Перечень рекомендуемой литературы. Методические указания

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания

по изучению учебной дисциплины, подготовке домашних контрольных работ,

подготовке к итоговой контрольной работе

для учащихся заочной формы обучения

специальность:

«Правоведение», «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль».

Полоцк

Автор: Н.Ю. Дюшко, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины

«Основы философии», утверждённой Министерством образования

Республики Беларусь от 07. 06. 2010 г.

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных

дисциплин УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Протокол № 9 от 08 апреля 2011 г.

Председатель комиссии _______ А. И. Левина.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Тематический план……………………………………………………………4

3. Таблица распределения вопросов для контрольной работы……………….4

4. Вопросы для домашней контрольной работы…………………………….5-6

5. Литература……………………………………………………………………..7

6. Вопросы для ИКР……………………………………………………………..7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы философии» преследует следующие цели:

- дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;

- познакомить с философскими понятиями категориями – инструментами философских знаний;

- дать знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, учении об обществе и человеке;

- дать понятие об исторических типах философии и философствования, концепциях и направлениях философской мысли;

- помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;

- способствовать формированию у учащихся ценностных гуманистических ориентаций в многомерных отношениях с другими людьми, обществом, природой;

- формировать гуманистическое мировоззрение, позволяющее осмыслить социальную действительность как систему в её развитии;

- содействовать приобретению и принятию учащихся социального опыта, способствующего формированию у них национального самосознания, гражданственности, нравственности и этической культуры;

- воспитывать культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности.

Эффективной формой самостоятельного изучения данной дисциплины является выполнения домашней контрольной работы. По курсу «Основы философии» учащиеся-заочники выполняют одну контрольную работу. Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр шифра учащегося. В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых предпоследняя цифра шифра. Пересечение вертикальной и горизонтальной линии определяет номера вопросов контрольной работы. Например, две последние цифры шифра 32, следовательно, номера вопросов контрольной работы 8, 22, 48.

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов (вопросы 1 – 30) и практического задания (31 - 50). Практические задания нацелены на развитие навыков критического мышления, способности к самостоятельным решениям, помочь учащемуся научиться формировать собственную точку зрения на проблемы, существующие в обществе, грамотно формулировать личную философскую позицию и аргументировать её.

Главным в контрольной работе является её содержание, однако важное значение имеет также правильное её оформление, от этого в значительной мере зависит оценка.

На обложке указывается фамилия и инициалы автора, шифр, курс, отделение, домашний адрес. На первой странице пишется номер варианта и перечень излагаемых вопросов. Изменять формулировку вопроса нельзя. В конце работы помещают список использованной литературы. Завершается работа подписью учащегося и датой её выполнения. Объём контрольной работы 8 – 10 страниц рукописного текста, 6 – 8 компьютерного.

При выполнении контрольной работы учащемуся рекомендуется консультирование с преподавателем, который назначен её рецензентом.

По результатам выполнения домашней контрольной работы выставляется зачёт. Отметка «зачтено» выставляется при условии, что работа выполнена в полном объёме, в соответствии с заданием, ответы на все вопросы даны полностью последовательно. Работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки.

Отметка «не зачтено» выставляется, если работа выполнена не в полном объёме или содержит существенные ошибки:

- не раскрыто основное содержание вопросов задания;

- отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания.

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту, возвращается учащемуся без проверки, с указанием причин возврата.

Примерный тематический план.

  Раздел и тема Количество часов
всего Лекции Практические Самост. работа
  Введение.        
Тема 1. Что такое философия  
Тема 2. Философия бытия.  
Тема 3. Философия познания.        
Тема 4. Философия человека.
Тема 5. Философия общества.  
Тема 6. Философия профессиональной деятельности.    
Заключение        
Итоговая контрольная работа    
ИТОГО:

Таблица распределения вопросов по вариантам.

ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА ШИФРА
Предпоследняя цифра шифра
1,26, 36 2,27, 3,28, 4,29, 5,30 6,31, 7,32, 8,33, 9,34, 10,35,
11,36, 12,37, 13,38, 14,39, 15,40, 16.41, 17,42, 18,43, 19.44, 20,45,
21,44, 22,43, 23,42, 24,41, 25,40, 1,39, 2,38, 3,37, 4,36, 5,35,
6,34, 7,33, 8,22, 48, 9,31, 10,32, 11,29, 12,28, 13,27, 14,26, 15,27,
16,28, 17,29, 18,31, 19,31, 20,32, 21,33, 22,34, 23,35, 24,36, 25,37,
22,38, 25,38, 24,40, 23,41, 22,42, 21,43, 20,44, 19,45, 18,44, 17,46,
7,47, 8,48, 9,49, 10,50, 11,38, 12,37, 13,36, 14,35, 15,34, 16,33,
6,32, 5,31, 4,40, 3,29, 2,28, 1,27, 2,26, 3,27, 4,28, 5,29,
6,30, 7,13, 8,14, 9,15, 10,16, 11,35, 12,36, 13,37, 14,38, 15,39,
16,40, 17,41, 18,42, 19,43, 20,44, 21,45, 22,44, 23,43, 24,42, 25,41,

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Что такое философия? Предмет и функции философии.
  2. Философия в системе мировоззрения. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Знания, ценности и убеждения в структуре мировоззрения.
  3. Основные философские проблемы и категории. Соотношение философии с наукой.
  4. Бытие и небытие как атрибуты реальности. Категория материи и её эволюция.
  5. Природа как объект философского анализа. Человек и природа.
  6. Динамическая организация реальности: движение, развитие, покой. Диалектика, её принципы и законы.
  7. Пространство и время как формы организации реальности.
  8. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира и основные варианты её решения.
  9. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
  10. Истина как цель познания. Заблуждение и истина.
  11. Научное познание и его специфические признаки.
  12. Проблема человека в философии и науке. Развитие представлений о человеке в истории философии и культуры.
  13. Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личность.
  14. Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания.
  15. Философская антропология как течение в философии ХХ века (Макс Шелер, Хельмут Плеснер, Арнольд Гелен).
  16. Триединая модель человека: тело, душа, дух.
  17. Психоаналитические концепции человека (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм).
  18. Философские концепции антропосоциогенеза.
  19. Смысл человеческой жизни. Смерть и бессмертие.
  20. Основные проблемы, понятия и исследовательские программы философии общества.
  21. Основные черты общества и типы социальных структур.
  22. Понятие экономики, политики, политической системы и политического процесса. Философия политики.
  23. Философия права. Политика, идеология, государство. Политика и нравственность в современном обществе.
  24. Культура и её основные функции. Философия культуры, искусства, морали, религии, техники.
  25. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепции ненасилия в современной философии общества.
  26. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества.
  27. Современный этап цивилизационного развития: уровни, темпы, достижения и противоречия.
  28. Деятельность как способ человеческого бытия.
  29. Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности.
  30. Основные виды деятельности.
  31. В числе основных прав человека общепризнанным считается право на жизнь. Однако оно ставиться под сомнение фактом узаконенной смертной казни. По поводу её правомерности в мире не прекращаются общественные дискуссии. Какие аргументы «за» и «против» вы могли бы предложить?
  32. Как вы понимаете слово «свобода» и что для вас означает слово «ответственность»? При ответе на этот вопрос можете выделить следующие сферы проявления свободы: личная жизнь, политика, экономика, информация, профессиональная деятельность, хобби, религия.
  33. Если Бог существует, то как его нужно понимать (представлять)?
  34. В связи с ускорением технического прогресса возникла дискуссия о роли техники в жизни человека. были высказаны три точки зрения. Какую позицию вы заняли бы в этом споре? Выскажите своё мнение и аргументируйте его.

А) Развитие техники ведёт к освобождению от власти природы посредством господства над ней.

Б) Развитие техники ведёт к разрушению не только природы, но и самого человека.

В) Техника нейтральна, она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во

зло.

  1. И. Кант считал, что лгать нельзя ни при каких обстоятельствах. Считаете ли вы, что из человеколюбия лгать разрешается? Ответ аргументируйте.
  2. Кто такой философ? Кто из философов (в истории мысли) вам известен? Почему его можно назвать философом?
  3. Какое место занимает религия в современном обществе? В чем, с вашей точки зрения, заключается её позитивная и негативная роль в обществе?
  4. Какое знание является научным? Является ли астрология (предсказание по звёздам) научным знанием?
  5. Из перечисленных понятий буквой «Ф» отметьте те, что относятся преимущественно к формационному подходу, а буквой «Ц» - к цивилизационному подходу.

а) базис; б) рабовладельческий строй; в) духовные ценности; г) надстройка; д) циклическое развитие;

е) способ производства; ж) ступени развития; з) культурная уникальность.

  1. Наверное, каждому приходилось слышать, как один человек обращается к другому с призывом: «Будь же человеком!» В каких случаях так говорят и что имеют при этом в виду? Скорее всего, смысл зависит от ситуации. Но, видимо, люди в обыденной жизни всё же руководствуются какими-то общими представлениями о том, каким должен быть «настоящий человек». Так что же в самом общем смысле значит быть человеком? Если вы попытаетесь ответить на этот вопрос, то тем самым вступите на путь самостоятельных поисков решения центральной проблемы философской антропологии.
  2. Кого вы считаете настоящим спортсменом (или рок-музыкантом)? Дайте понятие, кто такой спортсмен (или рок-музыкант). Почему люди придерживаются на этот счёт разных мнений, ведь видят и слышат, вроде бы, одно и то же?
  3. Наш знакомый заявил, что он нашёл способ лечения рака (надо мол, пить настойку чистотела). Он утверждает, что его способ лечения рака доказан практически, ибо помог ему. Прав ли наш знакомый? Что значит практически обосновать истину?
  4. В последнее время широкое распространение в различных областях деятельности человека получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Что вы понимаете под виртуальной реальностью и каково её значение для развития человека и человечества?
  5. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в таких сферах духовной жизни как: мораль, политика, право, религия, искусство, наука.
  6. Установите соответствие между элементами в структуре морали и их содержанием.

1) Моральные качества. а) Мужество, справедливость, мудрость.

2) Нравственные принципы. б) Смысл жизни, свобода, счастье.

3) Нормы поведения. в) Долг, совесть.

4) Морально-психологические механизмы г) «Не убий», «не укради».

самоконтроля личности.

5) Высшие моральные ценности. д) коллективизм, альтруизм, индивидуализм.

  1. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против неё?
  2. В чём, с вашей точки зрения, главная проблема эвтаназии? Ответ аргументируйте.
  3. Существует точка зрения, согласно которой общественная система считается тем стабильнее, чем большую долю в его структуре занимает «средний класс». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?

Что, с вашей точки зрения, служит основанием для существования этой точки зрения?

  1. В своих рекомендациях правителю Н. Макиавелли призывал не церемониться в использовании для достижения поставленных целей любых, в том числе неблаговидных, средств. В то время в их числе было всё, что содержал арсенал политика, подкуп, шантаж, угрозы, заговоры. В конечном счёте, полагал мыслитель, народ оценивает правителя по результатам, а победителей, как известно, не судят. Какие цели, на ваш взгляд, могли бы оправдать неблаговидные средства? Можно ли делать политику (управлять государством) и оставаться честным? Возможны ли в этом вопросе какие-то компромиссные варианты?
  2. К какой сфере жизни общества можно отнести следующие социальные явления?

А) Программа помощи малоимущим семьям.

Б) Строительство химического комбината.

В) Проведение компании по выборам законодательного органа власти.

Г) Повышение ввозных таможенных пошлин.

Д) Принятие нового трудового кодекса.

Е) Проведение кинофестиваля.

Ж) Открытие в области генетики.

З) Создание мемориала воинской памяти.

И) Проведение марша протеста против загрязнения окружающей среды.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Аблеев С. Р. Основы философии: вводный курс. – М., 2003.
  2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учебное пособие. – М., 2001.
  3. Барковская, А. В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы. Мн.: ТетраСистемс, 2011.
  4. Губин В. Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. – М., 2003.
  5. Канке В. А. Основы философии. – М., 2002.
  6. Калмыков В. Н. Основы философии: учебное пособие. – Мн.. 2003.
  7. Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: краткий курс. – СПб, 2004.
  8. Рычков А. К., Яшин Б. Л. Философия. – М., 2002.
  9. Стивенсон Д. Философия. – М., 2006.
  10. Основы социально – гуманитарных наук: Учебно-методический комплекс: Учебное пособие. – Мн., 2005.
  11. Яскевич Я.С. Основы философии: учебное пособие. Мн.: Выш. шк., 2006.

Вопросы для ИКР.

  1. Что такое философия? Философия в системе мировоззрения.
  2. Бытие и небытие как атрибуты реальности. Категория «материя» и её эволюция.
  3. Динамическая организация реальности. Пространство и время как формы организации реальности.
  4. Познание как предмет философского анализа. Структура и динамика познавательного процесса.

Проблема истины в познании.

  1. Проблема человека в философии и науке. Философские концепции антропосоциогенеза.
  2. Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личность.

Триединая модель человека: тело, душа, дух.

  1. Природное и социальное в человеке. Смысл жизни. Смерть и бессмертие.
  2. Основные проблемы, понятия и исследовательские программы философии общества. Основные черты общества и типы социальных структур.
  3. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепция ненасилия в современной социальной философии.
  4. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества.
  5. Политическая система общества. Философия политики. Философия права. Политика, идеология, государство. Политика и нравственность в современном обществе.
  6. Духовная подсистема общества. Культура. Философия культуры.
  7. Философия искусства, морали, религии, техники.
  8. Деятельность как способ человеческого бытия. Основные виды деятельности. Феномен свободы.

Наши рекомендации