Культ творческого индивидуализма человека.

Введение.

«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса — антропо­центризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит её важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что мы должны установить в качестве существенного момента – это то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир». Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, ис­ключительно интенсивная, но — если не говорить об Ита­лии — очень недолговечная.
И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное, произошло много событий в политичес­кой, экономической и духовной жизни Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современ­ные национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржу­азию городов. Города, бывшие ранее изолированными ос­тровами в средневековой Европе, стали центрами куль­турной жизни нации. Складывались и новые производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к ману­фактуре. Вопросы христианской веры перестали быть заповед­ной областью и стали подвергаться обсуждениям.
Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) зани­мает период с XIV по XVI вв. и считается важным периодом в истории философии.

Глава 1.Общие положения эпохи Возрождения.

Основные понятия Ренессанса.

Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.
В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именно человек. (Важно заметить, что в античности в цен­тре внимания была природно-космическая жизнь, в сред­ние века — Бог и идея «спасения» человека.) Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как антропологическое.
В новое историческое время человек приобретает го­раздо большую самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все заслуги только самому себе.
Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного из­менить мир к лучшему. Широко распространено было мнение о том, что главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении че­ловека к знаниям «беседы с древними», в творческой деятель­ности.
Образованность и разносторонность в образовании со­путствуют идеалу человека этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового тем,что в античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены его природой и от него зависело толь­ко — последует он природе либо отойдет от нее. Средневе­ковье поддерживало убеждение, что человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек нуж­дается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этот библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным господи­ном над природой. Географический детерминизм утрачивает своё значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.

Культ творческого индивидуализма человека.

В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника, скульптора, архитектора, мо­реплавателя или поэта — воспринимается иначе, чем в античности или в средние века.
У древних греков созерцание ставилось выше деятель­ности (исключение составляла государственная деятель­ность). Созерцание, по мнению греков, приобщало челове­ка к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того, не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков дискредитированы рабским трудом.
В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» .То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души: молитва, богослуже­ние, чтение священных книг.
В эпоху Возрождения деятельность приобретает твор­ческий характер. С ее помощью человек не просто удов­летворяет свои нужды, а созидает новый мир, создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя. Личность теперь как бы перенимает, берет на себя твор­ческие функции Бога: она способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее произведение искусства.
Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты.

Проблема личности.

Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохо­жесть на других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий ориги­нальности не учитывает нравственных потенций челове­ка. Это — как бы взгляд на него со стороны, извне.
Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными воз­можностями. Многие из них становились «титанами» Возрождения.
Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии предель­ных выражений.
Разгул страстей и преступ­лений затронул и многих известных и выдающихся деяте­лей Ренессанса.
Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».
Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвен­но. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были фило­софами.
Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важ­ный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались, в основ­ном, не классических наук или философии, но того, что приблизитель­но может быть названо литературой. Были в этой особенной озабочен­ности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты впоследствии при­сущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образо­вание включениет философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, меди­цину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах уни­верситетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени.
Таким обра­зом, гуманизм не представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многих учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".

Пантеизм и алхимия.

Пантеизм характерен для натурфилософии Возрожде­ния. Христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В значительной степени она становит­ся «натурфилософией», которая представляет собой умо­зрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.
Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно ее соб­ственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод — изучать природу в соответствии с ее соб­ственными принципами существования. Формально Теле­зио признает Бога в качестве Творца, но реально боже­ственное начало исключается из природы и из сферы философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть. Так, в частности, причину движе­ния нужно искать в самой природе. Небесные тела нахо­дятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылает огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы этого времени видели в приро­де некое живое целое, пронизанное магическими силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхи­мик и астролог Парацельс (1493-1541). Вообще же алхи­мики устанавливали особые связи между веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у них соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами природы, алхимик стре­мился войти с ними в особый магический контакт.

Наши рекомендации