Проведение интерактивных занятий

Занятия проводятся в виде моделирования ситуации вхождение в убеждающую коммуникацию, в которой используются задания с применением затрудненных условий понимания текста. Форма проведения занятий - учебная групповая дискуссия, на которой обсуждаются проблемные теоретические вопросы или тексты с затрудненным содержанием.

1) Проблемные теоретические вопросы для организации интерактивных форм обучения (учебные групповые дискуссии)

1. Особенности Риторической концепции Сократа.

2. Особенности риторической концепции Платона.

3. Особенности риторической концепции Аристотеля.

4. Модель убеждающей коммуникации Аристотеля.

5. Динамическая риторика Квинтилиана.

6. Идеоречевой цикл, этапы идеоречевого цикла.

7. Основные этапы коммуникативно-риторической деятельности на уровне вербализации и понимания: изобретение, диспозиция, слововыражение.

8. Изобретение речи. Основные этапы изобретения.

9. Аргументация как база изобретения.

10. Модель «от смысла к тексту» как содержательная сущность изобретения.

11. Композиция и ее роль в порождении и понимании текста.

12. Композиция как проблема точек зрения.

13. Композиционные принципы построения профессионального текста: гармоничность, порционность, цельность, согласованность, соразмерность частей.

14. Средства выражения и их роль в построении речи/текста

15. Принципы адекватности и вариативности – основные принципы словесного выражения.

16. Античный риторический канон.

17. Концепция Аристотеля: ее трансформация от античности к современному состоянию.

18. Риторические концепции Сократа и Платона как база появления концепции Аристотеля.

19.Риторические Концепции Аристотеля и Квинтилиана: общее и различное.

20. Современные риторические школы.

2)Тексты с затрудненным содержанием

Текст 1.

  • Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука.
  • ....Рембрант стоял под дождём в семейных трусах и блаженно улыбался...
  • Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену.
  • Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам.
  • Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка.
  • Богдан Хмельницкий послал русскому царю телеграмму.
  • Сидит Аленушка на камешке, а в заду у нее темный лес чернеется...
  • "И собака ушла, с благодарностью виляя хвостом. Hе многие люди могли бы так сделать!"
  • Дождь бывает грибной, проливной, мелкий и крупнокалиберный.
  • Кактус упал на кота и взвыл от боли.
  • У нас в лесу зимой не осталось ни одной певчей птицы, кроме вороны.
  • Пока мушкетеры не привезли королеве подвески, она вешала на уши лапшу.

Текст 2.

Дорогая Джульетта,


Я очень рад сообщить Вам, что влюбился в Вас 21 июля (в понедельник). В ходе нашей встречи, состоявшейся 13 июля в 15-00 час., я заметил, что Вы обладаете значительным чувственным потенциалом, которому может быть найдено достойное применение.
Поэтому я хотел бы предложить себя в качестве Вашего возможного
любимого человека. Прочность наших отношений будет проверяться в течение трехмесячного испытательного срока, и в случае выяснения нашей совместимости отношения между нами будут переведены на постоянную основу. Разумеется, в период испытательного срока будет осуществляться оценка наших отношений с целью убедиться в возможности Вашего продвижения от статуса подружки до статуса супруги. Все сопутствующие нашим отношениям расходы первоначально будут делиться между нами поровну. В дальнейшем, основываясь на результатах оценки отношений между нами, я смогу взять на себя большую часть расходов. В то же время у меня достаточно духовного богатства, чтобы терпимо относиться к тому, что некоторые расходы Вы полностью возьмете на себя.

Прошу Вас предоставить ответ в 30-дневный срок со дня получения
настоящего письма, в противном случае данное предложение будет
аннулировано без дополнительного уведомления и я буду считать себя вправе выбрать другую кандидатуру.

Буду очень рад, если Вы передадите данное письмо Вашей сестре в случае Вашего отрицательного решения.

С уважением, Ромео

Текст 3.

ПЕРЕСТАРАЛАСЬ

Я ударила его по голове бутылкой она отскочила от лысого черепа выскользнула у меня из рук и разбилась вдребезги усыпав пол осколками так что когда брат искупавшись в бассейне вошел один осколок вонзился ему в левую ступню заставив его от боли схватиться за книжный шкаф временно прислоненный к стене который зашатавшись грохнулся и опрокинул столик в стиле Людовика четырнадцатого где стоял полный стеклянный графин который упал на паркет и покатился как шар в боулинге на ножку торшера с галогеновой лампой а торшер закачался как грот-матчта в бурю и рухнул на включенный телевизор в тот момент когда Эмилио Феде благославлял итальянцев так что телевизор взорвался как бомба брызнув искрами которые как огненный бабочки опустились на ситцевый диван и он загорелся.

Одним словом пожар.

Моему брату удалось спастись.

Мой муж погиб в огне.

Я вся в копоти, но довольна, хотя проще было бы ограничиться ударом бутылкой.

Но он всегда любил усложнять мне жизнь.

Барбара Гарласкелли

Текст 4.

«Два старых одесских маляра, Шанин и Манин, взялись покрасить пароход.

Через месяц, по договору, приехала комиссия, но... пароход оказался выкрашенным лишь с одной стороны.

Члены комиссии обратились к малярам:

- Мы вам деньги заплатили, а вы халтурите!

- Но мы сделали так, как записано в договоре!

- Как так?

- Читайте сами: «Заключен договор. Мы, Шанин и Манин, с одной стороны, и Одесское пароходство, с другой стороны, обязуемся покрасить пароход».

Текст 5.

Некто Адамс, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в научно-исследовательский центр одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: "Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендуется держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте".

Текст 6.

По преданию, легендарный царь Крез, обратившийся к дельфийскому оракулу с вопросом, переходить ли ему со своей ратью реку Галис, получил ответ: "Если будет перейдена река Галис, то рухнет могучее царство". Войска Креза переходят реку, и могучее царство действительно гибнет, только им оказывается царство самого Креза.

Текст 7.

"В трактире "У чаши" сидел только один посетитель. Это был агент тайной полиции Бретшнейдер. Трактирщик Паливец мыл посуду, и Бретшнейдер тщетно пытался завязать с ним серьезный разговор.

...- А когда-то здесь висел портрет государя императора... Как раз на том месте, где теперь зеркало.

- Вы справедливо изволили заметить, - ответил пан Паливец, - висел когда-то. Да только гадили на него мухи, так я убрал его на чердак. Знаете, еще позволит себе кто-нибудь замечание, и посыплются неприятности. На кой черт мне это надо?

...Бретшнейдер показал Паливцу своего орла, с минуту глядел на трактирщика и потом спросил:

- Вы женаты?

-Да.

- А может ваша жена вести дело вместо вас?

- Может.

- Тогда все в порядке, уважаемый, - весело сказал Бретшнейдер.

- Позовите вашу супругу и передайте ей все дела. Вечером за вами приедем...

- Не тревожься, - утешал Паливца Швейк. - Я арестован всего только за государственную измену.

- Но я-то за что? - заныл Паливец. - Ведь я был так осторожен! Бретшнейдер усмехнулся и с победоносным видом пояснил:

- За то, что вы сказали, будто на государя императора гадили мухи. Вам этого государя императора вышибут из головы" (Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка).

Текст 8.

"...- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?

- Никого, - сказала Алиса.

- Мне бы такое зрение! - заметил Король с завистью. - Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю! (Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье).

Оценочные средства

Вопросы к экзамену (зачету):

1. Особенности античного риторического канона.

2. Риторическая концепция Сократа.

3. Риторическая концепция Платона.

4. Риторическая концепция Аристотеля.

5. Риторическая концепция Квинтилиана.

6. Античный риторический канон и неориторика.

7. Риторический канон эпохи средневековья и Возрождения.

8. Трансформации убеждающей концепции Аристотеля в неориторику.

9. Динамическая концепция Квинтилиана.

10. Вербальная коммуникация.

11. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика.

12. Средства коммуникации. Место естественного языка среди других знаковых систем.

13. Соотношение «язык» - «речь». Речевое общение как способ коммуникации.

14. Функции речи.

15. Речь как способ передачи информации.

16. Модель речевой коммуникации. Компоненты модели речевой коммуникации.

17. Формы речевой коммуникации.

18. Диалог как форма речевой коммуникации.

19. Монолог как форма речевой коммуникации.

20. Устная и письменная речевая коммуникация.

Критерии оценки:

Оценка «Отлично» выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы членов экзаменационной комиссии. Оценка «Отлично» выставляется, если на два вопроса задания (из трёх) даны полные правильные ответы и на третий вопрос дан неполный ответ (имеются недочеты).

Оценка «Хорошо» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим способность к самостоятельному восполнению и обновлению знаний в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы членов экзаменационной комиссии, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях. Оценка «Хорошо» выставляется, если на два вопроса задания (из трёх) даны полные правильные ответы, либо на один вопрос задания дан полный правильный ответ и на два вопроса даны неполные ответы.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы членов экзаменационной комиссии, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. Оценка «Удовлетворительно» выставляется, если на три вопроса задания (из трёх) даны неполные ответы, либо на два вопроса задания даны неполные ответы и на один вопрос ответа нет.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или членов экзаменационной комиссии. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если не дан ответ на два вопроса (из трёх).

Оценка «зачтено» ставится в следующих случаях:

– если студент получил «зачтено» по реферату (представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил «зачтено» по 2 или 1 вопросу на зачете.

Оценка «не зачтено» ставится в следующих случаях:

– если студент получил оценку «не зачтено» по реферату (реферат не сдан, либо реферат не представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил «зачтено» по 2 или 1 вопросу на зачете.

– если студент получил «зачтено» по реферату (представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил « не зачтено» по 2 вопросам на зачете.

Наши рекомендации