Сознание как философская проблема
Человечество ещё мало знает собственное сознание и недостаточно хорошо умеет управлять им. Призыв Сократа: «Познай самого себя», актуален до нашего времени. Сознание изучают многие науки (логика, физиология, психология), они рассматривают это понятие с разных сторон. Философия рассматривает сознание как целостное явление. Категории сознания и материи явл основой в философии. Соотношение 2 этих понятий выражает сущность осн вопроса философии. Ранняя философская мысль не знала чёткого различия материального и идеального. В средние века сознание рассматривалось как надприродное, надмировое начало – Бог, который творит из ничего. Французские материалисты признавали генетическую связь с сознанием людей психики животных. Гегель считал. Что только человек является мыслящим духом, который есть деятельность человечесуого сознания. Индивидуальное сознание – субъективный дух, а общественное – абсолютный. В идеалистической и религиозной философии дух являлся перводвигателем космоса, мира, человека, их формообразующим началом. Философы – материалисты считают сознание вторичным по отношению к материи, выводят духовное из материального, однако история материализма показывает. Что он имел не мало оттенков. В середине 19 века сформировалось такое течение, как вульгарный материализм. Представители: Фогт Бюкнер, Молишот. Утверждали, что сознание – разновидность материи, оно не обладает никакими специфическими особенностями и является следствиемфизеологических процессов, зависящих от состава пищи, климата. Мозг точно так же выделяет мысли, как печень желчь? В современной философской материалистической литературе сознание – высшая форма психического отражения, кот явл философией высокоорганизованной материи – чел мозга. Выражается в отображении объективного мира в философию идеальных образов и характеризуется целеполаганием, абстрактным мышлением и самосознанием. Сознание не может существовать без материальной основы – мозга. Человеческий мозг – орган сознания. Сознание возникло и развивалось в тесной связи с развитием мозга. Отравление мозга алкоголем и прочим сопровождается расстройством сознания. Если повреждены височная доля мозга, он не может вспомнить знакомые предметы. Нарушена лобная часть – чел отвлекается на различные раздражители. При поражении затылочно – теменных нарушается счёт в уме, пространственном воображении. Мыслит не мозг, а человек, обладающий мозгом. Хирургические операции в коре головного мозга зафиксировали в нём только нервные структуры, мыслей не обнаружили.
Сознание и отражение.
Биологической предпосылкой сознания является отражение. Под отражением понимается способность одного материального тела воспроизводить в определённой форме свойства другого тела, с ним взаимодействующего. Это свойство присуще всей материи. На различных уровнях её развития, отражение имеет различные формы. Отражение в неживой природе представляет пассивное взаимодействие объектов, которое ведёт к различным, часто лишь внешним изменениям их структуры. Такое отражение связано с такими видами материальных взаимодействий как физические, механические, химические. Иногда возникают сочетания различных форм отражения. На данном уровне происходит пассивное взаимодействие, т.е тела не чувствуют происходящих в них изменений. Однако в истории философии встречается точка зрения, согласно которой жизнь, чувствительность, присущи абсолютно всем вещам в природе.
Представители: Джордано Бруно, Дидро. По их мнению, сознание – это свойство всей материи. Мыслит и камень, он, как и человек, способен чувствовать, негодовать и любить.
Отражение в органической природе существует на 2 уровнях: психическом и допсихическом уровне. Допсихический уровень более низкий, исходной формой отражения на этом уровне является раздражимость, т.е реакция живых тел на внешнее воздействие: свет. Тепло. Наиболее простоя форма раздражимости, характерная для простейших организмов и низших растений такая, когда организм отвечает на внешнее воздействие, двигаясь либо к источнику раздражения, либо от него. Более сложный характер носит раздражимость у высших растений – трофизмы. Они связаны с движением роста. Более высокая форма отражения – чувствительность. Т.е способность иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Особенность данного уровня: необходимость непосредственного контакта организма с раздражителем.
Следующий уровень: психическое отражение. Первоначальная форма отражения на данном уровне – ощущение. С помощью ощущений живое существо воспринимает отдельные свойства предметов. Физиологическая основа ощущений. Безусловно, рефлекторная деятельность или интеллект. Инстинкты бывают очень слабыми и на первый взгляд производят впечатление разумной деятельности, но если изменить условия – эта деятельность теряет разумный характер. Более высокая форма отражения – восприятие, посредством восприятий отражается совокупность свойств предмета, предмет в целом. Физиологический механизм восприятий – условно рефлекторная деятельность. Животное использует имеющийся опыт и приспосабливается к незначительно изменяющимся условиям внешней среды. Высшую форму отражения на уровне живой природы составляет восприятие сравнительно сложных отношений между предметами внешнего мира, которое означает появление у животных значительной формы простейшего мышления. Это так называемое представление. Этот вид отражения наглядно проявляется в деятельности человекообразных обезьян. Они используют различные подручные средства. Сущность психического отражения состоит в том, что внешние условия отображаются организмом в форме идеальных образов. Некоторых свойств и отношений этой предметной среды, к которой приспосабливается организм. Человеческое сознание является высшей формой отражения действительности.