Аучная революция XVI-XVII вв.
одели развития науки
Общий ход развития науки, в том числе и естествознания включает три основные ступени познания природы и мира в целом:
· Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого (греческая натурфилософия);
· Анализ природы, расчленение ее на части (характерно для позднего средневековья и начало Нового времени);
· Воссоздание целостной картины на основе познанных частностей, соединение анализа с синтезом (характерно для зрелого периода развития науки).
В настоящее время выделяются три основные модели развития науки:
1. Эволюционная (кумулятивная), т. е. развитие науки как непрерывный, поступательный, прогрессивный процесс;
2. Революционная - развитие науки через научные революции.
3. Кейс стадис - ситуационные исследования.
Долгое время в развитии науки преобладала эволюционная модель, основанная на накоплении знаний, но в середине XIX в. в науке начинают формироваться новые теории, принципиально отличающиеся от предшествующих. Т. Кун пересмотрел понятие сущности науки и предложил рассматривать науку не как простое приращение знаний, а как комплекс знаний, соответствующей эпохи. Т. Кун ввел понятие «парадигмы» как основополагающей идеи, на которой базируются все основные научные концепции. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию, т. е. научная революция - это смена парадигмы.
Революция в науке - явление многогранное, но в каждой научной революции можно выделить три основные черты:
· Существование необходимости теоретического обобщения нового эмпирического материала;
· Наличие коренной ломки традиционных господствующих представлений о природе;
· Возникновение в науке кризисных ситуаций.
· В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:
1. Частная (микрореволюция) - затрагивает одну отрасль знания;
2. Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знаний;
3. Глобальная - это революция, изменяющая основания науки.
1-я глобальная научная революция произошла в XVI-XVII вв. В это время произошел революционный скачок в науках, изучающих механическую форму движения материи, что привело к становлению классического естествознания.
В середине XIX в. в естествознании произошло несколько комплексных революций: открытие закона сохранения и превращения энергии, периодического закона Д. И. Менделеева, создание клеточной теории, эволюционного учения Ч. Дарвина.
2-я глобальная научная революция произошла в начале ХХ века и связана с пересмотром научных представлений о пространстве и времени на основе теории относительности и квантовой механики.
В настоящее время можно говорить о третьей глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
Кейс стадис - это относительно новое направление в развитии науки, разрабатываемое с 70-х годов нашего столетия. Используется большей частью в гуманитарных науках. Применительно к истории - это изучение наиболее значимых событий несколько изолированно, а не как этап, ведущий к современному состоянию. Кейс стадис допускает одновременное существование разных теорий и даже парадигм.
озникновение науки
По вопросу о происхождении науки существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения считают научным всякое обобщенное знание и утверждают, что наука возникла в период, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайняя точка зрения относит происхождение науки к довольно позднему периоду (XV-XVIII вв.), когда появилось экспериментальное естествознание. Современное науковедение не дает однозначного ответа на этот вопрос, т. к. из разного понимания сущности науки вытекают различные даты ее возникновения:
1. если считать науку формой общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции;
2. если понимать науку как всякое обобщенное знание и деятельность по производству этих знаний, то наука возникла в начале становления человеческой культуры;
3. если считать науку социальным институтом, то возникновение науки относится к Новому времени;
4. как система подготовки научных кадров наука возникла с середины XIX века;
5. как производительная сила наука возникла со второй половины ХХ века.
Различное время рождения имеют и конкретные науки. Так, математика возникла в период Античности, естествознание - в Новое время, общественные науки - в XIX веке. Для решения этого вопроса необходимо выделить критерии науки:
· наличие социального запроса на научные знания;
· выделение особой группы людей, занимающихся наукой;
· возможность накопления научных знаний (на основе письменности)
· разработка познавательных приемов (сравнение, доказательство, анализ).
Совокупность таких условий складывается в Древней Греции в VII - VI вв. до н. э. Возникновению науки в Античный период предшествовал этап развития человеческой культуры и цивилизации на Древнем Востоке.
В самых древних восточных цивилизациях - Египетской и Шумерской существовал механизм хранения и передачи знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии и передавали их по принципу наследственного профессионализма, т. е. от старшего к младшему в касте жрецов.Передача знаний осуществлялась через профессионально-именной способ трансляции знаний - от жреца к посвященному. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению готовых рецептов.
Этому предшествовал на ранних этапах человеческой истории личностно-именной тип передачи знаний, при котором необходимые знания передавались через обряды, посвящения.
Универсально-понятийный тип передачи знаний, характерный для современной науки, не регламентирует субъекта познания.
В древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей около 4000 лет, происходило медленное, стихийное накопление знаний. Более динамично развивалась вавилонская цивилизация. Вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов. Они создали астрономию как практическую деятельность.
Практический характер имели знания в Индии и Китае. Многие из них имели иррациональный характер, т. е. были добыты на основе интуиции, озарения и медитации. Таким образом, знания, накопленные у древневосточных цивилизаций, имели следующие общие черты:
· стихийность;
· несистематизированность;
· недоказательный характер знания;
· отсутствие критической позиции по отношению к знанию;
· невозможность коррекции знания;
· отсутствие теоретичности и фундаментальности;
· иррациональность;
· рецептурный характер (многие знания были простым набором алгоритмов и правил для решения задач).
Из этого можно заключить, что в древневосточных цивилизациях не существовало науки, но были подготовлены предпосылки для появления науки и существовали отдельные ее компоненты.
нтичная наука
Появление науки произошло в Древней Греции в VII-VI вв. До н. э. Этому способствовал ряд предпосылок, сложившихся в этом государстве:
1. у греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знания были доступны любому свободному гражданину, имеющему к ним интерес;
2. демократическая форма правления в государстве, что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента.
Это способствовало развитию логического, рационального стиля мышления, необходимого для науки.
Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение мифа от логоса, т. е. научного элемента от фантастического. Миф - это бинарное образование, сочетающее реальный и фантастический элементы. Для мифа характерно мышление противоположностями, например, жизнь - смерть, белое - черное, мужское - женское, разум - интуиция и т. д. Мифологическое мышление обладает не менее стройной логикой, чем наука. Отделение мифа от логоса произошло постепенно, через разделение фантастического и реального, а также замену духовно-личностного отношения к действительности объективным.
Греческая наука стала деятельностью по получению новых знаний. Ее цель можно определить как получение истины из интереса к ней. Греческая наука системна и рациональна.
Вместе с тем, у греков было пренебрежение к физическому труду, что привело к отсутствию эксперимента, невозможности использования ее достижений в производстве и для потребностей практики. Это определило в целом умозрительный характер греческой науки и оторванность ее от жизни.
В Древней Греции возникли первые научные программы:
Математическая программа Пифагора. В ее основе лежит представление о том, Что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда сущностей, которые можно постигать различными путями. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил их в качестве первоосновы мира. Причем цифры не являются кирпичиками мира, а отражают количественные отношения действительности: движение небесных тел, пропорции тела человека и др.
Следующий шаг в формировании этой программы сделали софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Согласно этой теории, ум человека - не просто пассивно отражает природу, но и накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.
Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который разделил все бытие на две половины - мир вещей и мир идей. Мир идей имеет упорядоченную иерархическую структуру, а мир вещей как бы подражает ему. Творцом всего мира является Бог, созидающий его на основе математических закономерностей, которые и пытался вычленить Платон.
Атомизм - вторая важнейшая программа античности, оказавшая огромное влияние на все последующее развитие науки. Основателями этой научной программы являются Левкипп и Демокрит. Согласно данной теории, в основе мироздания лежат неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не исчезает в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, уничтожение - распад атомов. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. В основе данного объяснения лежит механистическая причина - движение атомов. Атомизм оказал значительное влияние на физику Нового времени, основанную на механистическом подходе.
Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Пытаясь найти третий путь, возражая Демокриту и Платону с Пифагором, Аристотель выделяет четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» мир выступает как целостное, естественно возникшее образование, заключающее причины в себе самом. Это образование предстает перед человеком в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, проявляющуюся через изменяющуюся видимую сторону. Предметом науки, по Аристотелю, должно стать изучение неизменной, но познаваемой сущности мира.
Эти три основные научные программы античности заложили основы естествознания и науки вообще. В греческой науке воплотились такие свойства, как объективность, идеальное моделирование действительности, поиск первоосновы, что позволяет констатировать появление науки как особого типа отношения к реальности.
редневековая наука
Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени.
Основными чертами средневековой науки являются:
1. Рациональность - постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.
2. Телеологизм - толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Считалось, что природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления божественного промысла.
3. Иерархичность - идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало - гладкое или менее гладкое - отражающее свет Божий.
4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.
5. Экспериментальность - логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.
6. Моральный символизм - характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна - это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер - символ Духа и т. д.
7. Универсализм - стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.
Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты:
· Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.
· Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания.
· Ввиду того, что в познавательной деятельности преобладал анализ вещей, иерархически расположенных по отношению к Богу, а не анализ понятий, универсальным методом исследования служила дедукция, позволяющаяделать частные выводы (следствия) от общего - Бога.
В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников.
Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.
Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:
· Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
· Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
· Началась математизация физики.
· Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.
Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию человека в мире. Человек был поставлен на место Бога и стал собственным творцом и владыкой природы. В эпоху Возрождения снимается граница между наукой как средством познания и практической деятельностью.
Новые взгляды на мир и человека позволили сделать выдающиеся научные открытия, создать новые теории и подготовить базу последующей научной революции, благодаря которой сформировалось классическое естествознание. Были сделаны открытия Н. Коперника, Д. Бруно, давшие науке гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной. Пока это были еще догадки, требовавшие естественнонаучного и философского обоснования.
аучная революция XVI-XVII вв.
Отправной точкой первой научной революции, в результате которой появилась классическая наука и современное естествознание, стал выход книги Н. Коперника «О вращении небесных сфер» в 1543 г. Высказанные в книге гелиоцентрические идеи были лишь гипотезой и нуждались в доказательстве. Поиск аргументов в пользу этой гипотезы стал основной задачей научной революции XVI-XVII вв., которая началась с работ Г. Галилея.
Г. Галилей заложил основы новой науки и мировоззрения нового типа. Новая научная методология Галилеяможет быть сведена к следующим положениям:
1. Объективность. Ученый считал, что для формулирования четких суждений в науке необходимо учитывать только объективные, т. е. поддающиеся точному измерению, свойства предметов - размер, форма, количество, масса, движение. Только с помощью количественных измерений наука может получить истинные знания о мире. Субъективные свойства - цвет, звук, вкус, осязание и др. можно оставить без внимания.
2. Экспериментальность. Проверка истинности гипотез осуществлялась ученым эмпирически. Для этой цели Галилей изобрел и усовершенствовал множество технических приборов и экспериментальных установок: линзу, телескоп, микроскоп, воздушный термометр, барометр и др.
3. Доказательность. Научная теория должна быть, по мысли ученого, иметь подтверждение. Галилей использовал доказательство как прием проверки истинности гипотезы.
4. Математизация. Свою ориентацию на опыт Галилей сочетал с математическим осмыслением, которое ставил чрезвычайно высоко, считая возможным заменить математикой традиционную логику.
5. Аналитико-синтетический подход. Галилей широко использовал в своей научной методологии анализ и синтез. При помощи аналитического метода он расчленял исследуемое явление на более простые составляющие его элементы. Проверка правильности высказанной гипотезы осуществлялась при помощи синтетического метода.
Особое значение для науки имели открытия Галилея в области механики. С помощью новой методологии им были опровергнуты догматические положения схоластической физики Аристотеля. Особенно важное значение имели работы Галилея о движении. Он установил, что:
· тяжелые тела не всегда движутся вниз, а легкие вверх (например, бревно в воде);
· тела разной массы падают с одинаковым ускорением, величина которого
· 9,8 м/с2;
Галилей открыл и изучил инерцию, высказал идею об относительности движения. Законы механики Галилея в комплексе с его астрономическими открытиями подвели научную базу под теорию Коперника и способствовали утверждению гелиоцентрической доктрины в науке. Но остался нерешенным вопрос о соотношении земных и небесных движений, объясняющих движение самой Земли.
Завершил первую научную революцию И. Ньютон. Заслуга Ньютона заключается в том, что он:
· соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую теорию;
·доказал существование тяготения как универсальной силы, которая является причиной замкнутых орбит, по которым движутся небесные тела. Каждая частица материи во Вселенной притягивает каждую другую частичку с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
· математическим путем вывел эллиптическую форму планетных орбит;
· объяснил, что планеты движутся и одновременно удерживаются в пределах своих орбит под действием сил инерции и гравитации;
· разработал физический принцип дальнодействия, выражающийся в мгновенном воздействии тел друг на друга на разных расстояниях без посредников;
· ввел в физику понятия абсолютного пространства и абсолютного времени;
Результатом первой научной революции явилось возникновение естествознания и становление классической науки.