Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, политическая и духовная. Каждая из этих сфер тесно связана с другими, составляющими в своей совокупности целостную систему социальной реальности.

Общественное производство как комплексный процесс есть единство производства, распределения, обмена и потребления. Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без потребления, так же как и потребление невозможно без производства. Производство и потребление пребывают в неразрывном единстве, ведущая роль в котором принадлежит производству. Производство и потребление не только тесно связаны друг с другом, но в определенном смысле даже тождественны. Так, с одной стороны, производство есть одновременно и потребление: потребление рабочей силы, предмета труда и средств труда. С другой стороны, потребление есть одновременно и производство, а именно – производство рабочей силы. Но это тождество не исключает различия. Всегда нужно отличать собственно производство как создание материальных благ от собственно потребления как процесса иного, чем создание материальных благ. Собственно потребление – процесс, подчиненный собственно производству, то есть момент производства, понимаемого в широком смысле.

Все вещи, созданные в процессе производства, рано или поздно потребляются, то есть исчезают. Поэтому они снова и снова должны производиться. Процесс производства всегда есть и процесс воспроизводства. И это позволяет взглянуть на него под новым углом зрения. Каждый конкретный отдельный акт труда может состояться, а может не состояться, но процесса производства в целом не может не быть. Если он прекратится - исчезнут люди, исчезнет человеческое общество. В процессе производства, понимаемого в широком смысле, вещи, созданные в процессе собственно производства, поступают в потребление. Но этот переход от собственно производства к собственно потреблению никогда не происходит непосредственно. Между первым и вторым всегда вклинивается распределение, а во многих обществах также и обмен. Распределение и обмен – это тоже моменты производства в широком смысле слова.

Производство в самом широком смысле представляет собой единство производства как такового, распределения, обмена и потребления. Между производством и потреблением, с одной стороны, и распределением и обменом, с другой, существует важное различие. Собственно производство – по крайней мере, с внешней стороны – есть отношение человека к вещам. Человек при помощи одной вещи изменяет другую. То же самое можно сказать и о потреблении: это также отношение человека к вещам. Человек использует ту или иную потребительную ценность для удовлетворения той или иной своей потребности. Совершенно иначе обстоит дело с распределением и обменом. Они представляют собой не только действия с вещами, но и отношения между людьми. Эти отношения носят название экономических или социально-экономических. Другое их название, введенное в оборот К. Марксом, – это производственные отношения. Люди обычно трудятся совместно. Работники кооперируют свои усилия: сообща изменяют предмет труда или передают его из одних рук в другие, каждый раз подвергая новой обработке. При этом возникает и функционирует определенная организация труда и люди, которые организуют и координируют трудовую деятельность. Все эти связи представляют собой отношения в процессе производства, являются производственными в буквальном смысле этого слова. Кроме привычного обыденного смысла слова «производства» как непосредственного процесса создания вещей – существует и иное его значение: производство в широком смысле, производство как единство собственно производства, распределения и потребления. Именно отношения распределения и обмена, или, иначе, социально-экономические отношения собственности и образуют внутреннюю структуру процесса производства в широком смысле слова. Без производства в широком смысле слова не может быть производства в узком смысле, собственно производства. При этом отношения распределения и обмена – это единственные экономические отношения. Никаких других экономических отношений, кроме них, не существует.

В целях прояснения сущности социально-экономических отношений необходимо задаться вопросом: в каком случае человек может, а в каком не может потребить ту или иную вещь? А это зависит от того, в чьей собственности вещь находится. Если вещь принадлежит данному человеку, то он может ее потребить, если другому – то он ее, не получив согласия собственника, потребить не может. Так возникает понятие собственности. Собственность – такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и людей, и вещи особыми социальными качествами: делает людей собственниками, а вещи – их собственностью. Каждая вещь в человеческом обществе всегда обладает таким социальным качеством. Она всегда не только потребительная ценность, но обязательно одновременно и чья-то собственность (индивида, группы индивидов или даже общества в целом). Этой собственностью не только владеют, но еще и распоряжаются, и пользуются. Именно введение понятий распоряжения и пользования позволяют понять суть отношений распределения и обмена. Распределение – это оставление общественного продукта в собственности, распоряжении либо пользовании тех или иных людей или/и его переход в собственность, распоряжение либо пользование других людей, в результате чего каждый член общества получает определенную долю этого продукта. Обмен – это переход вещей из собственности одних лиц в собственность других, возмещаемый встречным движением материальных ценностей или их знаков. Как уже отмечалось, всякий продукт труда – всегда потребительная ценность и собственность. Любые вещи создаются одновременно как потребительная ценность и чья-то собственность. Поэтому процесс собственно производства вещей – всегда одновременно и процесс поступления вещей в чью-то собственность, то есть процесс распределения. Таким образом, отношения собственности проявляются не только в процессах собственно распределения и обмена, но и в процессе собственно производства. Присутствуя в процессе собственно производства, отношения собственности делают производство в самом узком смысле этого слова отношением людей не только к природе, но и друг к другу, то есть общественным отношением.

Когда весь общественный продукт или, по крайней мере, часть его создается работниками как чужая собственность, процесс собственно производства – это одновременно и процесс эксплуатации человека человеком. Производственные, социально-экономические отношения носят при этом антагонистический характер. В то же время, при социально‑философской характеристике производственных отношений, прежде всего отношений собственности, не следует переоценивать роли насилия в ее возникновении и укреплении. Очевидно, что раб для осуществления производства не меньше нуждается в рабовладельце (как собственнике орудий труда), чем сам рабовладелец – в рабах. Рабу в этом плане гораздо «выгоднее» остаться живым и работать, чем умереть. Рабочий при капитализме, оставшись без работы, может погибнуть с голоду, не вступая в производственные отношения с владельцем средств труда.

Не следует думать о собственнике, как об «эгоисте-угнетателе». Обладание частной собственностью предполагает высокую степень озабоченности, ответственности и тревоги. Частная собственность – это не только владение вещами как таковыми. Эти вещи требуют сохранения, они должны социально функционировать, и только в этом случае они будут иметь смысл для субъекта собственности. А это социальное функционирование объектов собственности не осуществляется само собой, оно предполагает непрерывных и разнообразных усилий, контроля, непрерывного наблюдения и прочее. Собственник постоянно несет это бремя. Кроме того, если вспомнить, что частная собственность динамична, что она функционирует в мятущемся море экономических противостояний, где позиции собственности непрерывно меняются, то и дело попадая в критические ситуации, то становится очевидным, что положение собственника, организатора производства чрезвычайно проблемно и эмоционально нагружено, тревожно и даже, в ряде случаев, трагично.

Наши рекомендации