Практика сознания кришны дома 5 страница
68-01 Спасибо вам за письмо от 11 января 1968. Я доволен вашим искренним настроением служения. Все мы обусловленные души, поэтому подвержены влиянию майи, но если мы искренне повторяем святые имена и служим, наша привязанность к Кришне оживет, и нам больше не придется попадать под влияние майи. Мы вечно будем служить лотосу стоп Верховного Господа. Я весьма обязан вам за ваше искреннее служение в сознании Кришны. Пожалуйста, объединитесь с Гаргамуни в новом центре и действуйте с еще большим энтузиазмом. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Уддхаве и Упендре, 16 января 1968)
68-01 Сим уведомляю, что получил твое письмо, датированное 15/1/68, и внимательно его прочитал, особенно ту часть, где ты рассказываешь о делах майи. Движение сознания Кришны — это объявление войны против майи. Обусловленные души, которые желали наслаждаться этим материальным миром, захвачены половым желанием. Если человек хочет избавиться от материального существования, он должен обуздать половое желание. Вся ведическая цивилизация основана на принципе обуздания полового желания. [В прежние времена] было четыре уклада жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. В большей части этих укладов, а именно, в брахмачарье, ванапрастхе и санньясе половая жизнь запрещена. Половая жизнь разрешена только домохозяевам, да и для них она ограничена правилами. Это означает, что вообще она считается злом, поскольку является причиной материального плена. Стремление к половым отношениям между молодыми юношами и девушками естественно, но человек должен ограничивать половую жизнь с помощью разума, логических аргументов и знания. Женатые юноши и девушки есть — половая жизнь в нашем Обществе не запрещена. Если Джагатананда ощущает острое половое желание уже в таком возрасте, в свои 16-17 лет, он должен быть готов принять ответственность семейной жизни. Когда я был в Индии, Гаргамуни просто написал мне об этом, и я тут же разрешил ему жениться. Сейчас я вижу, что парень с девушкой, Гаргамуни и Карунамайи, живут счастливо.
И если Джагатананда влюблен в эту славную девушку, Лиласукху, он должен устроить так, чтобы жениться на ней. Какое еще может быть решение? Я ни при каких обстоятельствах не могу допустить в нашем Обществе всякой глупости вроде незаконного секса. Джагатананда должен обуздать свое половое желание, постоянно повторяя «Харе Кришна» и моля Кришну помочь ему. В противном случае он должен быть готов жениться и принять на себя полную ответственность. Как старший брат, ты, пожалуйста, поясни ему это мое желание. На самом деле, свободное общение между юношами и девушками весьма разрушительно для брахмачарьи, но в вашей стране остановить свободное общение молодых людей обоего пола невозможно. Поэтому пока они не в браке, они должны добровольно сдерживать половое желание. Если они достаточно сильны в сознании Кришны, тогда никакой напор полового желания им не страшен. Если же такое желание и побеспокоит их, то оно уйдет, как пришло. Кришна есть Мадана-Мохана, то есть, Тот, кто очаровывает самого Камадеву, а Камадева — это бог полового желания. Следовательно, чтобы очаровать самого Камадеву, а не быть очарованным им, человеку нужно принять прибежище Того, кто очаровывает Камадеву, Шри Кришны. (ПШП Брахмананде, 21 января 1968)
68-01 Что касается лично меня, то Киртанананда сомневался относительно моего существования, потому что думал, что я завишу от его массажей. Вот он и решил, что в духовном учителе необходимости нет, поскольку духовный учитель — обычный человек, а зависимость от обычного человека — это тирания. Поэтому о духовном учителе нельзя думать как об обычном человеке. Ты разумен и опытен в сознании Кришны, ты должен понимать, чтό такое нападение майи на духовного учителя. Обязанность майи — удерживать обусловленные души в своих когтях, поэтому если у кого-то появляется хотя бы намек на желание помешать ей исполнять ее обязанности, она должна атаковать противника. Но Кришна спасает своего искреннего слугу в сознании Кришны. Пандавы были преданными Кришны, а сколько невзгод выпало им в жизни! Но, в конце концов, они, по милости Кришны, одержали победу. Таков метод осознания Кришны и Его преданных. (ПШП Брахмананде, 21 января 1968)
68-01 Ответ (на вопрос, почему майя нанесла мне почти смертельный удар) будет таким: Хираньякашипу, агент майи, много раз пытался наносить смертельные удары Прахладе Махарадже, но тот каждый раз оставался невредим. Кришна дал ему больше. [КМ-д133] Об этом говорится в Бхагавад-гите: «О, мой дорогой сын Кунти, смело говори каждому, что мой преданный никогда не погибнет». На то, чтобы понять план Кришны, требуется некоторое время, но не сомневайся, преданный Кришны никогда не погибнет. (ПШП Брахмананде, 21 января 1968)
68-01 Майя и живые существа относятся к разным энергиям Кришны, и все они вечны. Майя действует под управлением Кришны, но ее задача состоит в том, чтобы наказывать живые существа, отвернувшиеся от Кришны. Поэтому нужно понимать, что она занимается духовным служением. Майя не может дотянуться до Кришны, это означает, что она не может действовать в присутствии Кришны. Здесь можно привести пример с темнотой. Тьма не может существовать в присутствии солнечного света, подобно этому, и майя не может существовать в присутствии Кришны. Подобно тому, как свет и тьма существуют вечно, майя и Кришна тоже существуют вечно, но майя не может действовать в присутствии Кришны. Попробуй понять эту аналогию. (ПШП Балаи, 25 января 1968)
68-02 Ты пытаешься противостоять деятельности Махариши, но ты должен знать, что Махариши является агентом майи. Наш метод осознания Кришны и Движение санкиртаны уже противостоят чарам майи, но Махариши говорит, что вы пребываете под чарами майи. Проповедь его проста: наслаждайся и просто заплати ему 35 долларов за мантру. Люди в большинстве своем уже пребывают под влиянием майи. То есть, они стремятся к чувственным удовольствиям. Если кто-то вдохновляет их наслаждаться, и при этом обещает, что они станут йогами, почему же не предпочесть метод этого человека? Мы говорим, что нельзя вступать в незаконные половые отношения, нельзя есть мясо, нельзя играть в азартные игры, а Махариши ничего не запрещает, огромное число людей, естественное, последуют за ним. Это означает, что они хотят быть обманутыми, и Кришна посылает им обманщика. Мы не можем обманывать людей, как он. Мы должны говорить правду, такой, как она предписана: Бхагавад-гита рассказывает о восемнадцати видах аскетического подвига, 13-ая глава. Мы соблюдаем ограничения, это наш подвиг. Без аскетизма, без соблюдения целибата, можно медитировать сколько угодно — это бесполезно.
Так что метод Махариши даже сравнивать нельзя с нашим. Мы не собираемся противостоять какому-либо вандализму. Мы должны представить публике изначальные ценности, и если люди достаточно разумны, они примут их и поймут. Последователи Махариши — люди неразумные. Если ты хоть немного понял Бхагавад-гиту, попробуй, проверь любого из последователей Махариши, и ты увидишь, что все они — ничто. (ПШП Шивананде, 12 февраля 1968)
68-03 Нет, когда Господь является в этот мир, Он делает это, как сказано в Бхагавад-гите, посредством Своей внутренней энергии. Эта внутренняя энергия называется йогамайей. Все игры и все деяния Господа творятся при ее участии. Следовательно, Он не находится под влиянием материальной энергии, как обусловленные души. Йогамайя порой устраивает так, что преданные забывают о присутствии Всемогущего Господа. Например, Яшода обращается с Кришной, как с сыном, которого она родила, и забывает о непостижимой силе Кришны. Поэтому она велит Кришне открыть рот, чтобы проверить, ел ли он глину. Он же показал ей, что проглотил не только кусочек земли, но и все космическое проявление. Яшода-Мата была потрясена, увидав это чудо, но все же забыла, что Кришна — Бог, что Кришна — Сам Верховный Господь, а не просто ее сын. Так протекают взаимоотношения между Господом и Его преданными. Господь ничего не забывает, но чтобы состоялись игры Господа, необходима деятельность йогамайи. (ПШП Упендре, 1 марта 1968)
68-03 Я очень рад, что вы продолжаете повторять мантру, несмотря на все сомнения и скептицизм. В этом и заключается метод. Пусть человека одолевают сомнения и скептицизм, но если он продолжает повторять мантру, все сомнения рассеются, и, по милости Кришны, ему откроется истинное знание. В этой связи обычно приводят в пример больного желтухой: он болен, и когда ему дают леденец (а леденцы применяют в качестве лекарства от желтухи), конфета кажется ему очень горькой и невкусной. Но это не значит, что леденцы лишились своего приятного сладкого вкуса, просто из-за болезни ему они кажутся горькими. Чтобы вылечиться, пациент должен принимать леденцы как лекарство, хотя их вкус кажется ему горьким, а когда он поправится, настоящий сладкий вкус леденцов постепенно вернется к нему. Мы тоже больны, и исцелить нас может только повторение святых имен. Майя морочит нас сомнениями и бессмысленными аргументами, но если мы все-таки продолжаем повторять мантру, процесс исцеления будет продолжаться, невзирая ни на какие сомнения, и постепенно мы ощутим вкус сладкого нектара Кришна-нама-санкиртаны. Таков метод, и ты можешь объяснить это своим друзьям, чтобы они поняли природу собственных сомнений и скептицизма и могли получить благо. (ПШП Терри и его друзьям, 22 марта 1968)
68-03 Склонность к одиночеству есть род реакции на наши прошлые материальные деяния, но для неофита одиночество не слишком благоприятно. Майя постоянно пытается напасть на нас, и стоит ей найти хоть малейшую возможность, она старается навязать нам свое ядовитое влияние. Поэтому поначалу лучше всего не искать одиночества, а жить среди чистых преданных, чтобы даже в случае нападения майи их общество защитило нас. Если ты постоянно занят проповедью, это очень хорошо. Но оставаться одному в уединенном месте для новичка нежелательно. (ПШП Ядунандане, 26 марта 1968)
68-04 Одно ты должен сообщить всем преданным: майя не может коснуться чистого преданного. Если ты видишь, что преданный, как будто, в опасности, это дело рук не майи, а Господа, Который действует через посредство Своей личной внутренней энергии. Разнообразные невзгоды, преследовавшие Пандавов, уход Господа Рамачандры в лес, похищение Его жены Раваной, смерть Господа Кришны от стрелы охотника, избиение Харидаса Тхакура на 22 рыночных площадях, распятие Господа Иисуса Христа — все это дела лично Господа. Мы не всегда понимаем всю сложность происходящего. Иногда такие сцены разыгрываются, чтобы сбить с толку демонов. Поэтому на иштагоштхи ты должен обсуждать текущие темы на основе Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам. Мы должны стараться просто понять все происходящее с точки зрения преданного служения. В Бхагавад-гите ясно сказано, что любой, кто полностью занят служением Господу, занимает духовное положение, и на его тело майя больше не действует. Господь и Его чистые преданные недосягаемы для майи. Даже если кажется, что майя влияет на них, мы должны понимать, что на самом деле на них действует йогамайя или внутренняя энергия Господа. (ПШП Сатсварупе, 3 апреля 1968)
68-05 Я очень рад, что Джанаки занимается украшением храма; я именно этого и хочу — чтобы каждый ученик делал какую-то работу для Кришны. Мы не должны допускать, чтобы ум наш бездельничал. Когда ум постоянно занят деятельностью в сознании Кришны, у майи нет никаких шансов пробраться в него и заставить нас повиноваться своим чарам. Махараджа Амбариша действовал именно так, и, хотя он был могущественным Императором всего мира, он был также великим преданным Господа Кришны и смог победить даже великого йога Дурвасу. (ПШП Мукунде, 6 мая 1968)
68-05 Все это «духовидение» не имеет никакого отношения к сознанию Кришны. Это просто галлюцинации. (ПШП Малати, 28 мая 1968)
68-06 Обучать девушек красиво шить — очень хорошая мысль. Возьмите у Пурушоттамы несколько индийских образцов, и попытайтесь сделать точно такие же вещи, это может принести нашему Обществу неплохую прибыль. Нашему Обществу требуются миллионы долларов на проповедь, но Кришна сделал нас бедными в финансовом отношении. Я думаю, быть бедными лучше, потому что при этом у нас всегда есть возможность молиться Кришне, прося Его помощи в служении Ему. Если бы мы вдруг стали очень мощными в финансовом отношении, майя заставила бы нас наслаждаться, и мы пали бы жертвой ее уловок. Поэтому быть бедным — это одно из необходимых качеств для продвижения в сознании Кришны. Наши предшественники, Госвами, добровольно оставили все ради своего сознания Кришны. Нам не нужны деньги на нашем личном счету, мы должны быть всегда рады тому, что Кришна с радостью нам предоставляет для поддержания жизни, но в проповеди мы найдем применение всем богатствам этого мира. Так что будем искренне прилагать усилия, и Кришна поможет нам в смысле продвижения в сознании Кришны. (ПШП Химавати, 14 июня 1968)
68-06 В духовном мире нет влияния майи и нет времени. Живое существо там обладает полной свободой действий, но, поскольку майя отсутствует, каждый там занят своей естественной деятельностью, то есть, служит Кришне естественным для себя образом в определенных отношениях. Подобно тому, как рука соотносится со всем телом для определенной цели, нога соотносится со всем телом для определенной цели, ухо соотносится со всем телом для определенной цели и т.д. Так и живые существа, являясь неотъемлемыми частицами Верховного Господа, занимаются разнообразными видами служения Ему. Виды служения бесконечно разнообразны, но все они связаны с центральной фигурой, Господом Кришной. Вот ответ на твой вопрос: «Игры Кришны с живыми существами на Кришналоке контролирует Кришна, или живые существа обладают какой-то свободой выбора в этом плане? Иными словами, раса живого существа определяется непреложными законами, устанавливаемыми Кришной, или там существует свобода выбора, помимо свободы выбора между Кришной и майей?» (ПШП Пурушоттаме, 14 июня 1968)
68-07 Субхадра — это йогамайя. Духовная энергия носит название йогамайи. У нее шестнадцать различных экспансий. Субхадра является одной из этих шестнадцати экспансий. Махамайя, материальная энергия, также является одной из экспансий йогамайи; обе они, и йогамайя, и махамайя, важны для Кришны, подобно тому, как для работы правительства важен каждый правительственный департамент. Департамент полиции страшен для преступников, но с точки зрения правительства этот департамент ничем не хуже департамента, к примеру, университетов. Подобно этому, махамайя ужасна для обусловленных душ, но свободные души ее не боятся, поскольку они защищены йогамайей. В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Не каждый может увидеть Меня, поскольку я скрыт покровом йогамайи». Когда же обусловленная душа предается Кришне, йогамайя отдергивает занавес, и преданный видит Кришну. (ПШП Мадхусудане, 29 июля 1968)
68-08 Прежде всего, я предупреждаю Ачьютананду: не пытайся кого-нибудь инициировать. Ты не в том положении, когда можно давать кому-либо посвящение. Кроме того, пока духовный учитель присутствует на планете, принято приводить всех кандидатов в ученики к нему. Поэтому, если кто-то желает получить посвящение, он должен сначала слушать философию и петь с нами, по меньшей мере, три месяца, а затем, если будет нужно, я пошлю ему начитанные четки, если ты его рекомендуешь. Как мы это делаем здесь. Не соблазняйся подобной майей. Я учу вас, чтобы в будущем вы все могли стать духовными учителями, но не торопись. Если семья мальчика, который жаждет посвящения, действительно вайшнавы, пусть они перво-наперво предоставят вам какое-нибудь место, ведь вам нужно где-то жить и работать. Там проводите киртан ежедневно утром и вечером, как это делаем мы, это будет показателем их искренности. Итак, пока что проводи киртан, как я написал выше, читай лекции по Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам и старайся служить делу Общества сознания Кришны. Пусть дешевые скороспелые ученики не привлекают тебя. Нужно постепенно подрасти в служении… Вывод такой: ты должен немедленно ответить мне ясно и определенно, можешь ли ты взяться за печатное дело, можешь ли ты распространять и продавать аудиозаписи, и можешь ли ты в обмен на аудиозаписи посылать мне Божества. Это самые важные виды служения. Не соблазняйся дешевыми учениками. Сделай своим главным делом неуклонное служение. Если ты сейчас станешь гуру, твое служение остановится. Вокруг и так много дешевых гуру и дешевых учеников, не обладающих серьезными познаниями, они открывают новые сампрадаи, а служения не совершают, и душат весь духовный прогресс. (ПШП Ачьютананде и Джая-Говинде, 21 августа 1968)
68-08 Весьма благодарен тебе за твою записку и за бумажную обложку «Бхагавад-гиты как она есть». Мне очень понравилось, как она сделана: и дизайн, и живопись и все остальное. Что касается Свами Бхактиведанты, это не так уж важно. Титул Свами может стоять или в начале, или в конце — это роли не играет. Об этом не стоит беспокоиться. Мне также очень понравилось, что мое имя напечатано прямо на левой руке Господа. Не точно на ладони, а на левой руке. Мы — оружие Господа, потому что мы сражаемся против влияния майи, непреданных.
На самом деле мы, сознающие Кришну люди, являемся солдатами Господа, оружием Господа, и, поскольку в то же время мы Его энергия, мы пребываем слева от Господа. Как ты можешь видеть, Радхарани всегда стоит слева от Господа, и Лакшмиджи тоже всегда стоит слева от Господа. Мы — пограничная энергия, то есть, не совсем то же самое, что Радхарани или Лакшмиджи, но как энергия мы стоим выше материи или материальной энергии, поэтому мы всегда должны находиться слева от Господа. Будем же действовать как Его оружие или армия. Я также с удовольствием отметил описание суперобложки для издания в твердом переплете. Насколько я понял, там будет моя фотография, и продаваться книга будет за $6.95. И ты ожидаешь сигнальных экземпляров к концу октября. (ПШП Брахмананде, 22 августа 1968)
68-09 По поводу вторжения майи: такая возможность существует всегда, в любое время, поскольку мы живем в царстве майи. Ее влияние на нас очень сильно, но, как указывается в Бхагавад-гите, в 7-й главе, несмотря на ее сильное влияние на живые существа, когда душа предается Кришне, влияние майи уже не может коснуться ее. Так оно и есть. Поэтому, чем сильнее мы становимся в сознании Кришны, тем дальше от нас майя. (ПШП Хаягриве, 22 сентября 1968)
68-09 Я вижу, что тебе плохо. Советую тебе приехать ко мне и жить рядом со мной, чтобы избавиться от сомнений. Надеюсь, ты регулярно повторяешь по шестнадцать кругов. Майя порой беспокоит нас, но это вовсе не означает серьезного отступления. Если тебе совсем уж тяжело, приезжай и поживи со мной некоторое время, и все наладится. Надеюсь, ты в порядке. (ПШП Вамане, 27 сентября 1968)
68-11 Да, это великая твоя удача, что ты можешь служить Кришне столь многими способами: и работать, и писать, и говорить, и рисовать, и строить. Все эти таланты нужно использовать в служении Кришне. Это приведет тебя к совершенству. Нам очень повезло, что у нас человеческое тело, и мы способны служить Кришне и имеем такую возможность. Поскольку времени у нас мало, мы должны делать все, что в наших силах, чтобы служить Кришне, чтобы постоянно быть занятыми мыслями о Нем и Его деяниях. Майя будет пытаться отвлечь нас от служения Кришне и занять служением себе, но мы должны просто продолжать свое дело и каждый день стараться делать для Кришны как можно больше, и постепенно нам будет все легче и легче оставаться занятыми в духовной деятельности. Молись Кришне, чтобы Он всегда занимал нас служением лотосу Его стоп. Кришна очень добр, неблагодарность Ему неведома, он будет предоставлять тебе все больше и больше возможностей служить Ему. Такова Его милость. (ПШП Шьямасундаре, 12 ноября 1968)
68-11 По поводу твоих вопросов. Твой первый вопрос: «Находятся великие мудрецы под влиянием йогамайи или махамайи? А вечно свободные души тоже находятся под влиянием йогамайи?» Йогамайя — это милость Верховного Господа, которая соединяет Его с преданным, занятым трансцендентным любовным служением Ему. А махамайя — это внешняя энергия Господа, которая ввергает обусловленные души в иллюзию, чтобы они могли наслаждаться материальным миром.
Великие мудрецы-имперсоналисты постоянно пребывают под воздействием чар махамайи, поскольку обусловленная душа в материальном мире жаждет улучшения своего материального положения, хочет возвыситься в материальном отношении, и концепция растворения в Верховном Господе — великолепнейшая иллюзия для них. Поскольку не подлежит сомнению тот факт, что никто не равен Верховной Личности, Богу и не превосходит Его, то те кто стремится слиться во Всевышним, явно пребывают в ловушке майи. С другой стороны, смиренный преданный может и не быть великим мудрецом, но просто благодаря безусловному принятию лотоса стоп Господа как своей высшей цели, он находится под защитой йогамайи. Думаю, что это прояснит идею. (ПШП Анируддхе, 14 ноября 1968)
68-12 Продолжай повторять ежедневно по шестнадцать кругов, даже если тебе это трудно, и, я уверен, Кришна проведет тебя через все ловушки низшей энергии, майи. (ПШП Упендре, 2 декабря 1968)
68-12 Я получил твое письмо от 6 декабря 1968 и очень благодарен тебе за него. Как ты часто думаешь обо мне, так и я часто вспоминаю тебя, знай это. Если ты сможешь всегда помнить Кришну и наставления твоего духовного учителя, это несомненно приведет к высшему благословению тебя и тех, с кем ты соприкоснешься. Насколько мы поглощены мыслями о Кришне, настолько майя утрачивает свое влияние на нас. Но стоит нам только пожелать забыть Кришну и попытаться наслаждаться независимо, мы начинаем страдать от ударов майи. Лекарство от материальной жизни чрезвычайно просто: просто петь для Кришны, танцевать для Кришны, трудиться, готовить хорошую пищу для Кришны, и тогда мы абсолютно точно избавимся от всех посторонних влияний. Пожалуйста, никогда не забывай этот секрет и показывай пример другим. (ПШП Химавати, 12 декабря 1968)
69-01 Из твоих последних писем я понял, что ты постоянно занят и развиваешься нормально. Таков наш метод: ни одной минуты ты не должен проводить, не совершая какого-либо служения Кришне. Потому что едва возникает какой-то промежуток в сознании Кришны, майя тут же нападает, чтобы снова схватить нас. Так что продолжай свои киртаны и публичные лекции и постоянно думай о Кришне, чтобы у майи не было ни малейшей возможности попытаться одолеть тебя. Кришна твердо обещает, что искренний преданный не узнает поражения, поэтому если ты просто будешь стараться продвигать наше Движение в Сиэтле и в округе, тебя ожидает успех, не сомневайся в этом. (ПШП Упендре, 16 января 1969)
69-02 По поводу твоего вопроса: майя исходит из Кришны. Все исходит из Кришны, но в Кришне все настолько хорошо, что лучше и быть не может. Например, у Кришны есть склонность к воровству. Поэтому Его называют Масляным Вором и поклоняются Ему как Масляному Вору. По всему миру Его преданные поклоняются Ему с любовью и нежностью, а вот если мы начнем проявлять такую склонность, единственное к чему это приведет, это к тому, что нас схватят и отправят в участок. В этом разница между Кришной и нами. Поскольку Он является Абсолютом, все в нем абсолютно. С точки зрения относительного мира понять Абсолют довольно трудно. С материальной точки зрения невозможно понять, что один плюс один равняется одному, и один минус один тоже равняется одному. Требуется некоторое время, чтобы осознать эту аксиоматическую истину. Но со временем такие истины откроются тебе, без всяких умственных спекуляций. (ПШП Упендре, 1 февраля 1969)
69-02 Я рад, что ты хочешь оставаться брахмачари, и если ты будешь следовать этому решению, ты сможешь вернуться домой, к Богу, уже в этой жизни, не дожидаясь следующего рождения. Пожалуйста, старайся всеми способами придерживаться этого принципа, и просто займи себя служением Кришне. Это защитит тебя от всех нападок майи. Майя может занять место Кришны у нас в сердце, если мы даем слабину. И наоборот, если Кришна постоянно утвержден в сердце, у майи нет никакой возможности занять Его место. Постарайся следовать этому методу, и ты, без сомнения, добьешься успеха. (ПШП Упендре, 1 февраля 1969)
69-02 Поскольку майя иногда возбуждает тебя, ответ очень прост: мужчина должен либо строго держать в узде свои чувства, либо жениться. Если человек достаточно силен в сознании Кришны, ему нет необходимости становиться грихастхой, но если половое желание еще беспокоит его, тогда женитьба остается единственным выходом. Однако если человек остается брахмачари, он должен быть уверен, что способен следовать всем правилам и предписаниям брахмачарьи очень строго. В духовной жизни нет места обману такого рода. Чайтанья Махапрабху никогда не критиковал домохозяев за то, что они занимаются сексом ради зачатия детей. Но когда дело коснулось Харидаса Младшего, который был санньяси, но которого посещали похотливые мысли, Господь Чайтанья этого не потерпел, и Харидас Младший был лишен общества Господа. Поэтому очень важно, чтобы мы оставались тверды в своих обетах брахмачари, либо, если это слишком для нас тяжело, приняли семейную жизнь, как ближайшее удовлетворительное решение. (ПШП Хришикеше, 8 февраля 1969)
69-02 Относительно твоего вопроса о Дурге и Субхадре: это не одно и то же лицо. Другое имя Дурги — Бхадра, а не Субхадра, кроме того, Дурга действует в материальном мире. Субхадра не делает ничего из того, что делает Дурга. Субхадра является внутренней энергией, а Дурга — внешней. Между этими энергиями есть взаимоотношения, как и между нами, ведь мы энергия Кришны, но эти энергии работают совершенно в разных областях. Хотя первоначальная энергия одна, у ее экспансий есть отличительные признаки, и, поскольку мы не имперсоналисты, мы понимаем, что для Верховной Личности Бога важно это разнообразие деятельности различных энергий, подобно правительству, которое хотя и едино, но обладает множеством департаментов, работа которых важна для правительства. И департамент образования, и департамент полиции в равной степени являются департаментами правительства. Правительство связано со всеми своими частями и департаментами, но образовательная деятельность отличается от преступной. Это и есть философия непостижимого единства и различия проявления Абсолютной Истины. (ПШП Хамсадуте, 9 февраля 1969)
69-03 По поводу остальных пунктов: [ты пишешь,] что в немецких деревнях живет много людей, и если ты будешь распространять «Обратно к Богу» на немецком языке из деревни в деревню, это принесет успех моей миссии. Ты очень искренне трудишься, и я уверен, что Кришна даст тебе необходимую силу для этой проповеди.
Я с сожалением узнал, что ты тоже заболел гриппом с высокой температурой, здесь большинство ребят этой зимой тоже переболели. Так что такие нападения агентов майи — обычное дело. Когда Кришна присутствовал на этой планете, агенты майи нападали на Него в детстве едва ли не каждый день. Он только родился, а через три месяца на него уже напала Путана. Когда Он немного подрос, на него напали Шакатасура, потом Тривикрама, потом Агха, Макасу, потом Калия, Годаварсу [КМ-д134] и т.д. Так что агенты майи не давали проходу даже Самому Кришне, что же тогда говорить о преданных Кришны. Агенты майи будут действовать по-своему, но, подобно тому, как Кришна чудесным образом спасался от разных демонов, так Он спасет и Своих преданных. Он заявляет в Гите: «Мой дорогой сын Кунти, говори всему миру, что Мои преданные никогда не погибнут». Поэтому твоя единственная задача — стать чистым преданным Господа Кришны. Тогда все будет в порядке. Пожалуйста, всегда помни эту истину, исполняй свой долг, изо всех сил продвигая наше Движение сознания Кришны в Германии, сотрудничая с Шиванандой, Уттама-Шлокой и Джая-Говиндой, которые, я думаю, уже добрались до тебя. (ПШП Кришна-дасу, 15 марта 1969)
69-07 По поводу твоего вопроса: «Является ли сестра Кришны, Субхадра, Дургой или майей?» Ответ таков: Изначально у Кришны одна энергия, духовная. Но, исполняя различные функции, майя предстает в разных обликах. В материальном мире энергия называется Бхадрой, а в духовном мире та же самая энергия носит имя Субхадры. Единственное различие в приставке «су». «Су» означает «благоприятное». То есть, в духовном мире эта энергия действует благоприятно, а в материальном мире эта же энергия действует неблагоприятно. Эта благоприятность или неблагоприятность — результат нашего собственного выбора. Пример тот же самый: жизнь в тюрьме неблагоприятна, а свободная жизнь благоприятна, и только от нашего выбора зависит, будем мы жить в тюрьме или на свободе. Энергия правительства действует одинаково, что в тюрьме, что в свободной жизни. Выбор принадлежит личности, которая может стремиться либо к свободе, либо к тюрьме. (ПШП Упендре, 5 июля 1969)
69-07 Пожалуйста, внимательно читай нашу литературу и постарайся, по мере возможности, оказывать служение Кришне. Когда у тебя появляются сомнения, можешь спрашивать меня, я всегда к твоим услугам. Единственное, о чем ты не должна забывать, это что эта жизнь очень важна, поскольку позволяет пробудить наше дремлющее сознание Кришны, и мы не должны ни при каких обстоятельствах упустить такую возможность. Это было бы колоссальной ошибкой. Мы должны быть очень осторожны, чтобы не пасть жертвой майи, потому что в этом материальном мире майя играет весьма важную роль, хотя Кришна — это всё. Майя и Кришна подобны тьме и солнечному свету: тьма не существует сама по себе, без солнца. Но все же в каком-то уголке солнечного света затаилась тьма. Поэтому если мы все время подставляем себя открытому солнцу, тьма не сможет окутать нас. Если ты стоишь лицом к солнцу, ты никогда не увидишь тьмы, а если ты поворачиваешься к солнцу спиной, ты тут же видишь прямо перед собой огромную тень от собственного тела. Эта тень — майя, и если ты снова повернешься к солнцу, к Кришне, ты не увидишь тени. Поэтому надо все время держать перед собой Кришну, и тогда майя исчезнет сама собой, без всяких дополнительных усилий.