Язык как философская проблема
1) Язык как знаковая система
В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики, психологии, культурологии. В своей универсальной постановке проблема языка является исконным предметом философии.
Язык – это система знаков, которыми пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак – Это свойство языка, благодаря которому язык способен быть: средством выражения мысли, средством общения, частью социальной организации и культуры; неявным «образом мира».
Ф. де Соссюр характеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального. Таким образом, Все языковые явления всегда функционируют как знаки. Благодаря этому мир предстает как универсум знаковых моделей.
2). Язык как социокультурный феномен
Функции языка: коммуникативная – средство общения, на это обращал внимание создатель структурной лингвистики Ф. Соссюр, считавший, что язык- это систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации); коммутативная – средство выражения, фиксации результатов познания, хранения информации; экспрессивная-- средство выражения чувств; сигнификативная – средство обозначения, когнитивная – средство познания, информационно-трансляционная – средство передачи информации.
Язык – явление общественное. Он стихийно становится вместе с социальностью, челов. коллективом. В нем задаются и отражаются требования социальности. В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью своих значений.
3). Язык и мышление
Язык и мышление – двуединый процесс. Маркс: «Язык – непосредственная действительность мысли». Мысль не просто одевается в звуковую оболочку, а совершается в слове. Здесь подчеркнут сложный многоступенчатый характер мыслительно-речевой деятельности.
Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга послужил основанием теорий, согласно которым язык явл. определяющим по отношению к мышлению. В живом процессе общения имеются смысловые всеобщие для сознания моменты: передается предметная информация, выражается оценка, содержится обращение.
Проблема взаимосвязи языка и мышления дискуссионная.
Вербальная теория (С.Рубинштейн) связь между языком и мышлением неразрывна. Авербальная теория отрицает жесткую связь между мышлением и языком. Современные исследования вопроса о соотношении языка и мышления закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее внутренними законами и собственной организацией.
Слово есть средство мыслительного процесса и отображение его результата.
4). Герменевтика как теория толкования текста
Герменевтика в качестве философского направления возникла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаруживаются в учениях разных философов, принадлежащих самым разным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связывается с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве методики толкования текстов герменевтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фридриха Шлейермахера она сформировалась в качестве общегуманитарного метода, а в XX в. обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике.
Основные понятия герменевтики — текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание — постижение смысла культурных явлений и событий.
Понимание – определенный способ бытия, бытия «здесь и теперь». Успешность межчеловеческой коммуникации, ориентация в наличной ситуации – все это предполагает в качестве своей основы некоторую понятийность истолкованность. Не познание порождает потребность к пониманию, а напротив, потребность в понимании ведет к познанию. Герменевтика ставит проблему понимания в онтологическом ракурсе.