Из чего возникла философия?
Мнения.По этому вопросу существуют две крайние и три умеренные концепции. Согласно первой крайней концепции, философия ни из чего не возникала. Она настолько качественно отлична от предшествующих ей форм духовной культуры, что применительно к ней сам вопрос «из чего?» бессмыслен. Философия, таким образом, возникла как бы из ничего, в результате своего рода случайной мутации, или смены установки духа. Вторая, противоположная, концепция говорит, что философия была всегда, с момента возникновения «человека разумного». Эти две крайние концепции, на наш взгляд, неверны. И не случайно у философоведов преобладают средние концепции. Философия была не всегда. Она возникла. Было время, когда философии не было, но было нечто родственное ей, так что она возникла не из ничего, а из нечто. Но это нечто разные философоведы понимают по-разному. И здесь тоже есть свои, уже умеренные, крайности. Одни утверждают, что философия возникла из мифологии и только из мифологии или даже религии, другие же думают, что философия возникла из знания и только из знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и «научном».
Первую концепцию из числа умеренных мы называем мифогенной. Вторую из числа умеренных - гносеогенной (от др.греч. gnOsis - познавание, познание, знание). Третью, дуалистическую, то есть признающую два независимых начала философии — гносеогенно-мифогенной концепцией генезиса философии.
Наше понимание:Всем этим концепциям генезиса философии мы противопоставляем свою монистическую гносеогенно-мифогенную концепцию генезиса философии. Философия имела обоих «родителей»: и мифологическое мировоззрение с производящим его воображением, и знание с производящим его интеллектом (или соображением). Нашу концепцию генезиса философии мы может выразить в следующих пяти высказываниях:
1) философия имела и «маму», и «папу»;
2) но «папу» долгое время не допускали до «мамы», потому что «маму» превратили в жрицу;
3) наконец, в условиях экономической и социальной «перестройки», «папе» удалось дорваться до «мамы» — и родилась «дочь» — философия;
4) при этом «мама» — мифология, а «папа» — интеллект;
5) и «мама», и «папа» продолжают жить рядом с «дочерью», причем «дочь» больше тянется то к «папе», то к «маме».
Наука.Что касается науки, то многие отрицают возможность существования науки до философии, профилософской науки. Согласно мнению одних, наука возникла вместе с философией, согласно другим — после философии, но все же в древности, согласно мнению третьих — уже только в Новое время, так что у них получается, что Архимед и Эвклид не учёные, не представители античной науки, а если ученые, то могут быть ученые без науки.
Те же, кто допускает существование науки в древности, иногда сводят науку' к философии. Мы пока не будем вдаваться в сложный вопрос о том, что следует понимать под наукой. Чтобы не увязнуть в спорах, ограничимся тем, что зададимся вопросом: существовал и действовал ли до философии рассудок, ум, интеллект, индийский манас, греческий логос? Соображение? Тем, кто в этом сомневается, мы предложим элементарную задачку из древнеегипетского математического папируса 2-го тысячелетия до Р.Х. на разделение семи хлебов на восемь равных частей при минимальном числе разрезов. И мы утверждаем, что никакие мифы не помогут решить эту и аналогичные ей простейшие математические задачи. Потому что для этого требуется соображение.
Мифология.Генезису философии предшествовал генезис мифологического мировоззрения. Причина этого генезиса для нас тривиальна: начав достраивать себя и через эту достройку изменять окружающую среду, человек начал выделяться из природы. Именно благодаря тому, что человек начал отделяться от других живых существ и выделяться из природы, начав преобразовывать мир и ставя его на службу себе, и зарождается мировоззренческая потребность у людей. Человек начал выделяться из природы именно тогда, когда поместил между своими естественными органами движения (прежде всего руками) и природой искусственное орудие, взяв его, разумеется, из природы, но изменив его в соответствии со своими целями. И пусть все это состояло еще в том, что в тускло освещенной огнем пещере первобытный человек начал стучать камнем по камню, дабы изменить форму последнего, все же во Вселенной стало зарождаться новое, практическое, отношение: начинается космический раскол на субъект и объект. Этот практический раскол не мог не привести к теоретическому расколу, не иметь своего аналога в духовной сфере. Зарождается вопрос об отношении «МЫ» и «ОНО», т.е. основной вопрос мировоззрения и связанные с ним вопросы о происхождении мира, что породило космогонический миф, и человека, что породило антропогонический8 миф. Такие мифы существовали у всех народов.
Истинное изгнание из рая.Выделение человека из природы через достраивание себя ( создание искусственных «рук» — инструментов), с целью преобразования окружающей его природной среды и было, если изъясняться теологическим языком, подлинным самоизгнанием человека из не знающего вещей и всех мук обладания ими рая животного самодостаточного существования в ад бесконечного лишнедействия (животные лишнего не делают, отчего они скорее «sapiens»9, чем человек), уничтожения природы и самопротезирования вплоть до полной замены себя роботом.
Раскол в мироздании.Так или иначе, когда человек стал достраивать себя и выделяться из животного мира, то в мироздании зародилось новое отношение — практический раскол между ОНО(мирозданием) и МЫ (людьми). Этот практический раскол имел свой духовный аспект в виде стихийно зародившегося основного вопроса мировоззрения, вопроса о взаимоотношении ОНОи МЫ.
Великая метафора.На этот вопрос человек мог тогда ответить только в меру своих слабых возможностей. Выделяясь из природы, человек компенсировал это выделение, этот уход из животного рая тем, что в своем воображении очеловечивал и «ороднял» природу.
Поскольку безразличному к нам мирозданию глубоко чуждо всё человеческое, то перенос (метафора) на неё черт человека и родового общества неизбежно породил в сознании человека иллюзорный, сверхъестественный мир мифологического псевдобытия. И во всех мифологиях всех народов существовали мировоззренческие мифы: мифы о происхождении мироздания и человека как части мироздания (космогонические и антропогонические мифы). Через мифы объясняли и частные явления природы.
8 Космогонический миф - миф о происхождении мироздания(космоса), антропогонический миф - миф о происхождении человека. (Прим. ред.)
9 Sapiens (лат.) - разумный. (Прим. ред.).
Ограниченность мифологии.Но никакие мифы не могут заменить реального знания, без которого любое племя, любой народ не выжили бы. Реальные знания часто существовали в оболочке мифов и магических действий и заклинаний. Например, посевная сопровождалась магическими действиями. Конечно, эти действия не подменяли реальные действия. Впрочем, можно представить себе такой коллектив, который так увлекся магическим сопровождением реального разумного целесообразного действия, что забыл посадить картофель. Ясно, что такое племя вымрет с голоду. Случится естественноисторический отбор на выживание. И все встанет на свои места. Впрочем, в математике мифологической оболочки не было. Оттого, что одна из довольно сложных математических задач называлась в Древнем Египте задачей бога Ра, она не превращалась в частицу мифологии. Хотя в реальной производственной жизни были самые дикие представления. Например, в Китае думали, что плавка металла качественно улучшится, если при этом принести в жертву женщину, отчего одна героическая жена сама бросилась в расплавленную массу металла при плавке, осуществляемой её мужем, — и получился знаменитый в Китае меч.
Магия. Мифология. Религия.Мы различаем магию, мифологию и религию. Мифологическая часть религии по существу ничем не отличается от чистой мифологии. Разница функциональная: мифологическое мировоззрение религиозно, когда оно обслуживает религиозный культ. Однако этот культ может приобрести самостоятельную силу, независимую от воли богов. Тогда религиозный ритуал превращается в магический. Так произошло в индийском брахманизме. В религии результат религиозного действия, обычно заключающегося во взятке (жертвоприношении) и просьбе (молитве), предполагает милость (свободную волю) того или иного бога, который может как принять, так и не принять жертву, откликнуться или не откликнуться на молитву, тогда как в магии заклинание и деяние принудительны.
Магия и наука.Магия на первый взгляд подобна науке. В самом деле, магия предполагает наличие необходимых связей, причинно-следственных отношений, и, как и наука, практически применяется в своего рода технике (шаман, например, пользуется специальными приспособлениями). Однако подобие магии науке мнимо. Магия исходит из ложных представлений, что имитация процесса и сам искомый процесс связаны, так что имитируя процесс, можно вызвать сам этот процесс (например, разбрызгивание воды может вызвать дождь), что, далее, воздействуя на отделенную от предмета часть, можно воздействовать на него (например, сжигая отрезанные волосы, причинмить вред бывшему их носителю), воздействуя на изображение человека, причинить вред самому человеку (поэтому не следует фотографироваться, дарить свои фотографии, а тем более допускать печатание своих фотографий в газетах и журналах, и поэтому же следует оправлять постель, хранящую след вашего тела). Мы здесь говорим о черной (вредоносной) магии, но есть и белая («пользо-носная»), в том числе лечебная, которой сейчас пытаются дополнить, а то и заменить научную медицину.
Профилософия.
Художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, с одной стороны, и реальные знания и умения, с другой, и составили профилософию. В самом широком смысле слова профилософия (предлюбомудрие) — это развитое мифологическое мировоззрения — плод воображения и зачатки необходимых для жизнеобеспечения знаний — плод соображения. В более узком смысле слова профилософия — непосредственно то, что в мифологическом мировоззрении и в зачатках знаний сделало возможным появление философии как качественно нового вида мировоззрения, а именно: установка на мировоззренческие вопросы, во-первых, и сам интеллект, во-вторых, который стремился вырваться на мировоззренческие просторы и решить мировоззренческие вопросы по-своему. В еще более узком смысле профилософия — противоречие между мифологическим воображением и интеллектуальным соображением.
Разрешение этого противоречия состояло в том, что ограниченный до этого времени узкими рамками специальных задач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное (можно ещё сказать: мыслящее, доказывающее) мировоззрение. Философия наследует от мифологии как мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта — установку на размышление, доказательность. Интеллектуализация не сводилась, как думают некоторые философоведы, к одному лишь изменению формы мировоззрения путем смены образов на понятия, «понятизацией» мифологических образов, переводом мировоззрения с языка мифологии на язык философии, притом даже таким, что всегда возможен обратный перевод. Нет, возникновение философии было не только формальным, но и содержательным переворотом в духовной культуре. Например, мысль о генетическом первоначале была дополнена мыслью о начале субстанциональном. И это произошло как раз в связи с генезисом философии. Появляется новая проблематика, например, проблема мироздания. Появляется идея объективной необходимости и проблема истины.