Появление философии в истории человечества
Кафедра философии
Д.П. Кузнецов
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие для заочных отделений
Многопрофильных медицинских университетов
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
По медицинскому и фармацевтическому образованию
Вузов России в качестве учебного пособия
Для студентов медицинских вузов
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Курск – 2006
УДК 101(072) | Печатается по решению |
ББК 87я7 | редакционно-издательского |
совета ГОУ ВПО КГМУ | |
Росздрава |
Кузнецов Д.П.Основы философии. Учебное пособие для заочных отделений многопрофильных медицинских университетов / Изд. 2-е, испр. и доп.. — Курск: КГМУ, 2006. — 87 с.
Рецензенты:
докт. филос. н., проф. А.А. Баталов (Уральская мед. академия);
докт. филос. н., проф. Г.Е. Корявко
(Курский институт менеджмента экономики и бизнеса);
докт. мед. н., проф. Г.А. Сидоров (Курский гос. мед. ун-т).
Редактор:
докт. филос. н., докт. ист. н., проф. С.П. Щавелёв
Учебное пособие для студентов высшей школы. В нем представлены основные разделы курса философии в соответствии с действующим вариантом Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Обобщен опыт преподавания этой дисциплины в Курском государственном медицинском университете на заочных отделениях фармацевтического, сестринского, экономического факультетов. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы, повторения лекционного материала, а также для подготовки к экзамену по курсу философии. Содержит план и краткий конспект каждой темы, списки используемой литературы, а также приблизительную тематику контрольных работ.
В оформлении использовано изображение древнегреческой богини мудрости Афины на античной монете.
ISBN 5-7487-0985-6 | ББК 87я7 |
ã Д.П. Кузнецов, КГМУ, 2006 |
Содержание
Предисловие …………………………………………………………………… | |
Занятие 1. Появление философии в истории человечества ………………… | |
Занятие 2. Философия как вид знания ……………………………………….. | |
Занятие 3. Исторические формы мировоззрения ……………………………. | |
Занятие 4. Историческое самоопределение философии ……………………. | |
Занятие 5. Русская философия ……………………………………………...... | |
Занятие 6. Философия и медицина …………………………………………… | |
Занятие 7. Онтология — теория бытия мира и человека …………………… | |
Занятие 8. Познание мира, истина и её критерии …………………………… | |
Занятие 9. Научное познание …………………………………………………. | |
Занятие 10. Классификация методов научного познания …………………... | |
Занятие 11. Интеллект человека и уровни его развития ……………………. | |
Занятие 12. Общество и история ……………………………………………... | |
Занятие 13. Глобальные проблемы человечества …………………………… | |
Занятие 14. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции ……………………………………............................................. | |
Занятие 15. Сознание и бессознательное как важнейшие антропологические идеи современной культуры ……………………………………………. | |
Занятие 16. Смысл жизни как философская проблема ……………………... | |
Приложение. Формы самостоятельной работы по философии студентов-заочников ............................................................................................................. |
Предисловие
Курс философии — неотъемлемая часть высшего образования. Это обусловлено как интеллектуальной традицией Европы, так и количественным расширением научного знания, которое требует уяснение теоретического багажа современного способа познания. Задачами курса философии являются: развитие у студентов особого понимания философских идей как наиболее общих оснований европейской культуры; знакомство с теоретико-методологическими вопросами медицины; формирование у студентов навыков объективного, аргументированного обсуждения актуальных проблем жизни и культуры в стиле диалога с инакомыслящими собеседниками.
Жизнь студента-заочника, однако, не проста. Кроме учебы, он обременен работой, семейными обязанностями. Все эти трудности кратно возрастают, если преподаваемый предмет не входит в область собственно профессиональной подготовки. Студенту-медику предлагают на одно-два занятия в неделю «вынырнуть» из области естественных наук и «погрузиться» в самую сложную область гуманитарных исследований — философию. Трудность связана еще и с тем, что в области естественных наук большая часть теорий лежит в рамках принципиально одной и той же культурной парадигмы. Философские же идеи самого обычного курса философии охватывают огромный исторический период, включающий самые разнообразные схемы познания и мышления.
Все названные причины стали основаниями для написания этого учебного пособия. Конечно, невозможно в таком небольшом объеме изложить все идеи философии. Предлагаемое пособие претендует только на представление основных направлений философии, самых центральных её проблем. Оно может служить для систематизации материала, подготовки к экзамену. Для этого каждая тема содержит план, список литературы и краткое изложение темы.
Необходимой частью самостоятельной работы является написание контрольной работы. В качестве темы контрольной работы выносится отдельная проблема или философская доктрина. И в том и другом случае материал пособия может и должен служить своеобразным фоном изучения отдельного вопроса.
В пособии учтена специфика медицинских специальностей. Дана попытка проследить достаточно сложные на сегодняшний день взаимоотношения философии и медицины.
Работа над пособием была распределена следующим образом: канд. филос. н., доцент Д.П. Кузнецов подготовил темы 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 16, приложение.
При подготовке некоторых разделов настоящего учебного пособия автором-составителем Д.П. Кузнецовым использованы материалы его коллег по кафедре философии КГМУ: канд. филос. н., доц. А.Ю. Бубнов (темы 3, 12); канд. филос. н., ст. преп. Е.Г. Гребенщикова (тема 5), канд. филос. н., доц. А.В. Дьяков (тема 4); канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко (тема 11); асс. А.В. Львов (тема 15); канд. филос. н., доцент В.Е. Никитин (тема 14); канд. филос. н., доц. Е.Б. Зыкина (тема 9); асп. В.С. Пьяных (тема 10), канд. ист. н., асс. Д.С. Симкин (темы 14, 16).
Автор-составитель благодарит указанных соавторов.
Занятие 1
ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Историческая топография появления философии.
2. Культура эллинов — матрица нового понимания мира.
3. Понятие "осевого времени" у К. Ясперса.
4. Философия как основа европейской культуры.
Литература
Бонар А. Древнегреческая цивилизация. — М., 1992.
Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1988.
Краткий очерк истории философии. — М., 1971.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М., 1981.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.
Философия появилась примерно 2,5 тысячи лет назад в трёх культурно независимых регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Становление философской мысли в Китае связано с двумя наиболее известными и сохраняющими до сих пор своё влияние школами — даосизмом и конфуцианством. Основателем первой считается легендарный мудрец Лао-Цзы; вторая же названа по имени своего главы Конфуция (кит. Кун-Цзы). Первые философские идеи Индии появляются с возникновением особого слоя ведической литературы — упанишадами. Формируясь на протяжении нескольких тысячелетий в первую очередь как собрание религиозных текстов, Веды порождают собственно философскую традицию примерно в третьем веке до н. э.
Основы европейской рефлексии были заложены милетской и пифагорейской школами. Милетская школа возникла на побережье Малой Азии, там и располагался греческий город Милет. Именно на этой территории широкий обмен культурными достижениями вызвал появление учений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена о вещественном первоначале вселенной. Пифагорейская школа имела своим центром южную Италию и прилегающие острова. Пифагорейцы впервые начали оперировать с числами как с абстрактными величинами. Это объединение мыслителей носило достаточно закрытый характер и напоминало скорее мистико-религиозный орден, чем, скажем, университет. Основоположником школы считался Пифагор, однако его роль в развитии математического и философского знания не представляется определить точно, так как его ученики свои открытия приписывали учителю.
В период возникновения греческой философии в бассейне Средиземноморья существовали древние и, несомненно, интеллектуально мощные цивилизации. Пирамиды и геометрия Египта, зиккураты и астрономия Вавилона, мореходные навыки финикийцев до сих пор поражают воображение. Тем не менее, основы западной науки были заложены сравнительно молодой греческой нацией. Следовательно, эллинская культура содержала такие особенности, которые продуцировали новый вид знания.
Быстрый рост населения и нехватка продовольствия в Древней Элладе вызвали широкую колонизацию. На новых землях греки ознакомились с легендами различных народов и, несомненно, нашли массу несоответствий со своей собственной мифологией. Поставив вопрос о том, какие же легенды достоверны, греки впервые ввели сомнение в качестве основы знания и поняли, что ни одно повествование не может претендовать на полную и абсолютную истинность.
Мифология греков, в отличие от всех средиземноморских народов, была практически полностью антропоморфной. Терриоморфные (чудовищные) боги Древнего Востока отражают особое представление о мире как непостижимом для человека, таком, чьи проявления не могут быть переведены на человеческий язык. Боги греков находятся в тех же отношениях между собой, что и люди. Эта особенность, не раз критиковавшаяся и в греческой мысли, и особенно, в христианстве, характеризует новое понимание универсума как понятного человеку, "говорящего" на человеческом языке, а следовательно, вполне познаваемого.
В греческих городах-полисах сложился особый способ распределения политической власти и управления — демократия. Подкуп всех граждан города был невозможен поэтому, оставался единственный способ — приведение аргументов, понятных для всех, и опровержение мнений оппонентов. Так возник особый способ передачи информации, без которого сегодня представить знание невозможно, — доказательство.
Для появления умозрительного (теоретического) знания необходимо еще и представление о возможности стабильных (постоянных) элементов мышления. Такое представление далеко от обычной жизни человеческой психики, которая скорее напоминает бесконечный поток, где образы-картинки сменяются желаниями, а те в свою очередь словами. Уловить четкую грань между этими элементами практически невозможно; кроме этого, человеческие мнения не постоянны. Представление о возможности стабильных структур мышления стало возможным по мере широкого распространения письменности, т.к. записанное постоянно и неизменно.
Таким образом, греческая культура впервые представила знание как доказательное, умозрительное, основанное на проверке любых данных (принцип сомнения), а мир как сущностно познаваемый.
Культурологи до сих пор ведут спор о причинах "греческого чуда", и все же несомненно, что новый способ знания, как и все мировосприятие греков, требовало особого понимания человека. Внести ясность в этот вопрос постарался блестящий немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс; в его работе "Смысл и назначение истории" было введено понятие "осевое время". Заключения К. Ясперса строились на хорошо известном историческом факте — появление философских традиций Старого света примерно совпадает по времени с рождением новых религий — буддизма, зороастризма, а также проповедью иудейских пророков. Все названные явления укладываются в исторически близкие сроки (VIII – II вв. до Р. Х.). По мнению немецкого мыслителя, и философия, и названные религии обращены к одному и тому же человеку; человеку, который осознал себя личностью, субъектом. Такой человек уже не находится в рамках бесконечного повторения традиционных образцов этнического или социального поведения, он отстаивает возможность собственного действия, жизни по своим собственным правилам. Он ориентируется на необходимость личного религиозного действия, а не просто на принадлежность к народу (древние формы иудаизма) или сословию (брахманизм). В философии человек становится субъектом мышления; он хорошо понимает, что мысли принадлежат именно ему, а не нашептываются богами, как героям Гомера. Такой человек уже не может повторять принятые мнения, а старается вынести собственные суждения. Такова сущностная сторона философии — она невозможна без философствующего, того, для кого философские проблемы являются реальными и осмысленными, а ответы на них жизненно необходимыми.
Философия стала неотъемлемой частью европейской культуры; последнюю по праву можно назвать философской. В настоящее время количество наук достаточно велико и обычный человек не испытывает особого интереса к научным проблемам. На первый взгляд, ситуация с философией аналогична, при всем том за две с половиной тысячи лет философия стала основой европейской культуры, проникнув во все её поры.
Особый образ действия европейцев опирается на абстрактные цели, которые суть идеи, выработанные в философии. Развив понятие "умозрительного мира", философия заменила прагматические цели европейцев абстрактными, которые при всей их призрачности и управляют нашей жизнью. Так, истина (понимаемая как полное соответствие знаний миру) очевидно полностью не достижима, тем не менее именно эта идея управляет миром науки, составляя цель жизни тысяч и тысяч ученых. Теории, общепринятые сегодня, завтра будут отвергнуты — в этом и состоит особенность научного познания, именно поэтому истина, несмотря на её недосягаемость и идеальность, определяет жизнь интеллектуалов. Красота, невозможная как таковая в обыденном мире, является целью и смыслом всей художественной деятельности со времен античности. Добро, понимаемое европейцами, применительно к обществу как равенство, неосуществимо полностью в ежедневной реальности; но эта идея была движущим моментом войн, революций и политических кризисов. Создав мир теории и населив его идеальными сущностями, мы стали жить не в соответствии с ежедневными прагматическими целями, а в соответствии с идеальными целями и принципами.
Структуры мышления, созданные в философии, постепенно внедрились во все сферы мышления и деятельности людей. Совершенным видом познания постепенно стало считаться теоретическое, а основным предположением науки — предположение о внечувственной реальности. В результате развития философии мир сегодня представляется как загадочный, а познание определяется как одна из центральных областей нашей культуры.
Трансформирующееся знание и представление о человеке как личности полностью изменило структуры европейского общества, образцы нашего ежедневного поведения. Обычной стала ориентация на бесконечное изменение жизни, ее совершенствование. Система распределения власти стала опираться на открытое соглашение между людьми, а сама власть стала использовать знание в качестве основного средства управления.
Занятие 2