Агами становится санчитой и позднее проявляется как прарабдха (судьба).

ВВЕДЕНИЕ

По большому счёту, у йоги нет истории, нет прошлого и даже будущего. Йога - вечное настоящее. Попытки написать какую-то «историю йоги», с точки зрения её «прогрессивного» развития, ведут к слишком большим упрощениям и жёсткому схематизированию.

Во-первых, сама индийская преемственность не принимает «исторического развития и прогресса»: она обращена на древнее, а не на новое; ищет неизменности в удручающей цикличности переменчивого мира, а не изменений; считает лучшими древние образцы, а не нововведения, а древних йогинов - могущественней нынешних. С незапамятных времён многие столетия, и даже тысячелетия, передача знания велась главным образом устно и, значит, в письменную историю «не вписывалась». Записанное же обычно не создавало, а подтверждало уже сложившееся учение.

Йога, в смысле единения, или союза, с Высшим, считалась существующей изначально. Если у неё и был творец, то не какой-то человек или народ, но сам Владыка мира (Ишвара), который является и владыкой йоги (йогешвара). В каком бы образе ни представляли его, он предан йоге, живёт ею.

Бог-творец Брахма из страха смерти погружён в постоянную пранаяму, вдыхая и выдыхая мир. Вишну, покоясь на кольцах Мирового Змея, грезит мир в йога-нидре. Шива пребывает в вечном созерцании на Кайласе. Но Бог, «учитель всех учителей», передаёт йогу божествам и людям либо как дар за подвижничество, либо из сострадания.

ВЕДЫ

Все мировоззрения индуизма стремились освятить себя происхождением от Вед. Особенно большие возможности представляли ведийские упанишады, форма которых позволяла соединить изложение как теоретических положений, так и практических приёмов.

Считалось, что тот, кто не сведущ в Ведах, не может размышлять о великой Сущности.

Йога опирается не только на свои «профессиональные» тексты (йога-сутры Патанджали, Хатха-йога Прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита), но и на общеиндийские священные писания. И чаще свои, даже сравнительно недавно созданные, тексты эти направления относят к ведийскому преемству, то есть берущим начало от Вед и Следующим их духу.

Большинство индийских вероучений признает Веды истинным или «идеальным» знанием. Само это признание является для индуизма одним из важнейших признаков принадлежности того или иного мировоззрения к истинным. Невозможно верно понять своеобразие и многообразие индийского наследия, не принимая во внимание основополагающей роли Вед как единого источника многих течений, даже потёкших в сторону от общего направления (буддизм, джайнизм, сикхизм). Это и опора для опыта, и неиссякаемый источник обоснований тех или иных нововведений - объединяющая роль Вед, а также Бхагавадгиты, «нового завета» индуизма.

Ве́ды (санскр. वेद, véda — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Веды относятся к категории шрути («услышанное») и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.

Веды относятся к шрути («услышанному») по двум основаниям. Они были услышанной мудрецами речью Бога, а затем заучивались «с голоса» учителя, который также растолковывал их смысл.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов (риши).

Тем не менее, философские системы и религиозные традиции, развивавшиеся на Индийском субконтиненте, занимали разные позиции по отношению к Ведам.

Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика. Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм, — отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика. Помимо буддизма и джайнизма, авторитет Вед не принимает также сикхизм.

Как собрание писаний, Веды состоят из четырех слоёв, или основных частей, которые также хронологически следуют друг за другом:

Самхиты (представляют собой основной текст, т.с. скелет Шрути) - это сборники священных мантр, гимнов и возглашений. Это древнейшая часть Вед.

Брахманы - описания мельчайших деталей жертвенных обрядов и истолкования текстов самхит.

Араньяки - тексты, содержащие правила жертвоприношений и поведения удалившихся в лес отшельников.

Упанишады (букв. «сидеть около») - наиболее отвлечённые от обрядов рассуждения о познании и достижении Истины. Их задачи философские разъяснения понятий Бога, мировосприятия, медитации, основ жизни, устройства общества и быта. Они считаются основной сутью Вед, поэтому к ним применяется название «веданта» и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины. Один из переводов слова упанишады означает «то что разрушает невежество».

Упанишадские мудрецы начали то, что обернется затем идеологической революцией. Они представили ведийский ритуал как напряженное созерцание, или медитацию.

С Упанишадами символическая сторона подношения приобрела первостепенное значение. После этого Божественному можно было поклоняться исключительно мысленно либо сердцем, без внешней атрибутики.

Самое важное, что упанишадские мудрецы единодушно обратились к созерцательной практике, или внутреннему поклонению (упасана) в качестве основного средства обретения трансцендентного знания. По сравнению с ними медитация, практикуемая правоверными брахманами, оставалась тесно связанной с жертвенными ритуалами, которым отводилась решающая роль в древней ведийской религии. Даже лесные отшельники оставались приверженцами жертвенного культа традиционного ведийского общества; они лишь удалились от суеты повседневной жизни.

Упанишадские учения не были общедоступным знанием, и желавшим услышать их следовало подойти к мудрецам с подобающим уважением и смирением. В случае отсутствия должной подготовки им требовалось пройти через годы ученичества, прежде чем получить какое бы то ни было тайное знание. Эзотерическая мудрость Упанишад скорее нашептывалась, чем провозглашалась во всеуслышание.

Упанишадские учения покоятся на четырех взаимосвязанных основополагающих представлениях:

● конечная Реальность вселенной совершенно тождественна нашей внутренней сокровенной природе; иными словами, брахман равняется атману, Я.

● лишь познание брахмана/атмана избавляет человека от страдания и неизбежности рождения, жизни и смерти.

● помыслы и поступки определяют человеческую судьбу - закон кармы: вы становитесь тем, с чем себя отождествляете.

● покуда человек не освободится и не достигнет вне-образного существования брахмана/атмана благодаря высшей мудрости (джняна), ему суждено заново рождаться в божественных мирах, человеческом мире, или нижних (демонических) мирах, в зависимости от его кармы.

Айтарея-упанишада

Из трех оставшихся Упанишад раннего периода для нас представляет интерес относительно короткая Айтарея ввиду ее древнего космогонического содержания. Это произведение, названное по имени древнего учителя, открывается преданием, присутствующем также во вступлении Брихад-араньяка-упанишады: "Вначале" - то есть до возникновения пространства-времени, - то, что было одним Атманом, решило сотворить из себя вселенную. Первыми он создает материальные элементы; затем он творит различные функции (именуемые дэва, "божества") - такие, как слух и зрение, которые нашли пристанище в человеке (пуруша). Потом Атман сотворил пищу для всех созданий.

В завершении творения мира Атман вошел в человеческое тело через черепной шов (симан), известный также как "врата" (видрити) и "блаженство" (пандана). Это местопребывание сахасрара-чакры, как определено в тантрических текстах. Согласно позднейшим учениям йогин должен сознательно выйти через это самое отверстие у макушки головы в момент своей смерти. Вполне возможно, что эта практика была известна задолго до Бхагавадгиты (8.10), где она упоминается.

Следует помнить, что исходно все эти тексты - Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады, а также Сутры - не записывались вообще, но запоминались и передавались от учителя к ученику изустно. Ведийский корпус был мнемонической литературой. До сих пор встречаются брамины, которые могут рассказывать по памяти одну или более Самхит, или же целую Махабхарату либо Рамаяну, каждая из которых содержит десять тысяч стихов.

Шрути

Шрути образует ядро всей духовной среды Вечного Установления (санатана дхармы). Но их заучивание, передача и тем более понимание было занятием избранных (брахманов). «Нисходя» в мир, Высшее Знание должно было преобразовываться для восприятия людьми иных способностей и сословий. Тогда оно выступает в виде смрити - «запомненного» или «памятного», то есть передающегося уже не как откровение, а «по памяти». К смрити относятся такие громадные произведения творчества многих поколений индийцев как «Рамаяна» и «Махабхарата». Но идеальное знание Вед и повествование о великих деяниях древности следовало применять к современной жизни. Таким подспорьем высшего знания являются шастры (вид пояснительного текса, комментарий). Ярким примером такого произведения является Бхагават-Гита, а также Дхарма-шастры - 18 книг свода законов, норм поведения и этикета для человека в различные временные периоды.

Ведических писаний невероятное число, возможно это самое большое в мире собрание духовных текстов. Они раскрывают практически все аспекты жизни любого человека, нет таких вопросов, на которые не могли бы ответить Веды.

Так называемые Шрути (Услышанные), или Веды изначально были одним целым, они являлись извечным, трансцендентным, изначальным знанием, рожденным из первого звука ОМ, произнесенного Брахмой при сотворении материальной природы. Веды говорят о цикличности времени, существуют благостные времена, когда знания не нуждаются в записи, все люди знают веды наизусть, и живут, следуя их законам. Но есть и времена как культурного, так и интеллектуального упадка и для грядущего века Кали, для деградирующего общества не способного запоминать и понять суть Вед, мудрец Вьяса разделил их на уже ранее упомянутые четыре части и впервые записал.

● Ригведа - Веда гимнов. Основное содержание Ригведы – мифологическая система, рассказывающая о сотворении мира, вселенском человеке – Пуруше и богах. Основу божественного пантеона составляют Брахма, Вишну и Шива, представляющие собой духовное трансцендентное начало или Реальность – Брахмана. Тексты представляют собой обращение к богам, их восхваление.

● Самаведа - Веда песнопений. Является вторым по святости текстом после Ригведы, состоит из гимнов, которые должны произноситься во время жертвоприношений. Является собранием стихов из Ригведы, структурированных удобным для совершения религиозных церемоний порядком.

● Яджурведа - Веда о жертвенных формулах. Дословно переводится с санскрита как «знание о правилах жертвоприношения», что вполне соответствует содержанию текстов.

● Атхарваведа - Веда заклинаний и магических формул. Имеет особое значение, поскольку посвящена не мифологии, а нуждам и интересам людей того времени. С научной точки зрения позволяет восстановить традиции и быт древних жителей Индии.

Первые три веды (РВ, СВ, ЯВ) еще называют траивидья (сложные обряды «шраута», связанные с употреблением сомы), а позже была добавлена четвертая Веда – Атхарваведа (простые домашние обряды – «грихья»).

Несмотря на то, что сам Вьяса говорил про записанные Веды - "знание стали доступны даже шудрам", большинству современных людей Веды невероятно сложны для понимания.

ВАРНЫ

Индуизм - нечто большее, чем религия. Подобно иным мировым религиям он представляет собой целую культуру со своим образом жизни, характеризуемым уникальным общественным устройством - кастовой системой. На протяжении тысячелетий индуистское общество было разделено на четыре сословия (варна), которые часто ошибочно называют кастами: жреческое, иначе брахманов сословие; воинское, иначе кшатриев сословие; "простого люда", иначе вайшьев, сословие (состоящее из земледельцев, торговцев и ремесленников), и слуг, иначе шудр, сословие. Такое общественное устройство объясняют тем, что оно заложено в самом божественном порядке. Так, в "Гимне Человека" (пуруша-сукта) Ригведы первое существо предстает дающим рождение четырем сословиям:

«Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра».

Пуруша как Вселенский Человек – главное действующее лицо гимна Ригведы, из которого боги, через жертвоприношение, создают, посредством его расчленения, составные части социального и природного космоса. Жертвоприношение Пуруши предстает как первая жертва в мире, которая моделирует все последующие. Такое представление о сотворении мира путём жертвоприношения (и, как следствие, восприятие жертвоприношения как инструмента поддержки творения вне зависимости от объекта жертвы) является одной из древнейших идей в индуизме. Из его рта возникают брахманы-жрецы, из рук – кшатрии-воины, из бедер – вайшьи-земледельцы, из стоп – шудры-слуги (все четыре индоарийских «сословия» – варны), из мысли – луна, из глаза – солнце, из уст – верховные боги Индра и Агни, из дыхания – ветер, из пупа – воздушное пространство, из головы – небо, из ног – земля, из ушей – стороны света. Тема Пуруши как первоначального материала космоса, расчленяемого посредством обряда, находит продолжение в Атхарваведе, Шатапатха-брахмане, Айтарея-упанишаде.

Членов сословия слуг постоянно отлучали от изучения священного знания, и их стали рассматривать как отверженных. Ноги символизируют "грязь", а отнесение шудр к нижним конечностям космического человека говорит об их низком общественном положении. Однако ноги - составная часть полностью работоспособного человеческого существа, и таким образом сословие слуг столь же важно для процветания общества. Тем не менее, с ведийской точки зрения, шудрам кармически предопределено быть в услужении, а не заниматься умственным трудом, не быть руководителями или творческими людьми - поскольку их сознание отличает более темный цвет (варна). Часто ошибочно полагают, что понятие варна ("цвет") относится к цвету кожи и что четыре сословия разделены по этническому признаку. Но все четыре сословия принадлежат социальному организму ведийских ариев, которые, судя по Ригведе, уделяли больше внимания цвету души, чем расовым чертам.

Только три высших сословия считаются "дваждырожденными" (двиджа), то есть "рожденными заново" посредством личного посвящения в ведийскую традицию. Это обычно происходило в возрасте восьми, одиннадцати и двенадцати лет для мальчиков и девочек жреческого, воинского и земледельческого/торгового сословий соответственно. Именно тогда они проходили обряд посвящения (упанаяна), при котором им повязывался жертвенный шнур (яджня-упавита, пишется яджнопавита), который следовало носить постоянно, перекинутым через левое плечо и идущим наискось через грудь.

Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию):

«А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением».

АШРАМЫ

Помимо деления общества на сословия (варны), в индуизме существует деление человеческой жизни на четыре этапа – ашрама.

Ашрама в переводе с санскрита означает «прибежище», «стадия жизни», то есть это этапы жизни мужских представителей трех высших варн традиционного индийского общества (брахманы, кшатрии, вайшьи). Концепция ашрама была разработана уже в Дхармасутрах, но наиболее обстоятельно рассматривается в Дхармашастрах, прежде всего в Законах Ману; среди других источников можно отметить Упанишады, Артхашастру, Кама-сутру, тексты Махабхараты.

Первая стадия жизни – ученичество (брахмачарья), которое начинается с детства, после прохождения ребенка через основную из санскар – церемонию посвящения (упанаяна), рассматриваемую как «второе рождение». Мальчик должен уйти в семью учителя-гуру, изучать там в течение 12 лет Веды и другие дисциплины и соблюдать целомудрие.

На следующей стадии – женатого домохозяина (грихастха) – индивиду надлежит выполнять тройственный долг по отношению к богам (жертвоприношения), предкам (рождение сыновей) и риши (ежедневное чтение Вед), а также совершать ежедневные обряды (нитьякарма) и поддерживать все существа (прежде всего семью и родителей, но также гостей и странников).

На третьей стадии – лесного отшельника (ванапрастха) – рекомендуется уйти из населенного пункта вместе с женой в «пустынь» и заняться самосовершенствованием, выполняя многочисленные обряды и предаваясь аскезе.

На последней стадии – странствующего аскета (санньясин) – рекомендуется отказываться от всех благ и обрядов, жить милостыней, терпеть лишения и стремиться к высшему благу.

Переход от каждой предыдущей ашрамы к каждой последующей инициируется специальными обрядами (исключение составляет переход из «домохозяйства» в «отшельничество»), первый из которых состоит в санскаре возвращения из дома учителя, а последний – в символическом поглощении жертвенных огней.

ЦЕЛИ ЖИЗНИ

Система четырех ашрам соотносилась в некоторых текстах с четырьмя целями человеческого существования (пурушартха). Концепция четырёх пурушартх олицетворяет удовлетворение физических, эмоциональных и духовных нужд человека. Этими целями, в восходящем порядке являются:

Кама (kāma— «любовь») — чувственные наслаждения. Она находится на самой низшей ступени, ниже мирского статуса артхи — материального процветания и экономического развития. Это объясняется тем, что кама, в отличие от трёх других пурушартх — артхи, дхармы и мокши — доступна даже животным, которые подобно людям ищут физических наслаждений.

Артха (artha — «суть», «польза») — материальное процветание. Артха рассматривается как достойная цель только при условии, что она следует ведийским моральным принципам. Артха включает в себя достижение славы, накопление богатства, получение знаний, профессиональных навыков и обретение высокого социального положения и власти. Артха является одной из главных обязанностей, или дхарм, в семейной жизни — грихастха-ашраме. На этой стадии, одной из обязанностей человека является накопление богатств без проявления алчности или какой-либо привязанности к накопленному. Основной целью должно выступать поддержание семьи.

Дхарма (dharma от dhar — «держать», «устанавливать») — долг и мораль. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Мокша (от muc — «освобождать») — освобождение из круговорота сансары (цикла перерождений). Понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Такой освобождённый называется «освобождённый при жизни» — «дживанмукта».

Исторически сначала получили своё определение первые три цели, называемые три-варга, а позднее была сформулирована и четвёртая цель, мокша.

КАРМА

Одним из центральных понятий индийской философии является карма (от санскр. «действие») - вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В общеиндийском преемстве карму обычно подразделяют на:

Санчита-карма - это карма накопленная в прошлых жизнях (сумма всех прошлых поступков).

Агами-карма – это карма, которая создается в нынешней жизни (накапливаемая), но ее плоды проявятся в будущем. Она непосредственно влияет на прарабдха-карму следующих воплощений.

Прарабдха-карма – это карма, которая действует сейчас (приносящая плоды илипроявленная). Последствия прошлых поступков, которые уже проявились или проявятся в дальнейшем (но в этом воплощении). Субъективно воспринимается как судьба (тело, ум, время, место и обстоятельства рождения).

Агами становится санчитой и позднее проявляется как прарабдха (судьба).

Помимо этого, вся карма (согласно Джайнизму) делится на никачита (то, что придется испытать) и шитхила (то, чего можно избежать посредством практики йоги).

Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой — люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу. Согласно Ведам, если мы сеем добро — мы пожнём добро; если мы сеем зло — мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.

Влиянию кармы подвержен не только человек, но и боги.

«Карме, из-за которой Брахма оказался внутри мирового яйца, словно гончар - внутри кувшина, Вишну был обречён на тяжкие подвиги в десяти нисхождениях, Рудра вынужден нищенствовать, Держа в руке чашу для подаяния, сделанную из черепа, а Сурья вечно скитается по небу - слава!» (Бхартрихари, «Шагткатрайам»)

АТМАН

Одним из центральных понятий индийской философии является Атман («Сам», «Самый»). Атман – высшая вечная неизменная Сущность всякого существа (включая животных, духов, богов), пребывающая за всеми их изменениями. Присутствуя в смертном теле (тогда он называется джива), он кажется подверженным радости и страданию, пока не достигнет освобождающего самопознания. Высший Атман (Параматман) есть наше истинное Сознание, Высшая духовная Сущность. Постоянной и настойчивой практикой – упражнением и отречением йогин устраняет разделенность дживатмана и параматмана.

Согласно Атма-Упанишаде Атман бывает трех видов – внешний (тело), внутренний (индивидуальное сознание) и Высший (Истинное Сознание).

"Пуруша [бывает] трех видов, а именно: внешний Атман, внутренний Атман и высший Атман… [кто] рождается и умирает – тот зовется внешним Атманом… Теперь – о внутреннем Атмане… [кто изучает] пураны, ньяю, мимансу, дхармашастры; кто производит различение в действиях слуха, обоняния, тяготения – тот зовется внутренним Атманом… Теперь – о высшем Атмане: Он – [тот, которого] следует почитать как священный слог [Ом]… Он, немыслимый и неописуемый, очищает нечистое и оскверненное, [он] – бездеятельный, нет [у него] связи с прошлыми существованиями, нет [у него] связи с прошлыми существованиями. Этот пуруша зовется высшим Атманом".

ЮГИ

Один из четырех нисходящих этапов круговорота Вселенной от её творения до растворения (pralaya), или «конца юг»: Крита (сатья) Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга. В совокупности все четыре юги составляют Маха Югу. В каждой последующей, всё более короткой, юге происходит все больший упадок дхармы и все более короткой и мучительном становится жизнь людей. Но после гибели Вселенной вновь следует появление, развитие, упадок, растворение, - и так до бесконечности.

Крита Юга – 4 000 лет и переходный период в 800 лет

Трета Юга – 3 000 лет и переходный период в 600 лет

Двапара Юга – 2 000 лет и переходный период в 400 лет

Кали Юга – 1 000 лет и переходный период в 200 лет

Таким образом вся Маха Юга – 12 000 лет

Тысяча Махаюг составляют одну Кальпу – один день Брахмы. Год Брахмы – 360 таких дней и ночей, всего же Брахма живет 100 лет.

Наши рекомендации