Феноменология Гуссерля (основные идеи философии)
Феноменология — это учение о сознании, о феноменах (явлениях) и их смыслах; философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей в ткань повседневного опыта.
Основатель: Эдмунд Гуссерль.
Проблемы: знаем ли мы, что такое наше сознание? можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться.
Цель: описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Открыть в неустойчивом и изменчивом явлении твердое и устойчивое бытие - “эйдос”.
Основная работа: «Логические исследования»
Основные принципы:
1. Идеал строгой науки.
2. Освобождение философии от случайных предпосылок.
3. Радикальная автономия и ответственность философствующего.
4. «Чудо» субъективности.
Основное понятие: категория интенциональности - центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.
В направленности на объект всегда присутствует субьективный компонент (психология, переживание, проживание акта созерцания), иначе акт сознания и его объект оказываются лишь абстрактными и метафизическими конструкциями. Интенция не пассивна: она синтезирует и соотносит поток данных таким образом, что мы воспринимаем в той или иной степени идентичный объект и даже можем интуитивно восполнить отсутствующие компоненты.
Понятие редукции. Трансцендентальная философия имеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция - заключение мнений в скобки или откладывание суждений. Стремление сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным, чтобы дойти до бесспорных основ познания.
«Назад к предметам»: вводить в любой философский предмет, в виде его целостной части такую редукцию, которая утверждала бы существование мира до того, как начинается рефлексия. Сознание и вещь даны одновременно, они связаны во времени, но они не подменяют друг друга. Сознание, которое воспринимает вещь, не то же самое, что познание вещи. То, что в вещи от познания, является субъективным, значит, это необходимо удалить, очистить вещь от характеристик, привнесенных познанием.
Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета, не означает усмотрения объективной действительности.
Явление вещи не есть являющаяся вещь: сами явления не являются, они переживаются.
«Абсолютная субъективность»: сознание, направленное к предмету, или поток сознания.
Исходной и фундаментальной характеристикой сознания является предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально. На каждом шагу сознание являет собой непрерывный выход за свои собственные пределы - выход к предмету. Сознание формирует смысл о предмете.
Окончательная проверка всякого знания - феноменологическая интуиция или непосредственное усмотрение сущности.
Феноменология – это метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхождения и объяснения его причин. Движение от самих вещей к их значениям.
.
Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм- направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Истоки – сер. XIX в. (Киркегор), расцвет - 1920-70-е гг.
Проблемы:
•уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего - места в жизни.
Основатель: С. Киркегор(1813 - 1855).
Цель философии: повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».
Основные понятия:
• неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
• подлинное существование -выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Экзистенция - подлинное существование.
Основные представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю.
Карл Ясперс.
Человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью - «как все», не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, подлинного «Я». В особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации- между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцедентальностью - высшим бытием.
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
Приближ. через «шифры» трансцедентального:
•эротика, секс;
• единство себя с собственным внутренним миром
• свобода;
• смерть - конечность бытия.