Тема: Философское учение о сознании
1. Категория "Сознание" в истории философии.
2. Современная наука о природе сознания.
3. Сознание и язык.
1. Важнейшей ключевой категорией в истории философии наряду с категорией "материя" выступает категория "сознание". До появления систематического изложения философии в Древней Греции у древних людей сознание воспринималось как фантом, который проникает в тело человека, и поэтому нет разницы между внутренним и внешним миром человека. У античных древнегреческих философов сознание воспринималось как разновидность атомов. Например, у Эпикур атомы сознания распространены по всему телу человека. Он определял их через понятие "душа". Со смертью тела, по его мнению, умирает сознание, а, значит, и душа. В эпоху средневековья четко определяется примат (первенство) сознания над материей, т.к. в мире господствовало религиозное мировоззрение.
В эпоху Возрождения и в эпоху Нового времени под влиянием научных открытия, общественно-политических событий развивались дуалистические представления, когда материальное и сознание действуют. С точки зрения идеализма сознание может быть либо независимым (объективный идеализм), либо зависимо от воли человека (субъективный идеализм). Марксистская философия рассматривала сознание как вторичный элемент, первичностью обладает материя. Таким образом, проблема сознания нашла отражение в различных исторических типах философии от древности до современности. При этом следует иметь ввиду, что на формирование представлений о сознании существенное влияние оказывает современная наука. Рассматривая сознание, изучая его природу, следует остановиться на понятии "отражение". Это универсальное понятие, с помощью которого объясняется свойство материальных тел по реагированию на внешние воздействия. В современной науке принято выделять несколько видов отражения. Во-первых, отражение в неорганическом мире. Во-вторых, отражение на уровне живой природы.
2. В живой природе также существует отражение. Оно может проявляться у простейших организмов и у высокоорганизованных. Важнейшее значение для объяснения феномена "сознание" имеет понятие "психика". Психика - это результат взаимодействия мозга с внешним материальным миром. Психика включает в себя во-первых наглядно образные, чувственные (зрительные, слуховые, осязательные) образцы вещей и процессов. Во-вторых, способность выбирать определенные цели, добиваться их осуществления, обладать целенаправленным поведением, которое основывается на ситуативном мышлении. В-третьих, эмоции, переживания, чувства. Оказывают влияние на человека и представляют собой ничто иное как реакцию на взаимодействие с внешней средой. Для психики характерна способность хранить и передавать информацию через научение, которое регулирует поведение человека в условиях динамично меняющейся действительности.
С помощью психики животное получает и перерабатывает информацию, но уровень переработки информации у человека и у животного разный. Рассматривая психику следует отметить, что психика материализуется в человеке через деятельность головного мозга. В таком случае обычно принято говорить о том, что сознание человека - это функция головного мозга. От объема головного мозга зависит отражательная деятельность головного мозга. В ходе эволюции с развитием мозга увеличивается площадь поверхности мозга, что является важным показателем развития психики. Еще одним важным показателем развития психики и головного мозга является трудовая деятельность.
Труд не только позволяет преобразовать окружающий мир, но также изменяет самого человека. В этом смысле происходит переход от биологических форм движения материи к социальным. Человек осуществлял неоднократно ряд определенных операций. При этом совершенствовался не только физически, но и умственно.
3.В формировании сознания человека важную роль играет язык. Это универсальное средство общения меду людьми, т.к. позволяет аккумулировать в себе весь жизненный опыт человека. Через информацию о проделанной деятельности происходит аккумулирование опыта в языке. Язык представляет собой особый источник сведений о культуре. Своеобразие языка фиксирует национальное своеобразие той или иной культуры. На каждом этапе познания человеком действительности человеком формируются определенные схемы, на основе которых строятся рассуждения, определенные условия абстрагирования и идеализации. Все они формируются на основе установленных языковых норм. Язык выполняет 2 основных функции: познавательную и коммуникативную. Однако, еще называют нормативную функцию языка, которая и позволяет показать особенности развития человека в определенные этапы.