Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки
Федеральное агентство по образованию
Московская Государственная Академия
Тонкой Химической Технологии
имени М.В. Ломоносова
(МИТХТ)
Кафедра философии
Курс философии
(краткое изложение)
Часть I
Античность
Москва – 2008
© МИТХТ
ББК–15В24
Курс философии (краткое изложение). Часть первая. /Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2008.
Авторы: проф., д.филос.н. Иванова А.А. (Разд. I, II)
проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (Разд. XII)
доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (Разд. XI)
доц., к.филос.н. Логина Н.В. (Разд. VII)
доц., к.филос.н. Солодухин Д.В.
(Разд. VIII, IX, XII, XIII)
к.филос.н. Арапова Э.А. (Разд. X)
к.филос.н. Криволапова Ю.К. (Разд. VI)
к.филос.н. Степнов И.С.
(Разд. XVI, XVII)
преп. Арапов О.Г. (Разд. III, IV, V)
преп. Зубец Г.П. (Разд. XIV, XV)
Текст учебного пособия составлен преподавателями кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.
Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия
МИТХТ им. М.В. Ломоносова
I ФИЛОСОФИЯ.. 5
Обыденная философия. 5
Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки 6
Философия – неотъемлемая часть духовной культуры.. 6
Философия и история философии. 11
Особенности философского знания. Философские категории. 15
Философия как стремление к постижению смысла жизни. 18
Проблема добра и зла в философии. 21
II АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 23
III Ранняя классика. Проблема первоначала.. 27
Особенности ранней греческой философии. 28
Основные проблемы и философский образ первоначала. 29
iV Милетская школа.. 30
Фалес (624-547 гг. до н.э.) 31
Анаксимандр (611-547 гг. до н.э.) 32
Анаксимен (588-524 гг. до н.э.) 34
V Гераклит Эфесский.. 36
Учение об архе. 36
Диалектика. 37
VI Элеаты... 38
Философский образ мира. 38
Проблема движения. 39
Теория познания. 40
VII Демокрит.. 41
Атомизм Демокрита. 41
Космогония. 42
Учение о познании. 43
Взгляды на человека и общество. 44
VIII ФИЛОСОФИЯ «КЛАССИЧЕСКОЙ» ЭПОХИ.. 45
IX СОФИСТЫ... 45
X Сократ.. 46
Этический рационализм. 47
Учение об общих понятиях. 48
Диалектический метод. 48
XI ПЛАТОН (427 – 347 г.г. до н.э.) 49
Теория идей. 51
Мир идей. 51
Структура идеального мира. 52
Мир идей и мир вещей. 52
Идея как понятие. 52
Диалектика Платона. 53
Теория познания. 54
Учение об идеальном государстве. 55
XII Аристотель (384-322 гг. до н.э.) 57
Основные положения философии Аристотеля. 57
Понимание предназначения философии. 57
Учение о бытии. Материя и форма. 58
Понятия души и мышления. 59
Учение об истине. 60
Телеология. 60
Физика, космология, биология. 61
Логика. 62
Учение о государстве и обществе. 62
Причина возникновения государства и его предназначение. 62
Классификация государств. 63
Имущественная обусловленность социальных процессов. 65
Значение аристотелевского наследия. 66
XIII ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА.. 67
XIV ЭПИКУР. 67
Учение о счастье. 68
Освобождение от страхов и страстей. 69
XV СТОИЦИЗМ... 69
Основные этапы развития стоицизма. 69
Учение о природе, разуме и нравственности. 69
Учение о добре и зле. 69
Идеал мудреца. 69
XVI Скептицизм... 69
XVII Неоплатонизм... 69
ФИЛОСОФИЯ
Обыденная философия
О том, что существует такой вид знания, как философия, знает практически любой грамотный человек. Слово «философия» может употребляться людьми в самых разных ситуациях, и чаще всего это ситуации, когда люди начинают размышлять о чем-либо важном для них или рассуждать на какие-то достаточно общие, иногда отвлеченные темы. В таких случаях говорят, что рассуждающий подобным образом человек философствует. Это пример так называемой «обыденной философии». В той или иной степени практически все люди как-то причастны обыденной философии. Рассуждая о конкретных событиях нашей жизни, мы не можем не обобщать, размышляя о других людях или о самом себе, мы не можем не сравнивать, соотносить свои суждения с теми или иными принципами и пр. Люди начинают подобным образом философствовать, начиная с детства.
«Обыденная философия» выражает подлинно разумное в человеке: его потребность в истинном знании, его стремление к теоретическому самовыражению, его способность выйти за рамки конкретных событий и многое другое, что присуще только человеку. Можно сказать, что существование «обыденной философии» это проявление общечеловеческой потребности в философском знании и доступная форма реализации этой потребности.
Люди различны во многих своих качествах, различны они и в своей способности к философствованию. Эта способность может быть развита в процессе жизни, что зависит от многих обстоятельств – от жизненных событий, от круга общения, от профессии, от образования, от интересов и пр.
Эта способность к философствованию иногда и не осознается людьми и человек философствует таким образом стихийно, не ставя перед собой цели сознательно рассуждать философски. Такие рассуждения для человека – сама его жизнь. «Обыденная философия» – это неотъемлемая часть человеческой духовной жизни. Но это тем не менее не сама философия в её подлинном истолковании.
Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки
Иногда какого-то человека называют философом, если он, представляя собой нефилософскую сферу духовной культуры, то есть будучи писателем, художником, музыкантом, ученым, тем не менее поднимается в своих обобщениях до серьезных философских выводов. Такая ситуация нуждается в уточнениях и, безусловно, конкретизациях.
Выдающиеся писатели, ученые, деятели различных областей культуры очень часто органично входят в область философии. Достаточно сослаться на Достоевского, Пушкина, Л.Толстого, Шекспира, Ломоносова, Менделеева, Гейзенберга, Ньютона, Пуанкаре и многих других. Их философские идеи представляют собой часть философского знания в целом.
Некоторые представители культуры, уникальные в своей профессиональной деятельности, не могут не философствовать, воплощая собой ту неразрывную органичную связь, которая существует между различными гранями духовной культуры. Как правило, большие художники в широком смысле этого слова и большие ученые не существуют в изоляции от философского знания и интересны своими философскими заключениями.
Нельзя забывать и о том, что некоторые ученые одновременно были и философами. Например, Декарт, Лейбниц.
Вместе с тем, говоря о разных типах философствования необходимо прежде всего разобраться в том, что такое собственно философия как самостоятельная и неотъемлемая часть культуры. Это необходимо как для понимания специфики философского знания, так и адекватного истолкования различных способов философствования.