Классическая немецкая философия

Создателем системы объективного, абсолютного идеализма явился Гегель (1770-1831 гг.). Он возвысился до осознания общественно-исторической природы человека. В своей системе он стремился выразить в едином диалектическом процессе мир природного, социального и духовного бытия. В соответствии с исходным принципом своей идеалистической системы – принципом тождества мышления и бытия – природный мир Гегель рассматривает как несамостоятельный, вторичный, производный от идеи. Природа – инобытие, отчуждение идеи. Природа должна быть рассмотрена как система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основание природы. Природное своеобразие человека определяется тем, что он – "орудие духа" и как таковой есть наиболее совершенный организм природы. У Гегеля сама природа вообще и природа человека, в частности, сводится к духовности.

Вместе с тем Гегель, как никто из предшествующих ему философов, сумел приблизиться к верному пониманию специфики общественной деятельности человека, своеобразия социального мира. Совершить это Гегелю удается потому, что он подвергает специальному анализу предметную человеческую деятельность – труд. На этой основе Гегель впервые раскрывает диалектику индивидуального и социального, специфику общественной жизни, диалектику причинности и целесообразности.

Основная проблема гегелевской философии состоит в выяснении диалектики субъективности устремлений отдельных индивидов и объективности, закономерности, созданной самими людьми системы общественных отношений.

Обращение к анализу человеческого труда позволяет Гегелю по-новому поставить и труднейшую традиционную философскую проблему соотношения причинности и целесообразности в мире. Гегель, рассматривая человеческий труд, впервые истолковал его как целесообразную деятельность в рамках объективных причинных зависимостей. В труде человек придает объективным природным процессам форму целесообразности, организует причинные связи таким образом, чтобы добиться своих субъективных целей. Процесс труда никогда не может выйти за пределы причинных отношений, осуществление цели в процессе труда предполагает познание причинных связей объективной действительности и сознательное их использование. В лице Гегеля философская мысль впервые приближается к адекватному истолкованию целесообразного устройства человеческого мира, к диалектическому синтезу причинности и целесообразности.

Диалектическая концепция соотношения человека и мира, разработанная в гегелевской философии, несла на себе печать идеализма и вскоре была отвергнута Л. Фейербахом (1804-1872 гг.). Он преодолевает гегелевское сведение сущности человека к самосознанию, исторического процесса – к самодвижению духа, использующего для реализации своих всемирно-исторических це-

лей деяния людей. Философская мысль вновь делает поворот к утверждению природной, чувственной основы человеческой сущности. Антропологический принцип в философии, принятый Фейербахом, предполагает, что своеобразие человеческой деятельности и историческое развитие человека выводится из природности самого человека. Он делает шаг вперед по сравнению с просветительскими концепциями общественной жизни, строившимися на понятии природы человека – для Фейербаха человеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность силы человека (воля, мышление, умственность) – это его родовые, т.е. общественные деятельные способности. Фейербах приближается к пониманию сущности человека как определяемой социальными связями: "Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между "Я и Ты".

Этапы человеческой истории отличаются, по Фейербаху, лишь сменами в религиозном и нравственном сознании человечества. Само же религиозное чувство Фейербах считает свойственным человеку от природы, т.е. прирожденным. Вот тут-то и сказывается ограниченность антропологизма. Правильно подчеркивая лишь одну сторону дела – природность человека, Фейербах стремится объяснить и социальные связи, общественные отношения людей как чисто природные узы, объединяющие индивидов. Субстанциальной основой общения, в котором только и проявляется человеческая сущность, являются чувственные отношения людей (любовь). Фейербах не рассматривает практическую деятельность человека в ее всемирно-историческом масштабе, и поэтому у него общественная связь имеет не историческую, а природную основу. В антропологическом материализме Фейербаха наметился поворот к гуманистической проблематике. Однако и этот материализм нуждался в дальнейшей разработке проблемы сущности человека, сущности взаимоотношений человека и окружающей его действительности, сущности исторического процесса, так как для Фейербаха человек оставался только природным существом, он не смог раскрыть того общего основания жизнедеятельности человека, которое составляет его сущность.

Наши рекомендации