Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№ п/п № компетенции Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
1. ОК-1 ОК-2 Философия в контексте культуры Тема: Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества.Мировоззрение, его структура и исторические типы. Мифология, религия, философия и наука. Специфика философского знания. Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества. Философия в обыденном сознании. Философия и здравый смысл. Философия и наука. Природа философских проблем. Основные темы и главные философские направления. Онтология, гносеология, аксиология. Этика и эстетика. Философская антропология. Философия и идеология. Философия истории. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Исторические взаимосвязи философии, медицины и биоэтики.
2. ОК-1 ОК-2 Основные этапы в истории философской мысли Тема: Античная философия. Предпосылки возникновения античной философии. Особенности античной философии, ее периодизация. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Натурфилософские и диалектические взгляды Гераклита. Пифагорейцы: числовые отношения как основа и инструмент познания космоса. Учение Парменида о бытии. Апории Зенона. Начало и движущие силы космоса в натурфилософии Эмпедокла. Атомистическая трактовка бытия в философии Демокрита. Смещение оси философского поиска с космоса на человека. Доминантные темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, воспитание. Протагор и метод противоречия. Сократ, сократики и гиппократова медицина. Платон. Учение об идеях – эйдосах, материи, мире вещей. Гносеология Платона: познание как «припоминание» Дуализм души и тела. Учение об Эросе как пути к абсолютной ценности. Теория идеального государства. Философия Аристотеля. Учение о материи, форме, о четырех причинах, уме – перводвигателе. Проблема человека в философии Аристотеля. Эллинистический период в развитии античной философии. Основные положения физики и этики Эпикура. Стоицизм как философская концепция и образ жизни. Скептицизм как мировоззренческая позиция. Неоплатонизм как выражение кризиса рационального понимания мира и человека. Философия как методологическое основание античной медицины. Гиппократ об основах врачебного искусства. Философские основания клинического мышления Галена. Влияние стоицизма и эпикуреизма на развитие психотерапевтической практики (Соран, Цицерон). Тема: Философия Средневековья и Возрождения.Социально-экономические, политические. экономические и духовные условия формирования средневекового типа философствования. Основные характеристики и периодизация средневековой философии. Экзегетика и ее формы. Апологетика: основные цели и направления. Формирование средневекового мировоззренческого стандарта в классической патристике. Учение Аврелия Августина. Идея Бога как творца всего сущего. Душа и тело, Разум и воля. Учение о свободе воли. Понятие «священной истории». Схоластический период средневековой философии. Фома Аквинский. Обоснование идеи Бога. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий – универсалий. Особенности развития философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока. Авиценна как врач – философ. Исторические предпосылки западноевропейского Возрождения. Особенности гуманизма эпохи Возрождения. Основные положения в мировоззрении Ф. Петрарки, Д. Манетти, Л. Валлы. Онтология, гносеология, учение о свободе и человеке в философии ренессансных неоплатоников Н. Кузанского, М. Фичино, Пико делла Мирандолы. Новое естествознание Леонардо да Винчи, Н. Коперника. Натурфилософия Б. Телезио и Д. Бруно. Социально-политические учения Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Парацельс и магическое понимание природы мира и человека. Вклад А. Везалия в формирование медицины как науки. Тема: Философия Нового времени.Формирование научной картины мира. Критика религии, догматизма, средневековой схоластики. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм. Понятие субстанции в философии XVII – XVIII вв. Б. Паскаль: опыт трагического бытия. Характерные черты европейского Просвещения. Проблема человека в философии французского Просвещения (Вольтер, Руссо). Страсти и разум. «Частный интерес» и «общая справедливость». Французский материализм и его трактовка человека и общества. Особенности немецкого Просвещения (Гердер, Гете). Немецкая классическая философия: поиски компромисса между верой и разумом. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Философия И. Канта. Идея создания новой науки о человеке – философской антропологии. Этика Канта. Философская система и метод Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха и гуманизм. Философские основания деонтологизма и утилитаризма в медицине. Тема: Западная философия Х1Х – ХХ вв.Формирование основ историко-материалистического мировоззрения. Теория социально-исторической практики. Новая концепция общественного сознания и идеологии. Закономерность исторического прогресса и субъект истории. Антропология марксизма. Разработка проблем диалектики К. Марксом и Ф. Энгельсом. Возникновение позитивизма и основные этапы его развития. Классический позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер). Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Специфика и принципы логического позитивизма. Лингвистический позитивизм позднего Л. Витгенштейна. Критика классического рационализма и возникновение философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. С. Кьеркегор и его взгляды. Концепция творческой «эволюции» А. Бергсона. Феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм как особый тип философствования. Основные представители экзистенциализма: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю. Морфология культуры О. Шпенглера. Философская антропология М. Шелера. Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Основные идеи представителей неофрейдизма. Религиозная философия ХХ века. Неотомизм, христианский эволюционизм, персонализм. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Тема: Русская философия.Становление русской философииХI- XVII вв. Философия русского Просвещения (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев) Славянофильство и западничество. Религиозная философия конца ХIХ в. В.С.Соловьев и его школа. Материализм, нигилизм, позитивизм второй половины Х1Хв. Марксизм в России. Христианский гуманизм Ф. Достоевского. Религиозно-философские искания Л.Н. Толстого. Метафизика всеединства В. Соловьева. Единство онтологии, гносеологии и этики философии Богопознания. Философия русского зарубежья. Христианский персонализм Н. Бердяева. Русский космизм. Философия в советский и постсоветский период.
3. ОК-1 ОК-2 Учение о бытии, сознании и познании Тема: Концепция бытия – фундамент философской картины мира.Бытие как объект онтологии. Онтология, её предмет и исторические трактовки. Понятие бытия в различных философских учениях. Бытие как совокупная реальность. Понятие материи, субстанции. Движение, пространство и время как формы бытия. Единство и многообразие материального мира. Религиозная, философская, научная картины мира. Понятие диалектики. Становление и развитие диалектики в истории философии. Принципы, законы и категории диалектики. Тема: Философские проблемы анализа сознания.Сознание, его происхождение, сущность. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Структура сознания. Психофизическая проблема. Сущностные ступени психического развития. Соотношение сознания и подсознания, сознательного и бессознательного. Историческая трансформация представлений о душе и духе. Материальное и идеальное. Проблема идеального. Сознание и мозг. Язык и мышление. Знак и символ. Абстрагирование, целеполагание и саморегуляция как основные функции сознания. Оценочно-познавательная и творческая активность сознания. Сознание и самосознание. Самосознание как условие становления личности. Индивидуальное и общественное сознание. Структура общественного сознания. Тема: Философские концепции познания. Философия науки и техники. Сущность, структура и функции познавательной деятельности. Условия возможности и предпосылки познания. Виды, формы и ступени познания. Соотношение чувственных и рациональных форм познания. Субъект и объект познания. Диалектика субъективного и объективного, абстрактного и конкретного в познании. Проблема истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. Основные гносеологические концепции. Природа науки. Наука как знание, деятельность и социальный институт. Многообразие форм научного знания. Специализация и интеграция научного знания. Специфика и взаимосвязь естественных и социогуманитарных наук. Медицина в системе научного знания. Традиции и новации в развитии науки. Этика науки. Биоэтика: принципы и проблемы. Техника как фактор цивилизации. Основные проблемы философии техники. Технократизм и нравственно-экологический императив.
4. ОК-1 ОК-2 Человек в системе социальных связей Тема: Человек в мире культуры. Проблема человека в истории философии. Происхождение человека: религиозная концепция, гипотеза палеовизита, эволюционная теория Дарвина, антропосоциогенез. Единство телесного и духовного, биологического и социального в человеке. Проблема смысла жизни, смерть и бессмертие. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и история, личность и общество. Отчуждение личности. Индивидуальное самосознание и его роль в процессе жизнетворчества. Психология личности. Социальная типология личностей. Личность, творчество, свобода. Свобода «от» и свобода «для». Свобода как ценность. Свобода и ответственность. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация. Культура как мир человека, его «вторая природа». Человек как творец культуры. Искусство как эстетическое отношение человека к миру. Духовные ценности как основа культуры. Взаимодействие материальных и духовных составляющих культуры. Внутренняя и внешняя детерминация культуры. Социальные функции культуры. Тема: Сущность и структура морали.Культура и нравственность. Этика и мораль. Классификация этических теорий. Моральные ценности. Специфика морального сознания. Природа и структура морального сознания. Моральная норма. Моральные качества. Кодекс норм. Моральный идеал. Моральные принципы. Понятие справедливости. Долг. Ответственность. Гордость, честь, достоинство. Совесть. Актуальные этические проблемы современных биомедицинских технологий. Тема: Философские концепции общественного развития. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Социальный детерминизм и специфика социальных законов. Естественные факторы общественного развития. Их влияние на экономическую, политическую, идеологическую, культурную и другие формы деятельности общества. Проблема детерминации в материалистическом понимании истории. Понятие технологической детерминации и созданные на его основе концепции. Духовность как фактор общественного развития. Понятие исторического процесса. Этапы развития человечества. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического процесса. Основные исторические типы обществ. Возможность вариантности человеческой истории. Революция и реформа как основные пути исторического развития. Роль насилия в социальной революции. Движущие силы развития цивилизации. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Теория конвергенции. Основные концепции социальной дифференциации современного общества. Социальная структура и виды социальных общностей. Понятие политической жизни общества. Политическая система и ее основные элементы. Гражданское и политическое общество. Правовое государство. Личность и политика. Право как форма регулирования поведения людей. Тема: Глобальные проблемы современности. Специфика и виды глобальных проблем. Футурология и глобальное прогнозирование как вид научного поиска.Гуманистическая революция и будущее человеческой цивилизации. Перспективы России в грядущем мире.

Наши рекомендации