Наука и философия. Критерии научности и философичности

Философия – самосознание культуры. Культурные системы и типы философствования.

Философия многогранна. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной историиТип философствования - это объяснительный принцип (или установка), положенный в основание формулируемой человеком картины мира.

Исторически сложилось несколько таких типов:

1. натурализм (природоцентризм)

Он исходит из того, что именно природные силы и факторы напрямую определяют деятельность и поведение людей. Наиболее ярко это принцип проявляется в географическом детерминизме (когда все особенности политической жизни народа объясняются, исходя из природных, географических условий). Смысл философствования здесь связан с поиском путей и средств полного удовлетворения потребностей человека на базе его гармоничных взаимоотношений с природой.

2. теоцентризм

Ключевая идея - идея Бога. Бог - могущественный творец всего сущего, который предписывает судьбу природным объектам и человеческому обществу. Смысл философствования - это поиск путей к Богу, воссоединение с Богом (пути как вне человека, так и в его душе).

3. социоцентризм

Он опирается на признание общества центром мироздания, более высокой, совершенной частью мироздания, чем природа. Интересы общности ставятся выше интересов отдельного индивида. Интеллект подчинён обществу.

Например: светская философия. Это поиск путей совершенствования общественных отношений на принципах свободы и справедливости, принцип социального равенства.

4. антропоцентризм

Основывается на идее человека как центра мироздания.

Смысл философствования связан со стремлением человека к свободе и с поиском условий её достижения. В рамках социоцентризма свобода связывается с обществом.

5. лингвацентризм

Как тип философствования существует давно, вышел на арену мировой философии в сер. XX века.

Философия лингвистического анализа.

Смысл философствования - это стремление понять, как языковые нормы, спонтанные изменения в правилах и языке вообще управляют социальной и духовной жизнью людей.

Наука и философия. Критерии научности и философичности.

Вопрос о соотношении философии и науки подразумевает решение 2-х основных проблем:

1) Соотношение философии и науки в системе человеческого познания.

2) Ответ на вопрос: является ли философия наукой, или может быть она шире или принципиально иная.

В Древней Греции - философия рассматривалась как всеобъемлющая наука) Затем науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом, соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также осуществляла прогнозирующие функции.

В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.

а) с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был объявлен господствующим произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука считалась сама по себе философией - такая позиция носила название - сциентизм;

б) на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.

Наличие таких абсолютно противоположных мнений о соотношении философии и науки говорит об их тесной взаимосвязи и о безусловной научности философии.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью по получению нового знания, но и результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному знанию. Все вышесказанное можно отнести и к философии. Научность философии выражается в том, что, во-первых, можно указать предмет философии - внешний мир и человек. По отношению к своему предмету философия оперирует анализом логически-понятийного типа это приближает философию к науке. Как и наука, философия дает объективное знание, то есть позволяет изучать объект в его истиной сущности. Философия, как и наука, есть деятельность - исследовательская. И хотя философия не пользуется экспериментом, но пользуется наблюдением, воображением, интуицией. И при этом является абстрактной логической деятельностью. Философия может выступать в той функции, которая подобна науке - методологической функции. Она выступает как инструмент научного познания философия выполняет методологическую роль по отношению к науке.

Философия содержит логику, что тоже сближает ее с наукой.

Философия является не только мировоззрением, но и научным знанием и научной деятельностью.Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. Дело в том, что указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом, в некотором смысле, тавтологичных. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией, в которой формировалась классическая наука. первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт.

Вторая особенность науки - опытный характер знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требование воспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.

Третий постулат классической модели науки, касающийся общезначимости, достоверности и универсальности научного знания, носит название принципа интерсубъективности. Согласно последнему, научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат eliminare - изгонять), исключить субъекта из контекста внутринаучных построений. Наука должна давать совершенно достоверное знание, окончательно обоснованное. Это требование связывают с фундаментализмом научного знания, его обозначают также как критерий универсализма.

Наконец, научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина - это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат... Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления.

Наши рекомендации