ГЛОССАРИЙ К КУРСУ « ЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ В РЕЛИГИИ» (теологи)

(Разделы Религиозно-этические учения Востока; Этика в мусульманской духовной традиции)

АКСИОЛОГИЯ ( греч. αξια «ценность» и λογος «учение») – философское учение о ценностях, иерархии ценностного мира, способах его познания и т.п.

АРХАТ (санскр., пали «достойный») – в буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты.

АХИМСА (санскр., букв. «невреждение») — избежание убийства и причинения вреда действием, словом и мыслью всем живым существам; основополагающая, первая добродетель, согласно всем системам индийской религиозной этики.

БОДХИСАТТВА (санскр., букв. «существо, стремящееся к просветлению»). Высший нравственный подвиг Бодхисаттвы состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, он предпочитает не становиться буддой (просветленным), а остается в сансаре, добровольно подчиняется законам кармы, оказывая помощь в обретении освобождения другим живым существам.

ВАРНЫ (санскр., букв. «качество», «цвет») – сословия индийского общества, сформировавшиеся в древности: брахманы (жрецы), кшатрии (военная аристократия), вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники), шудры (рабы, слуги, пленные). Согласно ведийской мифологии, эти элементы социальной организации возникли из частей тела первочеловека Пуруши – рта, рук, бедер и ног.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ – понятие буддийской этики, означает путь, который, избегая двух крайностей – чувственного сладострастия и самоистязания, - ведет к просветлению и освобождению от страданий. Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное сосредоточение.

ДАО (кит. «путь», «дорога») — понятие древнекитайской философии, обозначающее общемировой естественный ритм событий. В китайской натурфилософии Дао - это всеобщий закон универсума, стоящий за частными принципами вещей. В даосизме Дао означает невыразимость и нравственную нейтральность «путей природы»: Дао – это то, что, не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неиз­менным, непреходящим, существующим от века; явля­ясь неслышимым, невидимым, недоступным для по­стижения — неопределяемым, но совершенным; нахо­дясь в состоянии покоя и неизбывного движения; вы­ступая первопричиной всех изменений, — является «матерью всех вещей», «корнем всего». То есть, Лао-цзы трактовал Дао как вселенский принцип. В конфуцианстве Дао – важнейшая этико-эстетическая категория, с помощью которой описывается присущий Небу нравственный закон (императив). Конфуций понимал его как человеческое «дао» — ис­тинный принцип человеческих деяний.

ДЕРВИШ (перс. «нищий», «бедняк») – в суфийской традиции член мистического мусульманского братства.

ДЭ (кит. «добродетель», «доблесть», «достоинст­во», «моральная сила») – одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Дэ в трактовке К. этизируется и понимается как моральная (внутренняя) сила в противоположность силе физической (внешней). Конфуций понимает под дэ способность индивида к защите неких принципов, которые он считает для себя важными и которым следует даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве практически действенного ме­рила земных дел указывает путь - дао, следование кото­рому и обеспечивает накопление человеком дэ.

ДХАРМА (санскр.) – многозначный термин индийской философии. 1) Доктрина, к.-л. учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме – учение Будды. 2) Правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность. 3) Точечный, элементарный момент бытия; дхармы - некие частицы, комбинации которых определяют бытие всего существующего. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова человека.

ЖЭНЬ (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как человечность, гуманность. Означает выстраивание отношений между людь­ми в обществе в духе солидарности, аналогичной родст­венной близости членов семьи.

И (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как справедливость. Смысл И заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответ­ствии с «чином» каждого — старших и младших, гос­под и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает «исправление имен»: правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), поддан­ный — подданным и т.п.

КАМА (санскр. «чувственное желание», «чувственное наслаждение») – одна из четырех главных целей жизни в индуистской традиции, подразумевающая стремление к наслаждениям, главным образом, к удовлетворению в сфере чувственной любви.

КАРМА (санскр., букв. действие, деятельность) – в индийской религиозной этике закон воздаяния, согласно которому деяния человека влияют на его последующую судьбу.

ЛИ (кит.) – понятие конфуцианской этики, которое на русский язык чаще всего переводится как ритуал. Владение ли - одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». Принцип ли означа­ет следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный само­контроль и самообуздание, подчинение культурной нор­ме, без которых невозможна стабильная жизнь в социуме.

МАХАЯНА (букв. «большая колесница») – направление в буддизме, иногда называемое «северным буддизмом». Именно этот вариант буддийского учения распространился в Тибет, Монголию, Китай, Корею, Японию. Цель М. – достижение состояния бодхисаттвы, отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь другим живым существам и привести их к освобождению. Альтруистический идеал бодхисаттвы махаянисты противопоставляли эгоистическому идеалу архата в тхераваде. В М. новое истолкование получает концепция Будды: реальный Шакьямуни – это лишь воплощение сверхъестественного извечного мирового принципа.

МЕДИТАЦИЯ – внутреннее сосредоточение на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта. Предполагаемая цель медитации – успокоение, обретение гармонии, выход на новый уровень понимания сущности бытия.

МИСТИКА (< греч. μυστικός - таинственный, относящийся к мистериям - посвящениям в таинства, культивирующим связь человека с духовным, сверхчувственным миром): 1) в духовном смысле - непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом и т.п.). 2) в широком, обыденном смысле — нечто загадочное и непонятное, выходящее за рамки обычной способности понимания.

НИРВАНА (санскр.) - высшая цель в буддизме - прекращение бесконечного потока существований, ассоциируется с успокоением, затуханием, достижением абсолютного небытия.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinatio) – в религиозных мировоззренческих системах исходящая от воли Божества детерминированность этического поведения человека и отсюда – его спасения или осуждения в вечности. Проблема предопределения является одной из сложнейших проблем религиозной философии, она связана с вопросами о божественных свойствах, о природе и происхождении зла, о спасении. Предопределение понимается по-разному в иудаизме, исламе, христианских конфессиях.

ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА – основные принципы практической мусульманской этики, обязательные для соблюдения каждым правоверным последователем ислама: 1) шахада - исповедание веры в единственность Аллаха и посланничество Мухаммеда, 2) намаз – ежедневная пятикратная молитва, 3) ураза – пост в течение священного месяца рамазан, 4) хаджж – паломничество в Мекку, 5) закят – милостыня, налог в пользу малоимущих.

САНГХА (санскр., букв. «общество») – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни).

САНСАРА (санскр., букв. «блуждание», «переход через разл. состояния») – в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, с «колесом перерождений». Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает центральное место в ряде этико-религиозных систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). В буддийских религиозно-мифологических представлениях С. означает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. Характер перерождения того или иного существа зависит от совершенных им поступков.

СИНЬ (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как искренность, прямота, благонадежность.

СОТЕРИОЛОГИЯ (<греч. σωτηρία – спасение) - религиозное учение о спасении.

СПАСЕНИЕ – в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального, так и физического (смерти и страдания). Спасение – конечная цель религиозных усилий человека. Понятие спасения характерно, прежде всего, для христианской традиции, где оно понимается как исцеление от греха и его следствий – осуждения и смерти и через это обретение возможности к вечной жизни в Царстве Божием. В отношении религиозно-этических учений Индии о сотериологии можно говорить только условно: из идеи спасения здесь исключается все телесное и позитивное; спасение понимается как освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» (мокша, нирвана).

СУФИЗМ (< перс. суф - «шерсть», суфий – «облаченный во власяницу»)– мистическое течение в исламе, возникшее в VIII в..

СЯО (кит.) – категория конфуцианской этики, которая на русский язык чаще всего переводится как сыновняя почтительность. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об управлении Поднебесной посредством сыновней почтительности. Сяо рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества. Отношения между людь­ми в обществе должны строиться в духе солидарности, аналогичной родст­венной близости членов семьи.

ТЕОДИЦЕЯ(фр. theodicee от греч. theos — Бог и dike — справедливость) — теологическая проблема оправда­ния Бога в контексте несовершенства мира и существования в нем зла. Термин «теодицея» закрепляется после трактата Лейбница "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе че­ловека и происхождении зла" (1710).

У ВЭЙ (кит., букв. «недеяние», отсутствие целенаправленной деятельности) – термин китайской философии, в особенности даосизма. Это принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий, предполагающий отказ от насилия над собой и над природой, следование мере вещей.

ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ («благородный муж») – конфуцианский эталон чело­века, идущего по пути-дао. К числу основных качеств (т.н. «пяти постоянств») цзюнь-цзы относятся жэнь — гуманность, и — справедливость, чжи — знание, синь - искренность и ли — ритуал.

ЧЖИ (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как знание. Чжи у Конфуция не означает праздного многознания, это - знание того, что должно делать и как это сделать.

ЧЖЭНЬ ЖЭНЬ (кит.) – даосский эталон чело­века, отличительной чертой которого является «естественность» или «подлинность».

ШАРИАТ – свод мусульманских правовых и теологических нормативов.

УММА – мусульманская община.

ХАЛАЛ и ХАРАМ – категории мусульманской практической этики, означающие соответственно разрешенные и запрещенные действия.

ХИНАЯНА (букв. «малая колесница») – южное направление в буддизме, его самые ранние школы. Самоназвание этих школ - ТХЕРАВАДА (санскр. «учение старейших). Тхеравада делала главный акцент на медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата (совершенного). Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений. Цель Т. – достижение личного спасения. Именно этот вариант буддийского учения распространился в Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии (Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе).

Вопросы к коллоквиумам

Коллоквиум 1.

Наши рекомендации