Г. В. Ф. Гегель о предмете философии религии

Произведения, где поднимается проблема религии: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия истории”. Гегель также счел необходимым “присовокупить” рассмотрение религии в качестве отдельной части к философскому знанию вообще в своих “Лекциях по философии религии”.

Термин «ФР» утвердился благодаря Гегелю, который счёл необходимым присовокупить рассмотрение религии в качестве отдельной части к философскому знанию вообще.

Ø Субъективный и объективный духи ограничены и конечны, абсолютный дух делает себя своим предметом. Он свободен и бесконечен. Формами абсолютного духа является искусство, религия, философия.

Гегель разделяет философскую науку на три части:

1. логику—рассматривающую идею в себе и для себя (царство чистой мысли, наука);

2. философию природы — исследующую идею в ее инобытии (в природе идея существует овнешненная, внешне обнаруженная);

3. философию духа — анализирующую идею, которая возвращается в самое себя из своего инобытия. Абсолютная идея здесь раскрывается в себе и для себя. Религию Г. рассматривает в этом разделе.

Фундаментальная философская дисциплина – логика, как наука о чистой идее, система чистого определения мышления. Гегель онтологизирует логику; все остальное – в т.ч. филрел – прикладная логика.

Ø Определения:

v Религия – создание открывающего себя разума; сознание абсолютной сущности: самосознание Бога.

v Религия есть отношение к абсолютному в форме чувства, представления и веры («Философия права»).

v Религия есть та область, в которой народ выражает свое определение того, что он считает истинным. Определение содержит в себе все то, что относится к сущности предмета, в чем его природа выражается в простой основной определенности, как общая душа всех частностей. Следовательно, представление о боге составляет общую основу народа.

v Религия суть форма абсолютного духа, в которой он выступает как благоговейно представляющий себя, она осмысливается в философии религии.

Важное место в гегелевской философии религии занимает учение о религии, которое утверждает необходимость религии, не принимая установление лишь внешней необходимости и тем самым превращая ее в нечто непреднамеренное, случайное; религия обладает внутренней необходимостью.

Объективная необходимостьрелигии в том, что не мы приводим в движение эту необходимость, но она есть действование самого содержания религии, необходимо обусловленное ее внутренним саморазвитием. Та же необходимость содержится и в познании религии, которое носит субъективный характер.

Ø Постижение религии включает познание Бога, анализ религиозного отношения, исследование культа.

v Определение религии начинается с понятия «Бог»; чтобы постигнуть в мысли, что есть бог, требуется основательная спекуляция, теоретическое умозрение.

Бог –Абсолютная Идея, дух, рассматриваемые как единство понятия и реальности. Бог представляет собой абсолютно истинное, из которого все исходит и к которому все возвращается, от которого все зависит и вне которого ничто не имеет подлинной самостоятельности. Он есть в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее, всесодержащее и придающее всему устойчивость. Бог как всеобщее есть единый и не противопоставлен многим богам: он есть единое и единственное, Бог. Единое и единственное предстает далее как триединое: Бог делает себя предметом для себя, но в этом саморазличении он остается тождественным самому себе. Но определения триединства выступают друг для друга как тождество, как одно. В триединстве различия снимаются, находятся одно в другом. Это снятие реализуется в том, что Бог есть Любовь.

v Далее Гегель переходит ко 2 моменту определения религии – анализу религиозного отношения, которое находит выражение в религиозном сознании. Религия начинается с появления конечного духа (субъективного человеческого сознания). Тогда уже Бог существует для духа, Бог становится предметом сознания. Т.е. религия предстает как отношение субъективного человеческого духа к абсолютному духу.

v Практическая сторона религии представляет собой культ. В культе заключается противопоставление субъекта предмету. Культ снимает субъектно-объектную дихотомию.В культе человек находится по одну сторону, а Бог по другую. Главное, чтобы при этом Я было в боге, а Бог во мне, чтобы было создано конкретное единство. Поскольку Бог здесь (т.е. в сознании), то культ как практическая деятельность в то же время теоретичен.

v Вера – глубина культа, внутреннее определение веры есть свобода.

Ø Религия не является продуктом субъективного сознания, она продукт божественного сознания, деятельности Бога в человеке.

Ø Религиозная вера опосредована в откровение, вовне, но в то же время она является внутренней; не привнесена в человека, но находится в нем самом, в его разуме и его свободе.

Ø Определение религии Гегель строит по модели христианства как истинной религии; лишь в христианстве познается, что есть религия в себе и для себя.

v Христианство – религия откровения, источник откровения – Бог.

Ø Философия, делая предметом рассмотрения религию, не находится в раздвоении с последней, у них общее содержание, потребности и интересы. Предмет философии, как и религии, есть вечная истина в ее объективности, Бог и объяснение Бога.

v Философия тождественна с религией, различие заключается в том, что философия пользуется собственным методом, отличным от религиозного.

v Поясняя религию, философия поясняет самое себя, а поясняя себя, поясняет религию.

Ø Философия рассматривает абсолютное

v во-первых, как логическую идею, как она есть в мысли

v во-вторых, показывает абсолютное в его деятельности, в его воплощениях.

Ø Задачи философии религии:

1. познание логической необходимости абсолютного существа, в процессе прогрессивно развивающихся определений того существа, которое познается как абсолютное;

2. «познание немирского»;

3. познание мирского самосознания, раскрытие того, что является в человеке его высшим назначением.

Наши рекомендации