Противоречия логического познания.
Критика бесконечной цепи доказательства. Признать истинным первоначальную посылку без доказательства. Предпосылки принимаются без доказательства. Либо дурная бесконечность, либо признание истинными без доказательства первоначальных посылок. Кроме бесконечности есть еще доказательство по кругу. Доказательство по кругу не истинно.
Любое ограничение всегда относится к чему-либо конкретному. Конкретное всегда имеет ограничения.
Ничего не утверждать и отвержение любых попыток познания. Отбрасывали любые доказательства. Познание бессмысленно. Оно не дает истины. Как шутка: “Меньше знаешь – лучше спишь”. Какую истину дает научное познание? Только возможность социальной адаптации в обществе? Скептицизм – ставит всё под сомнение. В том числе и научное познание, а не только философское знание. Скептицизм – очень вредная философская позиция.
Умеренный скептицизм имеет смысл. Главный смысл человеческой жизни поиск наиболее достоверных доказательств. Достоверные доказательства не может дать ни чувственное познание, ни логическое доказательство. А где истина? Истина в достоверности сознания, в самой человеческой личности. Поиск достоверностей. Это проблема достоверности сознания. Умеренный скептик ищет более убедительных аргументов.
Выводы. Античные представления основывались на дуализме – дуализме души и тела, сознания и внешнего мира.
Дуализм в пользу души. Душа возвышается над миром. Она не входит в мировой процесс. Душа находит удовлетворение в самой себе.
Такая атараксия является совершенным состоянием, которое достижимо только для духа. Человек является самосознающим существом, личностью.
Если бы человек был свободен от мира, он был бы совершенен. Поэтому свобода от мира становится главной задачей.
Человек ищет совершенного состояния своей жизни.
Философия, избравшая это направление, является житейской мудростью. Идеал – мудрец.
Главная задача такой философии восстановить божественное совершенство в человеке. Приблизить человека к божественному совершенству.
Это процесс богостановления человека посредством освобождения от мира. Освобождение не самого мира, а освобождение человека от мира.
Для полного освобождения от мира нужно перестать желать, страдать. Достижение такого состояния, когда мир для нас не представляет никаких благ.
У стоиков – это добродетель, у эпикурейцев – это блаженство, для скептиков – это духовный покой.
Философы хотят быть независимыми от мирового потока, но мировой поток сильнее их. И античный идеал мудреца разбивается о не поддающуюся воздействию силу вещей. В борьбе с этими силами этот идеал слабейшая сторона.
Каждое из направлений (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм) оказывается в своеобразном противоречии с самим собой.
Скептики доходят до крайностей – отрицают силу господствующих представлений и целей (общезначимость истины). Ищут освобождения от мира в сомнении.
Стоик превращает свою добродетель в горделивое чувство собственного достоинства. Эгоизм. Весь акцент сделан на моральном нравственном совершенстве человека. При этом игнорируются социальные, политические, экономические и др. отношения.
Эпикуреец не знает как избежать зла. Счастье, по Эпикуру, это отказ от сопротивлению злу, пассивность. Как можно достичь счастья не различая где добро, а где зло? Этот вопрос остается без ответа. Под злом понимается не только зло физическое, но и зло нравственное.
Эти проблемы могла решить только религия.
В римском стоицизме (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) появляется идея любви к ближнему. Поэтому христианство смогло быстро завоевать популярность. Стоицизм оказался близок к христианской идеологии.