Должна ли наука избегать случайностей? Как Вы понимаете выражение: наука – враг случайностей? Согласны ли Вы с ним?

11. Студенту Петрову было предложено выбрать верное суждение из следующих четырех:

1) все необходимо, случайного ничего нет;

2) всё случайно, ничего необходимого нет;

3) одни события необходимы, а другие случайны;

4) всё необходимо и случайно в разных отношениях.

Петров ответил: «Важнейшей чертой необходимости является её всеобщий характер. Случайность же, как выражение внешних связей между явленииями, не имеет всеобщего характера и в этом смысле она противоположна необходимости. Из сказанного вытекает, что одни собы-тия необходимы, а другие случайны».

Найти в этом ответе ошибки методологического характера.

12. Примерами из истории проиллюстрируйте следующее высказывание К.Маркса:

«История носила бы очень мистический характер, если бы «случайно-сти» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами сос-тавной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайно-стями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения»(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.33, С. 175).

На каком основании говорят о возможном, т.е. о том, чего ещё нет? В каком виде и как существует возможность?

14. Переведите на язык философских категорий следующие предложения:

Вырастить ель из семени тополя. Полет человека на Марс. Полет человека на Луну. Полет человека за пределы Солнечной системы.

15. «Лучше синицу в руки, нежели журавля в небе».

С помощью каких философских категорий можно передать смысл этой пословицы?

16. Писатель Кафка задумался над тем, почему чукчи не покидают свой суровый край, и дал в дневнике такой ответ:

«Но они не могут иначе; все, что является возможным, происходит; возможно лишь то, что происходит».

В чём ошибка?

17. Истинны ли следующие определения? Форма – это:

а) внешняя оболочка явления;

б) способ упорядочения человеческих ощущений;

в) способ организации и способ выражения содержания;

г) активное начало, придающее материи разнообразие и движение.

18. Какое из утверждений наиболее полно характеризует содержание.

Содержание – это:

а) то, что отличает предмет или явление от другого предмета или явления;

б) совокупность свойств, признаков того или иного предмета;

в) главная характеристика, определяющая черта того или иного процесса;

г) совокупность тех элементов, процессов и отношений, которые составляют предмет.

19. Может ли существовать бесформенное содержание? Возможна ли форма без содержания?

20. Почему между формой и содержанием в процессе развития возникают противоречия?

Возможно ли существование таких сущностей, которые бы ни в чём не проявлялись?

22. Фейербах полагал, что существенными отличительными признаками человека являются «разум, воля и сердце». Маркс определял человека как живое существо, способное создавать орудия производства.

Какими философскими категориями могут быть охарактеризованы

Каждое из этих определений в их отношении друг к другу?

Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Возможно ли изменение сущности?

24. Какое из следующих суждений будет правильным:

а) понятие сущности есть пережиток метафизической веры

в абсолюты и лишено смысла в современной науке;

б) то, что есть сущность в одном отношении, в другом

отношении выступает как явление;

в) сущность есть абсолютно неизменная и ничем не обуслов-

ленная основа всего сущего;

г) так как сущность в одном отношении выступает как явление

в другом отношении, то разница между ними сугубо условна.

Философия сознания

1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм.

В чём заключается принципиальное отличие сознания человека

От психики животных?

Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?

4. Укажите верное высказывание:

а) сознание существует только в виде индивидуального сознания;

б) в философии диалектического материализма утверждается, что

сознания не существует;

в) отражение – это всеобщее свойство материи;

г) сознание и бытие – это две одинаковые формы реальности.

5. Укажите неверное высказывание:

а) субъектом и носителем сознания является только человек;

б) мир в целом – это субъективная реальность;

в) метод самонаблюдения называется интроспекцией;

г) существенными свойствами сознания является субъективность

и идеальность.

Как соотносятся между собой труд и сознание?

а) труд и сознания ровесники;

б) труд возник раньше сознания;

в) сознание возникло раньше труда;

г) труд и сознание не связаны друг с другом.

В чём сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

Как Вы понимаете известное положение К.Маркса о том, что «язык есть непосредственная действительность мысли». Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию?

а) мысль не существует вне языковой оболочки;

б) язык – это только внешняя материальная форма мысли;

в) мысль доступна познанию и пониманию только будучи

облечённой в языковую форму;

г) язык и мышление взаимосвязаны.

9. Что появилось у человека раньше – мышление или язык:

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой.

10. «Бессознательное» в современной философии – это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не

не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) все, что не осознаётся человеком;

г) нечто, присущее только отдельному человеку.

Философия познания

1. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалетико- материалистическому пониманию истины:

а) интуитивно ясное и самоочевидное положение;

б) знание, которое соответствует показаниям органов чувств;

в) мнение большинства;

г) знание, которое является адекватным отражением

объективного мира.

2. Понятие, противоположное по смыслу понятию «истина», это:

а) ложь; б) заблуждение;

в) суждение; г) предрассудок.

3. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной

возможности познания;

г) сомнение в возможности познания.

Наши рекомендации