. Роль воинского этоса в формировании общечеловеческих нравственных представлений.

- Воинский этос в античной культуре.

- Рыцарская мораль и её историческая судьба.

- Воинские традиции славянских народов: моральные аспекты.

38. Статус идеи патриотизма в исторических системах нравственности.

- Идея патриотизма в нравственной традиции славянских народов.

- Исторические формы космополитизма и его нравственный смысл.

- Сравнительный этический анализ феноменов патриотизма и национализма.

39. Эволюция системы нравственности капиталистического общества.

- Роль протестантизма в формировании раннебуржуазной морали.

- Специфика системы нравственности американского общества.

- Нравственные параметры постиндустриального общества.

40. Новые этические проблемы современной цивилизации.

- Права человека как нравственная ценность современной цивилизации.

- Статус биоэтики в системе научного знания.

- Проблемы и специфика экологической этики.

41. Проблема морального оправдания социального насилия.

- Проблема морального оправдания смертной казни.

- Проблема морального оправдания войны.

- Проблема морального оправдания революционного насилия.

42. Проблемы и специфика экологической этики.

- Нравственные проблемы техногенной цивилизации.

- «Этика благоговения перед жизнью» в трудах А.Швейцера.

- Этика технологического мира в трудах Г.Йонаса и Хёсли.

Наши рекомендации