Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы: эссе, рефератов, курсовых работ и др. в зависимости от заполнения таблицы п.4
Тематика творческих заданий:
|
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Темы контрольных работ: 1. Предмет и задачи современной философии науки 2.Основные концепции философии науки в историческом становлении 3. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления науки 4. Особенности и структура научного знания 5. Методы и формы научного познания 6. Эмпирические методы научного познания 7. Теоретические методы научного познания 8. Общие модели развития науки: логический позитивизм 9. Модель науки Карла Поппера 10 Модель науки Имре Лакатоса 11. Модель науки Томаса Куна 12. Модель науки П. Фейерабенда 13. Научная рациональность и ее типы 14. Природа научной революции и типы научной революции 15. Античный идеал науки 16.Западная и восточная средневековая наука 17. Идеалы новоевропейской классической науки 18. Парадигма постнеклассической науки 19.Методология системного подхода в науке 20.Философия и методология синергетики 21. Методологические принципы физического происхождения: наблюдаемости, дополнительности, соответствия, симметрии 22.Философские основания науки: альтернатива позитивизма и натурфилософии 23.Движущие силы научного знания 24. Общие закономерности развития науки 25. Этические проблемы современной науки 26. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. |
Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
Экзаменационные вопросы: 1. Предмет современной философии науки. Её место в системе философского знания. Соотношение философии науки и других видов знания о науке (социологии науки, культурологии, науковедения). 2. Понятие, сущность и структура культуры. Наука как социокультурный феномен. 3. Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия. 4. Сущность и многообразие видов познания. Особенности научного познания и его отличия от философского, художественного и обыденного познания. 5. Функции науки в жизни общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 6. Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре. 7. Развитие научного мышления в средневековой культуре. Западная и восточная средневековые науки. 8. Становление науки в новоевропейской культуре. Научная революция и ее роль в перестройке важнейших принципов научного мышления. 9. Характеристика классической науки. Мировоззренческие и методологические основания классической науки. 10. Понятие научного знания, его структура и основные типы. Становление гуманитарных и технических наук. 11. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания. 12. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания. 13. Идеалы и нормы исследования, их социокультурная размерность и роль в научной деятельности. 14. Научная картина мира, её структура и основные функции. 15. Философские основания науки. Философские идеи как эвристика научного поиска. 16. Модели, движущие силы и общие закономерности развития научного знания. 17. Эпистемологическое значение научных традиций и революций. Учение Т. Куна о парадигме и ее роли в научном познании. 18. Научные революции и смена типов рациональности. 19. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного познания на современном этапе развития науки. 20. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций современной цивилизации. Этические проблемы современной науки. Её роль в преодолении современных глобальных кризисов. 21. Понятие и историческое становление науки как социального института. 22. Структура науки как социального института. Исторические институциональные формы научной деятельности. 23. Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. |