Физико-математические науки
ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА
ПО «ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ»
ВОПРОСЫ ПО ОСНОВНОМУ КУРСУ
- Наука как объект и субъект историко-философского анализа.
- Сущность научного познания; онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты в изучении науки.
- Ведущие методологические подходы к исследованию научного знания в ХIХ-нач.ХХI веков.
- Наука в современном обществе; ее производительные, социальные и мировоззренческие функции.
- Соотношение научного познания с религиозным и художественным познанием; наука и паранаука (квази-, лженаука).
- Особенности развития научного познания в истории Индии и Китая.
- Научные знания в Античном мире: вклад в науку современного типа.
- Развитие научных направлений и методов в средневековой арабо- мусульманской культуре.
- Формирование представлений о науке в Западной Европе в период Возрождения и Просвещения.
- Типологические стадии, мировоззренческие парадигмы, ведущие стили теоретического мышления в истории науки.
- Классический, неклассический, постнеклассический типы научного познания в Новое и Новейшее время.
- Основания науки; философское ее обоснование; научная картина мира.
- Методологические основы и роль теории в науке; общенаучные принципы и методы познания.
- Основные подходы к классификации наук; дисциплинарное разделение наук.
- Сущность, структура эмпирического и теоретического научного знания.
- Современная наука как социальный институт; отношения между государственной властью и научной средой в разных странах.
- Коллективный и индивидуальный субъекты исследовательской деятельности; роль коммуникативных процессов в научном сообществе.
- Представление об этосе науки и кодификация социальных, моральных норм в деятельности ученых.
- Явные и латентные ценности ученых, культурно-мировоззренческие установки в научной среде; европоцентризм: его защитники и оппоненты.
- Философские подходы к пониманию роли научно-образовательной системы в развитии современного общества.
- Современная наука и СМИ: характер и неоднозначные результаты взаимодействия.
- Естественные и точные науки: познавательные принципы, методы; роль личности ученого в процессе познания.
- Социальное и гуманитарное знание: познавательные принципы, методы, роль личности ученого в процессе познания.
- Рациональность и представления об истине в естественных и в социально-гуманитарных науках: сравнительный анализ.
- Экологическая ориентированность, социокультурные основания, этические оценки в современном социально-гуманитарном познании.
- Особенности категориального аппарата в социально-гуманитарных науках на рубежах ХIХ-ХХ вв. и ХХ-ХХI вв.: сравнительный анализ.
- Методы исследования в СГН: классификация, особенности развития в разных социально-гуманитарных дисциплинах.
- Особенности использования методов точных, естественных наук в социально-гуманитарном познании.
- Сущность междисциплинарных исследований в современном социально-гуманитарном познании: расширение аналитических возможностей и гносеологические сложности.
- Герменевтика - наука о понимании, интерпретации культурных текстов, о чувстве сопричастности человека и природы (Г.-Г.Гадамер, П.Рикёр, В.Дильтей).
- Философия жизни (В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон и др.).
- Философские концепции о сущности человеке в СНГ на протяжении последнего столетия (фрейдизм, экзистенциализм, феноменологический подход и др.).
- Философия социально-гуманитарных наук М.Вебера.
- Понимание социального прогресса и его критериев в современном социально-гуманитарном познании.
- Структурный анализ человеческого мышления, языка, коммуникативных механизмов в обществе и культуре.
- Условия и механизмы порождения новых социально-гуманитарных знаний; сущность научных революций (Т.Кун).
- Значение теории критического рационализма в развитии социально-гуманитарного познания (К.Поппер).
- Сущность и разновидности научно-исследовательских программ в социально-гуманитарном познании (И.Лакатос).
- Расширение и усложнение исторических методов познания в современной науке; понимание истины и борьба против фальсификации истории.
- Возможности использования синергетического подхода в анализе социально-культурных процессов и проблем.
- Сравнительно-исторический метод познания: сущность, познавательные возможности и практика применения в СГН.
- Исторические, социальные, культурно-мировоззренческие особенности развития социально-гуманитарного познания в нашей стране.
- Философское осмысление отечественными учеными-естествоиспытателями роли науки в общественном развитии (М.В.Ломоносов, Н.Я.Данилевский, Д.Менделеев, В.И.Вернадский и др.).
- Отечественные исследования русской культуры и российской цивилизации в серед.ХIХ-нач.ХХ вв.
- Историко-философское осмысление проблем социально-гуманитарного познания в русском зарубежье (Н.Бердяев, И.Ильин, евразийцы, православно-богословская мысль и др.).
- Вклад советских исследователей в развитие социально-гуманитарного познания в 70-80-ые гг. (рассмотреть идеи 2-3-х исследователей, например, Э.В.Ильенкова, В.М.Межуева, Л.Н.Гумилева или других).
- Философское осмысление российскими учеными познавательного потенциала современного социально-гуманитарного познания (С.Кара-Мурза, А.С.Панарин. А.И.Фурсов и др.)
- Развитие прикладных социально-гуманитарных исследований в современной России: сущность, технологичность, социально-культурные параметры, требования к профессиональным качествам аналитиков.
- Философское осмысление социокультурных и антропологических издержек развития современной науки.
- Ведущие тенденции в осмыслении социально-гуманитарных и глобальных проблемы зарубежными исследователями (представители постиндустриальной волны, З.Бжезинский, Ж.Бодрийяр и др.).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КОНКРЕТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ.
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
1. Исследования в области физического и математического познания в Античности.
2. Роль европейских естествоиспытателей (Г.Галилея, И.Ньютона, Р.Бойля и др.). в развитии современной науки.
3. А. Эйнштейн и становление современной картины мира.
4. Истолкование науки Э.Махом.
5. Развитие представлений о строении материи и физических полях.
6. Достижения советской математической школы.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1. Зарождение и первоначальное развитие биологического знания в Древнем мире и в Средневековье.
2. От понимания многообразия живых существ к иерархическим построениям в научной теории. Система К. Линнея.
3. Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов
4. Роль идей о происхождении человека Ч. Дарвина в развитии науки.
5. Этические проблемы в современной биологии.
6. Современные представления об антропологии и эволюции человека.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
1.Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание.
2.Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры.
3.Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
4.Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
5.Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.
6.Основные концепции взаимоотношения науки и техники.
Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.