Тема 2. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Начало средневековья связывают
Средневековаяс падением Западной Римской империи
философия —(476 )
служанка богословияЕсли античная философия выросла на
почве рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит эпохе феодализма (V-XV вв.). Античная философия, как мы видим, при всем развитии представлявших ее течений, в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа. А вот средневековое мышление по существу своему было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него являлась не природа, а Бог.
Средневековая философия охватывает исторический отрезок со ІІ по ХІV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза. К важнейшим чертам относятся:
• тесная связь со Священным писанием, которое рассматривалось исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории;
• монотеизм. Единый, трансцендентный бог был решительно немыслим в рамках античной философии;
• креационизм. Бог творит мир и человека из ничего без посредников, через «слово». Подлинным бытием обладает только Бог, сотворенный мир существует не благодаря себе, а благодаря другому. Идея творения составляет основу средневековой онтологии. Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения - теодицею (оправдание Бога перед лицом царящего на земле зла), эсхатологическую идею, т. е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
В развитии средневековой философии можно выделить несколько этапов:
1. Патристика (учение «отцов церкви») - защита и теоретическое обоснование христианской религии во II VIII вв. В рамках патристики можно выделить промежуточные этапы: апологетика (II-III вв.) - оформление и прояснение христианского мировоззрения и его защита от языческой философии римского государства; классическая патристика (IV-V вв.) - оформление учения о соотношении ипостасей Отца, Сына и Святого Духа, идеи о божественной и человеческой природе Христа, вопроса о грехе и его искуплении; заключительный период (VI VIII вв.) - стабилизация догматики, оформление теологии.
2. Схоластика - рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения в противовес «отцам церкви». Если Тертул-лиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: 48«Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский видел в вере лишь предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь».
В этот период господствующей становится религиозная идеология. В соответствии с христианским вероучением мир рассматривается как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.
Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассматривала знания как божественное откровение.
Западноевропейское средневековье характеризуется духовной диктатурой религии. Лишь те философы, которые разделили религиозные и светские позиция христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов -от церкви.
Средневековый реализм и номинализм |
Религиозная философия в средние века преподавалась во всех школах. Поэтому ее называли школьной философией или схоластикой (от греч. «schole» — школа). В схоластической философии, несмотря на безраздельное господство религиозного мировоззрения, единства не было. В ней имелись два основных направления, между которыми на протяжении нескольких веков шла упорная борьба по проблеме универсалий, т. е. природы общих имен или понятий. Это реализм и номинализм. (Необходимо отметить, что «реализм»
в средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого слова.)
Что же понималось под реализмом философами в средние века? Под реализмом (от лат. «realis» — реальный, вещественный) подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универса-
Рис. 12.Проповедь св. Августина
лии, а не единичные предметы, существующие в окружающем нас мире. Средневековый реализм (особенно в его крайней форме) придерживался платоновского учения об идеях, для которого реальным бытием обладают вечные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи.
По утверждению реалистов, общие понятия существуют реально, образуя самостоятельный и бесконечный мир сущностей, первичных по отношению к человеческому мышлению и единичным предметам. Общее, таким образом, существует до конкретной вещи, вне ее, служит ей порождающей причиной и определяет ее значение в ряду других предметов. Например, идея человека как такового обусловливает бытие отдельных индивидов.
Крупнейшими представителями реализма являлись один из отцов схоластики Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.) и монах доминиканского ордена Фома Аквинский (ок. 1225–1274 гг.). И тот и другой в своих философиях выступали за запрет пересмотра теологических догм. Но между их взглядами есть и различия. Это касается, прежде всего, их точек зрения на соотношение веры и разума. Так, А. Кентербе-рийский считал, что «надо не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы
понимать. Вера важнее понимания». А вот Фома Аквинский пытался примирить веру и понимание (разум). Он не только подчеркивал, что разум — божий дар, но что его надо использовать, чтобы восславить Бога.
Рис. 13.Фома Аквинский |
В своих основных произведениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Фома Аквинский стремится обосновать основные принципы христианской теологии. Он всегда вел борьбу против еретиков, стремился нейтрализовать их каверзные вопросы. Например, может ли Бог создать такой камень, который сам поднять не сможет? Если он не может создать такого камня, то он чего-то не может, если он создаст такой камень, то он не может его поднять. И в том и в другом случае он чего-то не может. Как это совместить со всемогуществом Бога?
Чтобы возвысить Бога, Фома Аквинский сознательно ограничивает его власть. Есть действия, не доступные даже Богу. Бог не может изменить самого себя, он не может лишить человека души или сделать сумму углов треугольника больше 180 градусов. Он не в состоянии уничтожить прошлое, совершить грех, создать другого Бога или ликвидировать себя самого. Главное же, что Бог не может быть телесным существом. Бог — это не телесная, а духовная сущность. Поэтому бессмысленными являются вопросы: что он носит, пьет ли он воду и т. п. По отношению к духовной субстанции все эти вопросы бессмысленны.
В конце XIX века Фому Аквинского причислили к лику святых, одно из самых значительных философских течений на Западе носит его имя. Оно называется неотомизм (имя Фома по-латински звучит как Томас) — это официальная философия римско-католической церкви.
Противоположностью реализму выступает номинализм. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит имя. Согласно учению номиналистов, общие понятия являются лишь обозначениями (именами). Они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, облада-
Рис. 14.Св. Иоанн Богослов |
ющие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежит французский философ-богослов Иоанн Росцелин (ок. 1050-1120 гг.), даже доказали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса. Реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. Нет человека вообще, есть конкретные Пьер, Поль, Жан и Жак. Такая логика приводила к тому, что мир превращался в нагромождение разрозненных вещей, в хаос предметов, между которыми нет ничего общего.
Сатирическое раскрытие крайностей номинализма есть в известном описании Великой академии в Лагоде в «Путешествиях Гулливера» Джонатана Свифта. Один из проектов института языкознания упомянутой академии требовал полного уничтожения слов. Автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья. Он считал, что каждое произнесенное нами слово сопряжено с некоторым изматыванием легких и, следовательно, приводит к сокращению нашей жизни. А так как слова суть только название вещей, то автор проекта высказывает предложение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний. Единственным неудобством такого общения является то, что в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы собеседникам придется таскать на плечах большой узел с вещами. Автор этого проекта был глубоко убежден, что это изобретение благодаря пользе для здоровья получило бы большое распространение, если бы женщины, войдя в соглашение с невеждами, не пригрозили поднять восстание, требуя, чтобы языку была предоставлена полная свобода согласно старому дедовскому обычаю.
Итак, номиналисты провозглашали объективно существующими только отдельные предметы и явления с их индивидуальными качествами. Тем самым они склонялись к материалистической линии в философии. Общие понятия у них являются вторичными. А так как
понятие Бога наиболее общее, то по логике номинализма он-то и должен попасть в разряд «вторичного», производного от мира индивидуальных предметов.
Заметный вклад в развитие средневековой философии в Европе, помимо названных философов, внесли: Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–877 гг.) — основатель схоластики, утверждавший, что между откровением и разумом нет противоречий; Пьер Абеляр (1079–1142 гг.), в своих работах пытавшийся преодолеть односторонность реализма и номинализма; представители шартрской школы философии — Бернар из Шартра (ум. 1130 г.), Жильбер Порретанский (1076–1154 гг.), Теодорик из Шартра (ум. ок. 1053 г.); Альберт Великий (1193–1280 гг.); Роджер Бэкон (1214–1292 гг.), Иоанн Дунс Скот (1266–1308 гг.) и др.
Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что знаменовало собой завершение средневековой философии.
В то время как на Западе философия,
Арабская философия
искусство и наука на определенное вре-
В средние века
мя задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их расцвет. Арабы поддерживали философские традиции и на Западе, в частности, на Пиренейском полуострове, который частично находился под их господством. Арабская философия стала связующим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли и сохранили, и последующей ступенью европейской философии — схоластикой.
По отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на Западе — Аверроэс.
Авиценна (араб. Ибн Сина, 980–
1037 гг.) происходил из туркестанской
Бухары, имел энциклопедическое обра
зование. Главным философским трудом
Авиценны был трактат энциклопедичес
кого характера «Книга исцеления», Рис. 15.Авиценна
содержащий основы логики, физики, математики и метафизики. Кроме того, он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, среди которых большое признание получил трактат «Канон врачебной науки». Философия Авиценны была теоцентричной, однако в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего: материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание универсалий. Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Пьер Абеляр, но по времени раньше. В согласии с другими арабскими философами он учит, что об универсалиях можно говорить трояким способом:
• они существуют до единичных вещей в божественном разуме;
• они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность;
• они существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия.
Для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации. Его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с исламом.
Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королем арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1198 гг.). Происходил он из испанской Кордовы. Известен как теолог, юрист, врач, математик и, прежде всего, как философ. Он является автором известных комментариев к трудам Аристотеля, которого считал величайшим из людей, подлинным философом.
По Аверроэсу материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог также вечен, как и природа, однако не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия. Отрицал он и бессмертность индивидуальной души; при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединяется с телом, как форма с материей, в каждом отдельном существе. Аверроэс различает активный и пассивный разум. Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека, активный - имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен.
Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным. Единичные души (разум индивида) участвуют в нем, содержат его, сам он является надличностным и по
своей сути подобен божественному разуму. Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Интересно, что уже в наше время к подобным выводам пришли К. Циолковский, В. Вернадский и другие ученые.
Аверроэс, не отвергая полностью религию, полагал, что полная истина лишь одна — философская. Неудивительно, что философия Авер-роэса, впрочем, как и философия Авиценны, была резко осуждена исламскими ортодоксами, а их трактаты было предписано сжечь, что, однако, никоим образом не ослабило их влияния.
Такова в общих чертах философия средневековья, которая, развиваясь в рамках теологии, схоластики, догматики, «рационального» обоснования веры, в то же время содержала в себе реальные тенденции, возможности, возникшие и окрепшие в ее рамках, реализация которых послужила великому восстановлению философии, других наук в эпоху Возрождения.