Из уст исходят покойные речи и в народе все дела вершатся
Покойно. А потому воспитывают людей не наказания, устрашают
людей не угрозы:
Добродетель в людях,
Спокойствие в народе
Из корня Пути исходят.
Как ни ищи - его не найдешь,
Людям его замутить не дано.
А посему порядки, устанавливаемые дворцовыми ведомствами
К своей выгоде, не есть Путь. Путь мудрецов как бы виден и
Как бы не виден, и польза от него не иссякнет вовек. Он
изменяется вместе со временем - и все же неизменен;
Откликается вещам - и никуда не перемещается; действует
Каждый день - и не меняет своих свойств.
Тот, кто способен выправлять себя и пребывать в покое,
Гибок мускулами и крепок костями. У того, кто способен
Объять Великую Сферу и вместить в себя Великий Квадрат,
Зеркало сердца хранит Великую Чистоту, и в нем прозревается
Великое Сияние. Кто не теряет праведности и покоя, у того с
Каждым днем обновляется Сила, знание же озаряет всю
Поднебесную и достигает четырех пределов Вселенной.
Чистое сердце невозможно скрыть внутри. Оно проявляется
Во внешнем облике и зримо на лице. Если относиться к людям
Как к родным братьям, то и они отнесутся к вам по-братски.
Eсли относиться к людям как к врагам, то и они будут вас
Ненавидеть. Слова, которые не высказывают, звучат громче
Ударов в барабан. Сияние чистого сердца ярче блеска солнца
И луны. Такое сердце проницательнее отца с матерью.
Мудрые правители прошлого любили свой народ, и народ шел
За ними. Тираны ненавидели народ, и народ отворачивался от
Них. Награды недостаточно, чтобы выразить любовь к
Отличившемуся. Наказания недостаточно, чтобы выразить
Ненависть к провинившемуся. Награда - последнее дело в
Проявлении любви. Наказание - последнее дело в проявлении
Ненависти.
В жизни людей должны быть праведность и беспристрастие.
Погибель же людям приходит от чрезмерных радости и веселья,
Печали и гнева. Нет лучшего средства укротить гнев, чем
Музыка. Нет лучшего средства поставить границу веселью, чем
Ритуал. А лучшее средство соблюсти ритуал - это почтение к
Старшим. Почтительность снаружи и спокойствие внутри
Непременно позволят возвратиться к изначальной природе.
Хоть и много есть дел, сулящих выгоду, но в сердце моем
Тогда не возникнет стремления к выгоде. Хоть и много есть
Мест, где можно найти покой, но в сердце моем нет
Стремления к покою.
Внутри сердца есть как бы еще одно сердце, а мысль
Предваряет слова. Когда появилась мысль, вслед за ней
Возникает и образ, вслед за образом появляется обдумывание,
А вслед за обдумыванием приходит знание.
Если сердце чрезмерно увлечено знаниями, в нем гибнет
Жизнь. Посему внутреннее сосредоточение есть неиссякаемый
Источник жизни сердца. Пока внешнее и внутреннее в человеке
Свободно сообщаются друг с другом, этот источник не
Иссякнет, и тело человека не ослабнет. Высший мудрец одним
Словом разъясняет правду Единого. Вверху он вникает в узоры
Небес, внизу рассматривает формы земли.
Как учение о бытии как небытии выражено в данном фрагменте.
Определите соотношение дэ дао, у- вэй как свойства совершенномудрого. Выразите в иероглифах. К какому философскому направлению относится данный фрагмент. Определите источник.
Определите источник и представьте анализ чжана.
Семидесятый чжан
Речь "сущности моей" -
Очень легка для осознания,
очень легка для действия-движения.
В Поднебесной никто не способен осознавать,
никто не способен действовать-двигаться.
В речи - наличие предков.
В делах - наличие владыки.
Вот только отсутствует осознание.
Это дает:
Не "я" осознает.
Осознание "я"-это разреженность.
Подражание "я"-это придавание ценности.
Это дает:
Человек мудрости покрыт грубой шерстяной материей1,
а за пазухой яшма-нефрит2.
1Здесь напрашивается интересная параллель с суфиями в исламе, которые так же носили одежды из грубой шерстянной материи, одеваемой на голое тело. Некоторые исследователи само слово "суфий" производят от корня, обозначающего шерстянную ткань.
2Данный чжан может быть переведен и как простое повествование от первого лица. Мы предпочитаем интерпретацию, отражающую некую мистическую структуру описания личности, в которой противопоставляются "моя сущность", которую можно условно соотнести с брахманом в индийской традиции, и просто "я" или эго, условно соответствующее атману. Интересно провести параллель и с гурджиевскими концепциями сущности и личности.