Философское понимание религии
№1
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.
Основными функциями философии являются:
1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;
3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Философия имеет внутреннее отношение к мировоззрению. Философия – средство развития мировоззрения. Мировоззрение характеризует общую жизненную позицию человека, понимание им мира, свое место и возможности к миру.
Мировоззрение – общий панорамный взгляд на мир; не просто отстраненная картина мира, а всегда пристрастный, заинтересованный взгляд на мир. Мировоззрение – это и выстраивание определенного ориентирования человеческого поведения и действия в мире, дает общий контур в жизненной строке человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации". Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству.
В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.
№2
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: как возник мир; как он развивается; что такое жизнь;что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Предмет философии мифологии, развивается параллельно с развитием общества от первобытного до более сложно организованного. Как объект познания мифотворчество имеет комплексный и междисциплинарный характер. Различные аспекты мифотворчества попали в поле зрения самых разнообразных отраслей научного познания.
На эмпирическом уровне накоплен грандиозный массив данных о мифологиях разных времен и народов, о производных от мифа структурах, накопленных в истории изобразительного искусства, литературы, в истории культуры, этнографии, и других отраслях науки.
Теоретический уровень представлен большим количеством концепций и теорий мифотворчества, которые были сформулированы в основном в XIX и XX вв., концепциями, которые сложились в русле развития гносеологии, психологии (например, теории творчества), этнологии, эстетики и др. Однако пока вся совокупность понятий, концепций, образов представляет собой во многом мозаичный характер. Эта область знаний еще во многом гетерогенна, в ней мало внутренней целостности и единства.
Например, не имеет общепризнанного решения вопрос о статусе мифологии как науки: является ли такая наука некоторой самостоятельной областью познания или это всего лишь раздел какой-то другой науки (или ряда наук). Мифологию рассматривают как раздел либо фольклористики, либо этнологии, либо языкознания.
Важнейшим же условием достижения в исследованиях мифотворчества целостности, единства, внутренней организованности, систематичности, и в конце концов, высокой теоретичности является более детальная разработка комплекса философско-методологических предпосылок и установок исследования мифотворчества. Общий, стержневой ориентир в этом поле философских исследований - глубинная переработка проблематики оснований мифотворчества. "Основания мифотворчества, закономерности их исторического развития составляют предмет философии мифологии" 4. На базе полученных представлений о содержании, структуре и функциях таких оснований философия мифологии вырабатывает мировоззренческие и методологические установки понимания и исследования мифотворчества во всех его конкретно-исторических формах и результатах.
Философия мифологии находится в одном ряду с такими отраслями философского познания, как философия религии, философия морали, философия истории и другими, которые возникают на границе между философией и нефилософскими формами духовного освоения мира.
В силу единства и целостности человеческой культуры каждая отрасль духовной деятельности неизбежно ориентирована не только на освоение своего специфического предмета, но и на то, чтобы быть рационально вписанной в единый компонент духовной культуры, т.е. осознанно занять в нем определенное место, ясно понимать свои функции в культуре, быть ценностно сопряженной с другими компонентами духовной культуры. Сопряжение достигается же в сфере оснований форм деятельности. Ни одна отрасль духовной культуры не может собственными силами выполнить эту задачу. Сделать это можно только в теснейшем союзе с философией. Философия способна взять на себя миссию рационально-теоретического анализа оснований форм духовного освоения мира, выявления специфики их содержаний и структуры, создания почвы для их познавательного и ценностного сопряжения, согласования, для установления между ними понятийных, образных, символических и других каналов взаимодействия.
В полной мере все это относится и к мифотворческой деятельности.
№3
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели — к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит. Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.
1. Формирование религиозных и философских представлений
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40–50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.[1]
Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Древнегреческие боги, наделенные человеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, не только символизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость – через эти образы древние греки могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы.
Философское понимание религии
Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.
Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания.
Понятие религиозной формы общественного сознания, таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия как форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного бытия.
Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения к миру в целом, к семье, к обществу.
В самой общей форме можно сказать,что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная структура.
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической ситуацией, определенные функции.
Философия религии стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой особый тип философствования. Её следует понимать, прежде всего, как ту "часть" философии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии.
Это обращение может быть двояким. Религия для философии выступает:
а) либо как предмет отношения;
б) либо как предмет исследования.
Философия, имеющая и выражающая то или иное отношение к религии, есть философия религии в широком смысле слова; она представляет собой совокупность явных и неявных философских установок по отношению к религии; это общая позиция, занятая философией в отношении религии. Определённая позиция по отношению к религии обнаруживается практически в любой философской доктрине. Философия как таковая всегда проявляла и проявляет интерес к религии; более того, представляется, что философия вообще не может не быть в одном из своих аспектов именно философией религии: философия неизбежно содержит в себе отношение к религии. Для такого положения дел (то есть для того факта, что философия всегда так или иначе относит себя к религии) существенными являются два условия.
Таким образом, философия вообще всегда является и (в том числе и) философией религии, однако, как видим, лишь в довольно общем смысле, только в связи со своей "природой", чуть ли не принудительно. Философия есть специфическое отношение ко всему сущему, значит - и к религии, следовательно, философия так или иначе с необходимостью является философией религии.
№4
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второготысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникаетрабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченныхпленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. врезультате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, котороеоснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джокгосподствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно изотличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в нихбогов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явноесходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховнымбожеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предкомплемени Инь.Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, которыйстроился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселеннаяпредставляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь иян, которые занялись упорядочением мира.В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачаткинатурфилософии.Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть допервого тысячелетия до н. э.Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественногопроизводства не привели к исчезновению мифов.Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имеланекоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайскиемифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о“золотом веке”.Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взглядыкитайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком.Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайскойфилософии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая,такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, осилах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических ипримитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьмистихиях”.На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силыян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые прежде всегобыли связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н.э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованноегосударство под эгидой сильнейшего царства Цинь.Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства иукрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами загегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различныхфилософско-политических и этических школ. Этот период характеризуетсярассветом культуры и философии.особенности развития философии в китае.Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. дон. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”,который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили вбассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложилиосновы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом вИндии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трехрайонах можно проследить общность закономерностей, по которым шлостановление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана склассовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философскихидей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силамипрогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетомтрадиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итогестолкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основныхнаправлений в философии - материалистического и идеалистического - с той илииной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в тойострой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленныхгосударствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”.Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфердеятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделениетруда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловилопрямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.Вопросы управления обществом, отношения между различными социальнымигруппами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философовДревнего Китая.Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, чтоестественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшимисключением, более или менее адекватного выражения в философии, так какфилософы, как правило, не считали нужным обращаться к материаламестествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школамоистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратилисвое существование.Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг отдруга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самымкитайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельногои всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальнойидеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек иискателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасомкитайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистическиеидеи натурфилософов о пяти первостихиях.Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовалвплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отраслиестествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуетсяэтими идеями.Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знанийсузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объясненияприроды, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческогосознания, логики не получили в Китае большего развития.Обособленность древнекитайской философии от естествознания инеразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, чтоформирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Длябольшинства китайских школ метод логического анализа остался фактическинеизвестным.Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.Общество и человек.Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышленияхкитайцев.В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались нестолько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природныхявлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и властиправителя.Одно из главных мест в социально-политических и этических воззренияхдревнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества иэффективного управления государством.Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господствокоторой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со стороны “новыхбогатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.Конфуций ставил перед собой двоякую цель:1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить еевзаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию передлицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знатиКонфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял своихродственников. И по его мнению это ослабляло господство наследственнойаристократии.Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые вистории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основеобщего договора людей, согласно которому власть вручалась “самому мудрому излюдей” независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы нагосударство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любовь”, которыепредставляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и требованиясвободных низов древнекитайского общества права участия в политической жизни.В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления, излагавшиесяКонфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса между древнимиритуалами и единым современным централизованным законодательством.В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов(законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-чан, Шан Ян иХань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых отношений иглавного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому легисты не менеерезко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты отвергали методыуправления, основанные на ритуале и родовых традициях отводя главную рольединым, обязательным для всех законам и абсолютной, ничем не ограниченной,власти правителя.Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при помощикоторых правитель подчиняет себе подданных.Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговойпоруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать единствогосударства и прочность власти правителя. Легисты разделяли взгляды Мо-цзы овыдвижении талантливых людей независимости от ранга и родственных отношений справителем.Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности длявозвышение в стране каждого человека.Значительное место в истории древнекитайской мысли занимаю утопическиевоззрения.