Варнашрама и индивидуальность

Быть самим собой не так просто, как кажется (хотя ничего трудного в этом быть не должно). В любом обществе многочисленныя влияния и социальное давление заставляют человека действовать определенным образом, что далеко не всегда отвечает его индивидуальной природе. Общество поощряет определенное поведение в соответствии со своими устоями, не заботясь о допустимости данных норм для отдельных его членов. В детстве наши родители хотели, чтобы мы стали такими, как они, и работали, как они. Наши учителя хотели, чтобы мы вели себя в соответствии с их критериями, а наши друзья хотели, чтобы мы с ними вместе наслаждались. По всей видимости, общество заставляет человека быть кем угодно, только не самим собой.

Что означает «быть собой» в духовных кругах, определить не так просто, потому что в конечном счете атма, духовная душа, обладет своей вечной формой, природой и отношениями с Господом. Помимо этого, существует и материальная индивидуальность, которая, хоть и не столь важна, играет, тем не менее значительную роль в жизни преданных, не достигших освобождения. Материальная индивидуальность основывается на карме, которая проявляется как психофизическая природа человека. Здесь мы обсуждаем главным образом индивидуальность материальную, хотя конечной целью остается высчшая индивидуальность.

В современном материальном мире сексуальность, дерзость, высокомерие и агрессивность обычно не только поощряются, но и считаются признаками высокого положения. Тогда как целомудрие, простота, аскетичность, чистота или смирение вообще «не котируются». В ИСККОН у нас тоже есть свои предпочтения и ожидания относительно поведения преданных. Второй список качеств является нашей целью. Мы надеемся серьезно изменить ужасные качетсва, присущие Кали-юге, которые мы развили в себе во время пребывания в материальном мире. Хотя пока мы стараемся развить высшие духовные качества, бывает что упомянутые перед этим демонические качества всплывают время от времени. Такие качества, такие как честность, искренность, прямота, доброта, откровенность и душевность также необходимы для развития преданности. Эти качества обязательно присутствуют так, где есть преданность.

Шрила Прабхупада пишет об этих качествах: “Достичь успеха в преданном служении может каждый, если он искренен. В этом стихе говорится о необходимости быть предельно искренним и непредвзятым (амайинах). Даже если человек принаджлежит к низшему сословию, это еще не значит, что он сможет достичь успеха в преданном служении. Единственное, что требуется от человека, будь он брахман, кшатрия, вайшья или шудра, - это быть откровенным, искренним и непреклонным в исполнении своего долга. Тогда действуя под руководством истинного духовного учителя и исполняя предписанные обязанности, он суммет достичь цели жизни” (Бхаг. 4.21.33 комм.).

В “Шримад-Бхагаватам” (7.11.8-12), прежде чем приступить к обсуждению варнашрама-дхармы, Нарада Риши перечисляет тридцать качеств, которыми должен обладать каждый, кто претендует на то, чтобы называться человеком. Мы также рассмотрим эти качества. Они уже присутствуют в нашей природе и являются духовными; они проявляются благодаря практике преданного служения и без их развития не обойтись тому, кто хочет быть самим собой, поскольку это качества чистой души. Все мы постепенно становимся чистыми душами, и поэтому нам следует знать, какое поведение и какие качества являются нашей целью.

Прабхупада тоже нередко говорил в своих лекциях о таких качествах, как честность и доброта: “Сато вриттех означает, что мы должны быть честными в отношениях с другими. Никакого лицемерия. Полная искренность, откровенность. Сато вриттех, садху-санге, - в обществе преданных. Шадбхир бхактих прасидхьяти. Таким образом наша естественная любовь к Кришне будет возрастать» («НП» октябрьо 1972, Вриндаван).

Кто-то может возразить, что кшатриям и вайшьям иногда приходится уклоняться от правды. Но вайшнавы, даже неофиты, играя свою роль в варнашраме, стремятся к чистоте преданного служения. Они развивают самые возвышенные качества. Они стремятся развить брахманические качества, подобно Юдхиштхире Махараджу. Вайшнавы даже выше брахманов, и потому должны стараться жить по самым высоким меркам.

Шрила Прабхупада писал о развитии этих хороших качеств в письмах ученикам. Вот например: “… люди увидят, что они представляют из себя образцовых граждан, обладающих всеми хорошими качествами, такими как честность, чистота, правдивость, верность и т.д. Так что это очень важная работа” (Письмо Сатсварупе, 1 июля 1972).

Более того, Господь Кришна говорит, что Он очень высоко ценит дружелюбие: “Тот, кто ни на кого не держит зла, но кто ко всем относится дружелюбно, - такой преданный очень дорог Мне” (Б.-г. 11.55).

Упомянутые выше качества естественны для преданного служения, их излучает душа по мере предвижения по пути бхакти. Мы должны искать общества святых преданных, которые обладают ими. Не следует полагать, что кто-то обладает качествами святого лишь потому, что другие говорят об этом или потому что он занимает определенное официальное положение. Если у человека нет этих главных качеств, о каком высшем понимании может идти речь? Кроме того, если кто-то не любит других живых существ, особенно других вайшнавов, можно заключить, что в его сердце нет истинной любви к Кришне.

Когда мы сосредотачиваем внимание на развитии хороших качеств, мы помогаем себе в полнеой мере проявить свой потенциал. Это направляет наше внимание на наше “я”, и мы стараемся не просто “иметь”, а “быть”.

Наши рекомендации