Социально-философские, гуманистические и просветительские идеи в творчестве Скорины, Будного, Полоцкого, Лещинского.

Экономические и социальные предпосылки формирования в Бел. Гуманистических начал:

· развитие городов;

· высокоразвитое ремесло;

· интенсивная внутренняя и внешняя торговля

· развитие торгово-денежных отношений.

В XIV—XVI вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 г. белорусский язык был официально узаконен как государственный язык Великого княжества Литовского. Популярны идеи свободы вероисповедания, просвещения, выдвигаются требования полного соц. равенства, веротерпимости, идеал национального равноправия.

На развитие соц.-политической и духовной жизни ВКЛ оказала большое влияние реформация (теоретико-гуманистическое движение в теологии и церковной сфере). Реформация способствовала развитию в стране книгопечатания, литературы, наук. Авторитет веры вытесняется авторитетом разума. Этот перелом способствовал развитию светских знаний, науки и философии. В философии пробуждается интерес к чел., возникает идея о высоком достоинстве чел.

Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина (прим. 1486—1551) — первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. С. не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга.

С. делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования. Белорусский гуманист утверждает самоценность человеческой жизни. Он говорит о том, что главное предназначение человека заключено в совершенной земной жизни. Для С. высшее благо — благо земное, т.е. интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этической концепции С. лежит идея о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы. Он твердо убежден, что именно это определяет совершенство общественной жизни. Согласно белорусскому гуманисту, понятие морали имеет двойственную основу — индивидуальный разум и божественное откровение. Естественный нравственный закон "написан в сердце каждого человека", он дан ему Богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек имеет возможность сделать свой нравственный выбор. Истоки нравственности С. видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу. По мнению С., счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, но без мудрости и без добрых обычаев невозможно достойно жить.

Преемниками традиций С. стали Сымон Будный (прим. 1530—1593). Деятельность Б. оставила заметный след в истории белорусского Возрождения — открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса". С помощью родного языка Б. хотел научить "истинной вере" свой народ.

В своих взглядах на мир Б. исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Б. выражал прогрессивное требование эпохи, для которой прежде всего было характерно обращение к человеческому разуму.

Большой интерес вызывает гуманистическая трактовка Б. сущности человека. Человеческая личность, по мнению Б., должна быть не только свободной, но и неприкосновенной. Свобода, считает он, дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим.

Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557—1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г. Автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

Лыщинский. Все то, что его как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде "О несуществовании Бога". Отрицание существования Бога — основное и высшее достижение атеистической мысли как самого Л., так и его времени. Атеизму Л. присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власти имущих.


Наши рекомендации