Основные этапы развития индуизма
Иудаизм
Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.), ставшего общим названием еврейского народа —ивр. יהודה) — религиозное, национальное и этическое[1] мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.
История иудаизма делится на следующие большие периоды развития:
· «библейский» иудаизм (X в. до н. э. — VI в. до н. э.),
· Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. — II в. н. э.), включая эллинистический иудаизм (после 323 г. до н. э.),
· Талмудический иудаизм (II в. н. э. — XVIII в. н. э.),
· современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время)[11].
Возникновение иудаизма
Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.
Предпосылками появления иудаизма была так называемая «Вера патриархов». Еврейская теология считает Авраама родоначальником новой веры.
После внутриполитической стабилизации в начале 20 века до н.э., позволившей Египту восстановить контроль над Эрец-Исраэль (территорией современного Израиля), на которой наряду с кочевым, существовало также оседлое земледельческое население; во второй половине 18 века до н.э. Гиксосы, захватив Сирию и Эрец-Исраэль, проникли в Египет и около 1720 года до н.э. установили контроль над большей его частью. Именно эта эпоха отражена, по мнению современных историков, в библейских сказаниях о патриархах — прародителях еврейского народа.
Согласно Библии, отец Авраама Терах проживал со своим семейством за рекой Евфрат и поклонялся иным богам. Бог повелел Аврааму (впервые после изгнания Адама Бог обращается к человеку) идти в Ханаан, обещая сделать его потомство великим народом, которому будет отдана земля от реки Египетской до реки Евфрат. Через некоторое время Бог скрепляет это обещание заключением договора — завета. Авраам, Исаак и Иаков (сын и внук Авраама) считаются по еврейской традиции патриархами.
Согласно Библии, когда Авраам со своим окружением покинули долину Евфрата, что-то изменилось в их духовной жизни. И началось формирование новой системы религиозных представлений. Имя Иакова было изменено на теофорное Исраэль, символизируя начало новой духовной жизни.
Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали (пусть подспудно) существование различных божественных наименований. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея, провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной».
То́ра[1] (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон») в ашкеназском произношении: То́йро (юго-восточный диалект — Польша,Украина), Тэ́йро (северо-восточный диалект — Белоруссия, Литва) — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.
· Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы, причем как сам текст, так и печатные или рукописные экземпляры (свитки).
· В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога, отдельные заповеди или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев. 6:2), «закон (Тора) о жертве повинности»(Лев. 7:1) и т. п.
· Слово «Тора» встречается также в смысле поучения или родительского наставления (Прит. 1:8 и др.).
· Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.
· В самом широком смысле Торой называют всю совокупность иудейского традиционного закона.
Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.
Согласно мнению рабби Йехуды в Талмуде, последние строки Второзакония, в которых описывается смерть Моисея, были записаны Иисусом Навином (Йехошуа). Многие авторитеты, однако, не согласны с этой точкой зрения, поскольку считается, что Тора по своему уровню святости соответствует только пророческому дару Моисея и никого другого из пророков, живших после него.
Мишна́ (ивр. משנה — букв. «повторение») — первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Часть Устного Закона, переданного, согласно традиции, Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецы приняли решение записать его в виде Мишны.
Гемара́ (арам. גְּמָרָא, букв. «изучение», «воспринятое от учителя» или от ивр. גְּמָרָה, «завершение, совершенство») — свод дискуссий и анализов текста Мишны, проводившихся амораями, включающий их постановления и уточнения Закона (Галахи), а также аллегорические притчи и легенды (Аггаду).
Относительно этимологии слова «Гемара» мнения исследователей расходятся: слово восходит либо к арамейскому גמיר, «учение» (буквальный перевод слова «Талмуд»), либо к ивритскому גמר, «завершение», «совершенство»[1].
В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности. В тексте печатных изданий Вавилонского Талмуда (а также виленского издания Иерусалимского Талмуда) Гемара отделяется от Мишны сокращением 'גמ. Гемара сопровождает Мишну как в Вавилонском, так и в Иерусалимском Талмудах, хотя не все и не одни и те же трактаты.
Гемара содержит как обязательные для иудея постановления и законы (Галаха), так и аллегорические притчи и легенды (Аггада).
Книга Руфи (ивр. מגילת רות, Мегилат Рут или Свиток Рут) — 31-я часть Танаха, 5-я книга Ктувим, книга Ветхого ЗаветаБиблии.
В «Книге Руфи» подробно изложена история жизни главной героини книги, Руфь. «Книга Руфи» — это своего родабуколическая повесть, яркими красками рисующая патриархальный быт того времени. Рассказ о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев, как, по совету свекрови, Руфь стыдливо предъявила свои родственные права на Вооза и как последний перед старейшинами города утвердил своё право на неё, изложен с неподражаемой простотой и искренностью.
3
Иосия (ивр. יֹאשִׁיָּהוּ, Иошияу, "Бог подкрепляет"), сын Амона — царь Иудеи. Взошёл на престол в восьмилетнем возрасте после убийства его отца Амона.
Естественным образом, в начале его правления власть в Иудее сосредоточилась в руках представителей партии, вернувшей ему трон и ориентированной на идеалы монотеизма и социальной справедливости, провозглашённые пророками.
Религиозная реформа[править | править вики-текст]
Царствование Иосии отмечено духовно-религиозным возрождением, и автор 4 Книги Царств (II Книги Царей) говорит о нём: «Не было до него царя подобного ему... и после него не восстал подобный ему» (4Цар. 23:25).[1] При Иосии была осуществлена религиозная реформа, состоявшая в централизации богослужения в Иерусалиме (4Цар. 23:4–24) и в ликвидации проникших вИудею под ассирийским влиянием языческих и астральных культов. Было уничтожено также наиболее древнее и почитаемое святилище в Вефиле (Бейт-Эле) и известное с Х века до н. э. святилище в Араде.
На 18-м году своего царствования (622 год до н. э.)[2] Иосия начал очищение Иерусалимского храма и повелел провести в нём ремонт, во время которого первосвященником Хилкией была найдена «Книга Торы» или «Книга Завета». Царь издал указ, предписывающий зачитать текст перед всем народом. В библеистике существуют различные мнения, касающиеся содержания этой Книги. Обычно считается, что речь идёт о Второзаконии. В соответствии с найденным учением, Иосия реорганизовал культ Единого Бога, отпраздновал Песах (4Цар. 23:23) и в присутствии всего народа заключил с Господом новый завет, обязуясь, что отныне все евреи будут строго следовать Божьим заповедям.
Впервые в истории Израиля Тора приобрела государственный статус, что сыграло решающую роль в духовном и социальном формировании еврейского народа при возвращении из вавилонского пленения.
Под влиянием реформ Иосии в Иудее сложилась, так называемая девтерономическая школа, которая оказала решающее влияние на формирование исторического мировоззрения еврейского народа. Критерием оценки деятельности царей становится их вклад в концентрацию служения Единому Богу исключительно в Иерусалимском храме и забота о чистоте культа Единого Бога. Лишь те цари, которые вели бескомпромиссную борьбу против языческих влияний и против иных, нежели Иерусалимский храм, культовых центров, удостаивались похвалы. Падение северного Израильского царства являлось Божественной карой за отправление культа Бога Израиля в других святилищах (4Цар. 17). К периоду правления Иосии относится начало деятельности наиболее известного и яркого представителя пророческого движения, пророкаИеремии.
Елисе́й (ивр. אֱלִישַׁע — Элиша́, араб. اليسع — Аль-Яса) — библейский пророк.
Был сыном Сафата (3Цар. 19:16) — зажиточного пахаря. По призыву Ильи-пророка сначала стал его помощником (3Цар. 19:21) в год воцарения Ииуя, а затем после чудесного вознесения своего учителя живым на небо — самостоятельным пророком (4Цар. 2:15).
Авторитет Елисея признавал царь Иудеи Иосафат, который советовался с пророком накануне похода против моавитянского царя Меши (4Цар. 3:12).
Став ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Елисей пророчествовал более 65 лет, при шести царях израильских(от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. Елисей умер в глубокой старости, в возрасте около 100 лет: он выступил на пророческое служение при царе Ахаве (3 Цар 19:19) — около 900 года до Р. Х., а скончался при царе Иоасе, в тридцатых годах IX в. до Р. Х. (около 835 г.).
Во что верят иудеи?
Верования иудеев строятся на монотеизме и обозначены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), которое, по легенде, было передано Моисею Богом на горе Синай. Часто Тору называют Еврейской Библией, поскольку в христианстве она соответствует книгам Ветхого Завета. Помимо Пятикнижия, Священное Писание иудеев включает в себя еще две книги – «Невиим» и «Ктувим», которые в совокупности с Торой носят название «Танах».
У иудеев существует 13 принципов веры, согласно которым Бог един и совершенен. Он является не только Творцом, но и Отцом человека, а также выступает источником любви, благости и справедливости. Все люди равны перед Богом, поскольку являются его творениями, однако непосредственного у еврейского народа имеется великая Миссия, которая состоит в донесении до человечества Божественных истин.
Иудеи свято верят, что в конце дней все умершие воскреснут и продолжат свое существование на этой земле.
Основные черты[править | править вики-текст]
Основная статья: 13 принципов веры
1. Иудаизм провозгласил монотеизм[12][13], углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.
2. Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
3. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
4. Учение об абсолютной ценности Человека, человеческой жизни (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном всестороннем духовном усовершенствовании.
5. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является творением Божьим, его образом и подобием, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении познания Бога, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
6. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
7. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлечённых из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключённого Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов[14]. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и является национальной религией еврейского народа.
8. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
9. Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4). (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илиёй (Элиягу), который был взят на небо живым).
10. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).
О мире и человеке Иудаизм – это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа – Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый – к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида. Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец – «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией. –
иудаизм - это не только религия, не только философское учение, но в первую очередь - закон, регламентирующий все без исключения стороны жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Помимо порядка молитв, соблюдения Торы, субботы и праздников, воспитания детей, имущественных и трудовых отношений, закон этот определяет образ поведения еврея в таких сферах, как питание, гигиена, одежда, супружеские отношения, сбор урожая и многое другое.
Основой еврейского Закона являются 613 заповедей, которые Всевышний дал Моисею на Синае и которые кратко и в общем виде изложены в Пятикнижии Моисея (Хумаше). Заповеди делятся на две категории: 248 предписывающих и 365 запрещающих.
::. Есть ли в иудаизме понятие ада?
Да, но это, видимо, не то место под землей, где грешников черти варяг в смоле. Это место, находящееся в одном из низших духовных миров, где души грешников проходят путь исправления через муки, которые получают от ангелов зла, порождаемых человеком в земной жизни его дурными мыслями, словами и поступками.
::. Что понимает Тора под Миром Грядущим?
С точки зрения Торы, Мир Грядущий не есть царство теней, чистых душ, покинувших свою земную обитель. Мир Грядущий - это конечная Цель Творения, когда в Мире установится Царство абсолютной справедливости и гармонии, проявится скрытое до того присутствие Б-га, исчезнет граница между материальным и духовным, души всех когда-либо живших людей вернутся в свои возрожденные тела и, находясь в этих телах, переживут раскрытие Б-жественной Истины, станут свидетелями превращения Мира в Мир Совершенный.
::. Есть ли в иудаизме понятие рая?
Да, но это не тот примитивный сад, где праведники бесплатно кушают яблоки, гуляя в белых одеждах (как он рисуется в атеистической литературе).
Если говорить упрощенно, то рай ("Ган Эден" на иврите) - это место вне нашего материального мира, где души праведников (людей, выполнивших свое предназначение на Земле) ждут, когда и другие сделают то же самое и когда наступит эра Машиаха (Мессии).
::. В чем суть иудаизма?
критерий оценки человека, и только они определяют его судьбу в этом мире и мире грядущем. Согласно Торе, удел в будущем мире получат все, кто жил творя добро, независимо от национальности и вероисповедания, и даже независимо от того, был ли человек атеистом или религиозным фанатиком - только практические дела определяют судьбу каждого человека. (Кстати, некоторые религии утверждают, что только их приверженцы имеют удел в будущем мире.)
::. Что в иудаизме важнее: вера или поступки?
Понятно, что в любой религии идеалом является человек, в котором соединяются глубокая вера и правильные поступки. И тем не менее Тора утверждает, что для Всевышнего поступки людей более важны, чем их вера. Именно дела, а не вера сама по себе являются главным критерием, по которому оценивается человек. Иудаизм утверждает, что спасение души посредством веры невозможно, спастись можно только посредством добрых дел.
::. Может ли человечество прийти к миру и счастью, опираясь не на законы, данные Б-м, а на придуманные человеком теории, опирающиеся на "здравый смысл" и логику человеческого разума?
Каких только теорий и учений не породил человеческий разум, соревнуясь с Б-жественным. Чего только не сочинили философы и гуманисты всех времен и народов. Все эти фашизмы и коммунизмы, демократии и диктатуры как только ни пытались улучшить жизнь людей (всех или определенных групп), но практически осуществление всех этих теорий сопровождалось и сопровождается одним: реки крови, грабежи и убийства, детские слезы, страх и нищета.
Даже в самых экономически развитых странах так называемой западной демократии, основанной на последних достижениях теоретического гуманизма, как то: свобода, равенство, свобода слова и т. д. и т. п., наблюдаются кризис морали и нравственности, убийства, грабежи, наркомания, разврат.
Почитайте сегодняшние газеты, журналы и книги, посмотрите телевизор или сходите в кино - те же кровь, разврат и прочие атрибуты "Свободы", как она понимается человеком.
::. Как иудаизм относится к аскетизму?
Отрицательно. Запрещено налагать на себя дополнительные запреты кроме тех, что дает Тора.
Жизнь, согласно Торе, дана для радости, счастья, любви, для рождения и воспитания детей, для того, чтобы творить добро в этом мире, помогая всем, кто в этом нуждается.
Как все это осуществить, уйдя в пустыню или монастырь, - трудно сказать.
Совершив неблаговидный поступок, нанеся кому-либо ущерб, человек обязан добрыми делами искупить грех и компенсировать нанесенный убыток, а не убегать в пещеру и питаться водой и кореньями.
Кроме того, уход от жизни, уклонение от удовольствий, подавление человеческих желаний еще не гарантирует святости. Тора призывает освящать себя, ведя освященный Всевышним образ жизни - изучая Тору, соблюдая субботу, помогая бедным, любя и уважая жену, рожая и обучая детей, работая на благо общества, борясь со злом.
::. Кто такой Мессия?
Слово "Мессия" происходит от ивритского слова "мошиах" - помазанный на царство. В Священном Писании существует перечень признаков Мессии. Он должен собрать весь народ Израиля в Святую Землю, восстановить Третий Храм в возрожденном Иерусалиме, наказать врагов народа Израиля, уничтожить все зло на земле, восстановив во Вселенной царство добра, мира и всеобщего благоденствия. Мессией, согласно Торе, может быть только человек, только еврей и только прямой потомок царя Давида по отцовской линии, сам он также должен быть царем Израиля.
Согласно некоторым еврейским источникам, известны 64 человека, претендовавшие на звание мессии, но не выполнившие поставленных целей. Наиболее известные из них: Бар Кохба - вождь антиримского восстания 132-135 гг. н.э., Шабтай Цвм - основатель новой религиозной секты, Иисус - основать новой религии.
::. Когда должен прийти Мессия?
В любой день предстоящих 240 лет.
::. Что говорит иудаизм о переселении душ?
Иудаизм считает Тору инструкцией по исправлению и совершенствованию мира.
Если душа в своей земной жизни жила по законам Торы, улучшила часть окружающего мира и подняла себя на более высокий духовный уровень, реализовав таким образом свою сущность, то она уходит из мира материального и ожидает, когда весь мир достигнет совершенства.
Душа человека, в земной жизни не выполнившая своей миссии по улучшению мира и поднятию себя на более высокий уровень, не обретает покоя и возвращается Б-гом в земную жизнь, в другое тело, для исправления того, что натворила в прошлой жизни, и для реализации Божественного предназначения.
::. Как Тора относится к гадателям, астрологам, колдунам, ясновидящим и прочим, так расплодившимся ныне?
Крайне отрицательно. Человек, обращающийся к колдуну, тем самым отрицает Власть Творца и Его Самого, а верящий всевозможным предсказателям опускает руки в ожидании свершения предсказанного, вместо того, чтобы самому творить свою судьбу.
Кроме того, появилась масса новоявленных "пророков" и сект, дурящих людей, разбивающих семьи, мешающих людям самим прийти к Б-гу, к его законам.
::. Считает ли Тора тело человека чем-то грязным и грешным по сравнению с Божественной душой?
Нет. Иудаизм не разделяет человека на составные элементы, человек считается единой психофизической сущностью, сотворенной Б-гом. Тора часто заменяет слово "человек" словом "нефеш" - душа.
Человек обязан содержать не только свою душу в "чистоте", но и тело в чистоте физической, и от него зависит, будет ли его тело чистым, здоровым и святым, или грязным, больным и оскверненным.
Человеку нужна еда, его тело должно отправлять и другие естественные надобности. Но еду и отношения с женщиной можно освятить, а можно превратить в грех обжорством и развратом. Тело - одеяние души и как тело нуждается в душе, так и душа нуждается в теле, и человек дорог Всевышнему именно в таком цельном виде.
::. Как еврейская вера относится к богатству?
Если человек разбогател, честно трудясь, и свое богатство использует для помощи нуждающимся, вдовам, сиротам, бедным невестам, тем, кто учит Тору, а также содержит в достатке семью, давая детям достойное воспитание и образование, - то вполне положительно.
Также считается, что у богатого человека больше времени на изучение Торы, общественную работу и самосовершенствование.
::. Есть ли грехи, за которые человек не освобождается от наказания в этом мире, хотя бы он и раскаялся?
Да, как сказано в Гаэмунот ве-Гадеот, 5, их четыре:
1. Ложная клятва.
Пролитие невинной крови.
2. Прелюбодеяние с замужней женщиной.
3. Ложное свидетельство.
Кстати, следует обратить внимание на то, что половина из перечисленных преступлений связана не с действием, а только с тем, что человек говорит.
::. Для чего Б-г заставляет человека приносить Ему жертвы в Храме?
Господь сказал: "пусть они приносят свои жертвы Мне в Скинии Завета, это отвлечет их от идолопоклонства и, таким образом, они будут спасены" (Ваикра Раба 22). То есть одна из причин - устранение жертвоприношений идолам, чем они занимались в египетском рабстве и чем в те времена занимались все народы земли.
Во-вторых, "...помыслы человека находятся в зависимости от его действий. Поэтому когда человек совершает преступление, сердце его не может быть совершенно очищено словом, сказанным в четырех стенах: "Я согрешил, впредь я этого не сделаю!"
Нет, за содеянный грех он должен поплатиться делом, а именно: он должен выбрать из своего стада овцу или быка, помучиться, пока приведет его в храм и исполнит все, что предписано Торой. Благодаря всем этим хлопотам он убедится в невыгодности греха и будет впредь избегать его.
В-третьих, Б-г, видимо, надеялся, что согрешивший, наблюдая за обрядом жертвоприношения, будет испытывать раскаяние и жалость к бедной овечке, лежащей на жертвеннике, и думать в сердце своем; "А ведь это я должен сейчас лежать в огне, ведь из-за меня страдает бедное животное".
::. За какие заслуги человек в любом случае получает награду в этом мире, даже если он станет вероотступником?
1. За почитание родителей.
2. За сострадание к животным.
3. За честность в делах (торговля, например).
::. Есть ли в иудаизме понятие рока или судьбы?
Нет. Тора говорит, что человек создав свободным в выборе добра и зла и соответственно является творцом судьбы. Своими поступками, молитвой и раскаянием человек способен изменить собственную жизнь и, соответственно, будущее.
Хотя Всевышнему известны все пути, которые выбирает человек (так как Он существует вне времени и видит одновременно прошлое, настоящее и будущее), это совершенно не ограничивает человеку свободу выбора.
::. Есть ли в иудаизме понятие дьявола?
Иудаизм, видимо, единственная религия, в которой нет дьявола, сатаны, падшего ангела и т. п., олицетворяющего зло и борющегося с Б-гом.
Б-г, с точки зрения иудаизма, Всесильное существо, и допустить, что есть в мире кто-то или что-то, не подчиняющееся Ему, - это значит отрицать Всемогущество Б-га и Его самого как Б-га, Единого и Всесильного.
Да, в Священном писании упоминается ангел по имени Сатан, но нигде не говорится, что он "пал" или вышел из подчинения Б-га, или стал с Ним бороться.
Согласно Торе, Сатан ("враг-обличитель" по-русски) - один из ангелов Б-га и, как любой из них, создан для выполнения определенных задач. Обязанностью Сатана является выполнение воли Творца, ставя препятствия человеку (см. историю с Валаамом) или обличая его в Небесном Суде (см. книгу Иова).
Разумеется, никакой речи не может быть о выходе любого ангела из подчинения Б-гу, так как ангелы существа несвободные (свободой выбора во Вселенной обладают только два существа: Б-г и человек).
Молитва
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей.
Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефил-лин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитников человека. В древности, по свидетельству Талмуда, верующие носили тефиллины в продолжение всего дня. Впоследствии их стали носить только мужчины во время молитвы. Как молитва, так и филактерии призваны воспитывать у верующих "сокрушенность духа" и отвлекать их от насущных жизненных задач.
Обряды иудаизма составлены таким образом, чтобы они опутывали всю жизнь верующего. Поэтому раввины, пытавшиеся поставить под свой идейный контроль евреев, предписали им трижды на день молиться "беци-бур", т. с. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т. п.) сопровождать славословием в адрес бога Яхве.
Молитвы в иудаизме пронизаны чуждой трудовым массам идеологией. Наиболее четко это нашло свое выражение в раввинистическом предписании верующему ежедневно благодарить всевышнего за то, что бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.
Мезуза и цицит
Служители иудаизма, требуя от верующих исполнять все религиозные обычаи, предписывают в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит.
Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Мезуза - магическое средство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов.
Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арба-канфота, т. е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду. Как и мезуза, цицит "оберегает от всякого зла". Талмудисты сравнивают цицит с веревкой, которая брошена утопающему, ибо, твердят они, цицит символизирует заповеди Яхве, исполнение которых обеспечивает человеку вечную жизнь в будущем мире. Сравнение цицита с веревкой символично: заповеди Яхве действительно напоминают канат, которым крепко опутана вся жизнь верующего еврея.
Капорес, лулав и ташлих
К магическим обрядам в современном иудейском культе относятся ка-порес, лулав и ташлих. Обряд капо-рее совершается в ночь накануне судного дня; он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза молитву: "Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь". Птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня. Подобные искупительные обряды имеют место в христианстве, исламе и других религиях.
Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (сук-кот) . По религиозным предписаниям, верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что, по представлению верующих, якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Вполне понятно, что в наши дни найдется не так уж много верующих, которые поверят в магическую силу этого обряда Однако раввины продолжают убеждать людей, что с его помощью можно действительно совершать чудо, естественно, по воле божьей.
Значительное место в иудейском культе занимает обряд ташлих. В день иудейского нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея (7, 18-20) и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов.
Магические обряды способствуют сохранению невежественных представлений и религиозного дурмана.
Кошер и треф
Тяжелый бич обрядов сказался и в культе дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пищи. Согласно иудейскому вероучению, можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Современные защитники иудейской религии, восхваляя культ кошерной кухни, усматривают в нем проявление "самобытности" духа и "гигиенического чутья" древних евреев. Однако деление предметов питания на трефные и кошерные ничего общего с медициной не имеет. Пищевые запреты были характерны для всех древних религий. В силу консервативности религиозных взглядов они имеют и поныне место в религиозной практике многих народов. Запреты подобного рода принято называть табу.
К табу в иудаизме принадлежит обряд, запрещающий одновременно употреблять мясную и молочную пищу. Иудейские богословы связывают этот запрет с библейской заповедью "не вари козленка в молоке матери его" (Исх., 23. 19) и придают ему моральное значение. По утверждению некоторых исследователей, в частности Д. Фрэзера, у многих народов в далеком прошлом существовал обычай - после сбора урожая варить козленка в молоке, а потом окроплять этим молоком деревья, поля и фруктовые сады. По народному поверью, обряд этот обладал магической силой увеличить урожай будущего года. Д. Фрэзер на большом фактическом материале доказал, что этот примитивный широко распространенный у многих народов обряд имеет прямое отношение к так называемой симпатической магии. По представлению пастушеских племен, как отмечает Фрэзер, молоко, даже отделенное от коровы, не теряет своей жизненной связи с животным Всякий вред, причиненный молоку (в данном случае кипячение), сообщается корове.
Фрэзер приводит массу примеров, показывающих, что обычаи пастушеских племен Африки запрещают не только кипячение молока, но одновременное употребление в пищу мясных и молочных продуктов. Аналогия между еврейскими и африканскими заповедями, касающимися кипячения молока, регулирования смешанной молочной и мясной диеты и деления животных на кошерных и трефных, пока зывает, что в иудейском запрете варить козленка в молоке матери нашел отражение примитивный обычай древнееврейских кочевников-скотоводов.
К табуированнои пище иудейские богословы относят свинину. Запрет есть свиное мясо уводит нас в те древние времена, когда еврейские племена поклонялись животным. Свинья считается табуированным животным не только у древних евреев, но и у ассирийцев, египтян и вавилонян.
Обрезание
Особо важное значение придается в иудаизме обряду обрезания; иудейские клерикалы не перестают проповедовать ложную идею о религиозной исключительности еврейского народа ввиду того, что он исполняет "великий завет" Яхве об обрезании крайней плоти. Однако культ обрезания детей мужского пола не является только еврейским. Обряд этот особенно широко распространен среди семитских народов. Он возник в пору седой старины, когда еще употреблялись каменные орудия. Книга Исход (4: 24-26) рассказывает, как Яхве напал на Моисея и хотел его убить. Жена Моисея Сепфора, "взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего" и сказала: "Ты жених крови у меня. И отошел от него господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию". Каменный нож, фигурирующий в приведенном библейском рассказе, подтверждает древность этого дикого обряда у евреев.
В эпоху рабовладельческого строя жрецы стали истолковывать обряд обрезания как выражение "знамени завета", как доказательство принадлежности к "истинной" религии Яхве. Раввины и по сей день стараются доказать, будто бы дикарский обряд обрезания является главным признаком особого союза Яхве с "его" народом.
Чем был вызван обряд обрезания на самом деле П. Лафарг, отвечая на этот вопрос, говорит: у народов Южной Африки, у базуров и бечуанов обряд обрезания совершается в воз-рас ге от 13 до 14 лет. Он превращает детей в мужей. Этот обряд имеет такое важное значение, что бечуаны ведут по нему свое летосчисление, как древние греки по олимпиадам.
Советский этнограф С. А Токарев отмечает, что возрастные обряды посвящения юношей (инициации) занимали важное место в раннеплеменном культе австралийцев.
Нанесение порезов на теле, выбивание зубов, обрезание и т. п. - этими магическими обрядами сопровождались акты посвящения юношей в половозрастную группу при их вступлении в класс воинов. У некоторых древних народов обрезание служило религиозным обрядом, "данью жестокому и злому божеству, которому необходимо принести в жертву часть, чтобы спасти целое, обрезать ребенка, чтобы сохранить ему жизнь". Возможно, что именно у древних евреев обрезание было связано с тем, что бог Яхве был, по выражению С. А. Токарева, патроном инициации. Сохранившийся До наших дней в иудаизме этот обычай служит закреплению самых невежественных представлений, ничего не приносит людям, кроме вреда
Омовение
Среди обрядов иудаизма не последнее место занимает ритуал омовения Раввины предписывают верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершить омовение в микве — специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.
Истоки обряда омовения следует искать в экономических условиях жизни древних людей. Вода у многих древних народов была святыней, ибо она давала жизнь и им самим и всему тому, чем они питались. И древние евреи обожествляли воду, ибо жизнь земледельцев Иудеи зависела от осенних дождей
Дождь и вода играли настолько важную роль в жизни древних землепашцев, что в их видении бог появлялся "в густом облаке" (Исх., 19: 9) и "мрак сделал он покровом себе, сению вокруг себя, мрак вод, облаков небесных" (Псалмы, 15: 12). В Талмуде устами римского императора Тита утверждается, что "сила еврейского бога в воде, что все его чудеса он творил на воде: когда Яхве освободил еврейский народ от египетского рабства, он рассек Чермное море, когда Яхве ввел евреев в Палестину, он предварительно рассек воды Иордана, врагов Израиля он топил в воде". Вода в иудаизме стала настолько священной, что древние евреи поклонялись богу воды. В Талмуде этот бог называется Ридия (Иома, 21 а).
Попытки современных клерикалов усмотреть в культе воды правила гигиены не выдерживают критики. Если кто-то принимает душ или моется в бане, он, согласно иудейскому вероучению, не становится "чистым" и не получает права молиться В предписаниях о ритуальной чистоте прямо сказано: "Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву".
Культ омовения, как и прочие обряды, отжившие свой век, не содержит в себе ничего такого, что отвечало бы интересам народа, способствовало бы развитию его физических и духовных сил. Наоборот, религиозные традиции и обычаи, порожденные тупой придавленностью челове
::. Кто такие ангелы согласно еврейской традиции?
Ангелы - нематериальные, духовные существа, относящиеся к полевой форме жизни.
Есть ангелы, сотворенные Б-гом, есть рожденные мыслями, словами, поступками и переживаниями людей. Как и все в Сотворенных мирах (за исключением человека), ангелы не обладают свободой выбора, полностью подчиняясь воле Творца. Каждый ангел, сотворенный Б-гом, служит для выполнения определенной задачи.
Мир чувств и эмоций населен бесчисленным количеством ангелов - духовными реальностями, каждая из которых характеризует ощущение любви, страха, ненависти, сострадания и бесчисленных оттенков этих чувств.
Думая, говоря и совершая что-либо, люди рождают ангелов - духовные субстанции с положительной ели отрицательной энергией, в зависимости от того, хорошее или плохое мы творим (ангелов добра или зла).
Задача ангелов - поддерживать связь между нашим миром и другими мирами, более близкими к Создателю, а также защищать нас - ангелы добра или мучить - ангелы зла.
Ортодоксальный - общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмудеи, кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений - литовское, хасидизмразличного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей - более 4-х миллионов человек.:
Литваки -Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры - иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).
"Литовская Школа" появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.
Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине.
Хасидизм - Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.
Ортодоксальный модернизм - придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
Религозный сионизм - Иное направление "Современной ортодоксии" - религиозный сионизм - было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равомАвраамом-Ицхаком Куком.
Консервативный -современное течение в иудаизме. Возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США.
Консервативный иудаизм берет начало в так называемом Позитивно-Историческом иудаизме, философском и религиозном течении возникшем в Германии в 1850 году как ответ на гораздо более либеральные позиции Реформистского иудаизма и попытка найти компромисс между традиционным вероучением и современностью. Тем не менее, несмотря на своё название, Консервативный иудаизм в целом стоит на более либеральных позициях, чем любые течения внутри Ортодоксального иудаизма.
Реформистский -движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии XIX в. оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы.
Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей - сохранения "этических" заповедей при отказе от "ритуальных" заповедей. Движение прогрессивного иудаизма - это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.
Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.
Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.
Реконструктивистский -движение, базирующееся на идеях раввинов Мордехая Каплана (1881-1983) и Айры Эйзенштейна об иудаизме как цивилизации.
Свободная система идей, рассматривающая иудаизм как развивающуюся религиозную цивилизацию, которая, подобно любой другой цивилизации, обладает, наряду с религией, также собственной историей, языком, социальной структурой, правилами поведения и духовными и общественными идеалами. Евреи, утверждает Каплан, несмотря на гонения и страдания, оставались верны своей религии, потому что верили в избавление в будущем мире, однако сегодня в это уже не верят, и потому иудаизм должен превратиться из цивилизации, ориентированной на загробную жизнь, в цивилизацию, которая была бы способна помочь евреям достичь избавления в этом мире.
Ислам
Эти религии считаются авраамическими, по имени Авраама, первого человека, доверившегося Богу. Он считается прародителем (отцом-основателем) веры. Обе религии признают единобожие (монотеизм) и в той или иной степени схожи по признанию определенных отрывков Ветхого Завета.
Они основываются на письменных откровениях Бога пророкам. Сам он находящегося в особой сфере, не относящейся к видимому миру. Обе религии делают акцент на законах Моисея и утверждают, что их оппоненты исказили чистые знания. Иудеи и мусульмане не признают Иисуса, как мессию, хотя в исламе его чтят, как великого пророка: "Кто не чтит пророка Ису (Иисуса), тот не мусульманин!".
ИНДУИЗМ
Основные этапы развития индуизма
Ведический период
Учёные-индологи традиционно выделяют в становлении индуизма несколько этапов. Количество их определяется различно. Самая общая периодизация, используемая Л.С. Васильевым, разделяет историю развития индуизма на три этапа –
ведический (ведийский),с III-II по VIII век I тысячелетия до н.э.
период брахманизма («старого брахманизма»)начинается с VIII и заканчивается II в. до н.э.
период собственно индуизма («нового брахманизма»). от II в. до н.э. до настоящего времени.