Трансцендентальный метод Канта

Иммануил Кант (1724—1804) синтезировал эмпиризм и рационализм и создал новый подход. Он рассматривал эмпиризм как ошибочный метод, поскольку последний приписывал себе способность познавать, не придавая значения разуму, но, с другой стороны, и рационализм он считал неверным, поскольку тот приписывал разуму всемогущество. Таким образом, по мнению Канта, для получения истинного знания важно прежде всего проанализировать, каким образом опыт может стать знанием. Чтобы достигнуть этого, человек должен либо принять на веру, либо подвергнуть критике функцию разума.

Кант написал три критических труда: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способности суждения”, которые рассматривают соответственно проблемы, связанные с тем, как можно найти истину, как можно осуществить добро и как можно судить о вкусе. Согласно этому Кант рассматривал вопросы осуществления ценностей истины, добра и красоты. Среди этих работ проблемы эпистемологии исследуются в “Критике чистого разума”.

а) Основные положения “Критики чистого разума”

Кант пытался объединить эмпиризм и рационализм на основе того факта, что знание увеличивается посредством опыта и что верное знание может иметь универсальную значимость. Само собой разумеется, что познание начинается с опыта, при этом Кант высказал суждение, что внутри субъекта познания существуют априорные формы познания (концепции). Иначе говоря, объект познания установлен, когда чувственное содержание (которое также называют материалом, ощущением, суммой неорганизованного опыта, представленного в чувствах, или материей ощущений), поступающее от объекта, приведено в порядок априорными формами субъекта. Все предыдущие философские системы исходили из того, что объект воспринимается таким, каков он есть; в противоположность этому Кант утверждал, что объект познания является продуктом синтеза, выполняемого субъектом. Кант считал, что таким интуитивным подходом он совершил в философии такую же революцию, как Коперник в астрономии. Таким образом, в своей эпистемологии Кант не стремился получить знания о самом объекте, а стремился выяснить, каким образом можно получить объективную истинность. Он назвал свою доктрину трансцендентальным методом.

Для Канта знание всегда выражается в форме суждений. Суждение осуществляют в терминах высказываний, состоящих из субъекта и предиката. Знание увеличивается посредством суждения (высказывания), у которого в предикате появляется новая концепция, которой не было в субъекте. Такое суждение Кант назвал синтетическим суждением. В противоположность этому суждение, у которого концепция предиката уже содержится в концепции субъекта, получил название аналитического суждения. В конечном итоге новое знание, по Канту, может быть получено только посредством синтетического суждения.

Среди примеров аналитического и синтетического суждений, приведенных Кантом, имеются следующие. Суждение “все тела имеют протяженность” можно считать аналитическим, поскольку понятие “тело” уже содержит в себе признак протяженности. Суждение “прямая линия, соединяющая две точки, является кратчайшим расстоянием между ними” — синтетическое суждение, поскольку понятие “прямая линия” указывает только на качество прямизны и не содержит количественной оценки длины. Поэтому понятие “кратчайшая линия” служит совершенно новым дополнением.

Но хотя новое знание может быть получено посредством синтетического суждения, оно не может стать адекватным знанием, если не имеет универсальной значимости. Чтобы знание имело такой характер, оно должно быть не просто эмпирическим, а должно иметь некоторый априорный элемент, не зависящий от опыта. Иначе говоря, чтобы синтетическое суждение оказалось универсальным, оно должно быть результатом априорного познания — быть априорным синтетическим суждением. Здесь Кант подошел к вопросу: как возможны априорные синтетические суждения? 9

Б) Содержание и форма

Кант старался завершить синтез эмпиризма и рационализма с помощью объединения “содержания” и “формы”. “Содержание” относится к представлениям, которые получают наши чувства через стимулы, поступающие от предметов внешнего мира, и именно это — содержание нашего рассудка. Поскольку содержание — это сущность ощущения, привносимого извне, оно является апостериорным, эмпирическим элементом.

С другой стороны, форма относится к контуру, объединяющему материал или сумму неорганизованного опыта, представленного в чувствах. Кант утверждал, что априорные формы познания существуют внутри нас. Он доказывал, что посредством априорных форм становятся возможными синтетические суждения, имеющие универсальную значимость.

Прежде всего, внутри ощущений имеются априорные формы, представляющие собой интуитивное восприятие пространства и времени, чувственная интуиция, то есть контур, воспринимающий сумму неорганизованного опыта, представленного в ощущениях пространства и времени. Однако познание основывается не только на чувственной интуиции. Чтобы познать объект, необходим рассудок, внутри которого имеются априорные понятия и формы мышления. Иными словами, познание реализуется, когда содержание, воспринимаемое интуитивно (ощущения), и формы мышления (понятия) соединены. Кант описал это следующим образом: “Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты” 10.

Априорные понятия, входящие в структуру рассудка, Кант называл чистыми понятиями рассудка или категориями. Основываясь на формах суждений (формах рассудка), используемых в формальной логике со времен Аристотеля, Кант вывел следующие двенадцать категорий:

1. Количество: единство, множественность, цельность.

2. Качество: реальность, отрицание, ограничение.

3. Отношение: субстанциальность, причинность, взаимодействие.

4. Модальность: возможность, действительность, необходимость.

Таким образом, по мнению Канта, познание становится возможным по мере того, как происходит восприятие чувственного содержания через интуицию и его обдумывание в форме мыслей (категорий). Сознание во время познания не должно быть эмпирическим или фрагментарным. Должно существовать единство сознания, лежащего под эмпирическим сознанием, которое он называл общим сознанием, чистой апперцепцией или трансцендентальной апперцепцией. Что же касается вопроса о связи функций чувственного восприятия и понимания, то посредником между ними, по Канту, служит сила воображения.

в) Отрицание метафизики и “вещь-в-себе”

Таким образом, Кант рассмотрел проблему, связанную с тем, как можно получить достоверное знание в феноменальном мире: в естественных науках или математике,— после чего исследовал вопрос о возможности существования метафизики. Поскольку метафизика не имеет чувственного содержания и по этой причине не может стать объектом перцепции, ее нельзя воспринять. Однако, ввиду того что функция разума относится только к пониманию, но не имеет прямого отношения к ощущениям, бывают случаи, когда у человека возникает иллюзия, что нечто, реально не существующее, кажется реальным. Кант назвал такой тип иллюзии трансцендентальной иллюзией. Трансцендентальная иллюзия, по Канту, бывает трех типов: идея о душе, идея о мире и космосе и идея о Боге.

В своем исследовании, посвященном критике идей разума, Кант приходит к выводу об антиномичности (противоречивости) разума. Это значит, что когда разум изучает неопределенное бытие (неопределенный мир), то на основе одних и тех же аргументов он может прийти к совершенно противоположным заключениям. Примером такого рода являются два противоречивых суждения: “Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве” (тезис) и “Мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве” (антитезис). Кант считал, что данная ошибка проистекает от попытки принять содержание ощущения за подлинный мир.

Познание, по Канту, имеет место только в той степени, в какой априорные формы субъекта синтезируют чувственное содержание, исходящее от объекта. Что касается объекта самого по себе, а именно “вещи-в-себе”, то она никогда не может быть познана. В этом заключается агностицизм Канта. Мир “вещей-в-себе”, который является реальностью, лежащей позади явлений, получил название “ноументальная реальность”. Тем не менее, Кант полностью не отрицал мир “вещей-в-себе”. В своей “Критике практического разума” он утверждал, что для установления нравственности следует постулировать ноументальную реальность. А для того чтобы существовала ноументальная реальность, следует постулировать свободу, бессмертие души и существование Бога.

Наши рекомендации