Жак Деррида: деконструктивизм
Знаменитый Жак Деррида(1930-2005) — один из самых эксцентричных философов современности. Довольно часто философствование Дерриды обозначается термином деконструктивизм.
В основу философской работы деконструктивистаставится не рациональное исследование, а интерпретация, причем трактуемая, как игра слов. Философия близка поэзии, представляя собой лишь разновидность литературного письма. Научный текст необходимо должен быть подвергнут интерпретации, точно так же как мы интерпретируем художественное произведение.
Необходимо обратить внимание на многозначность термина "деконструкция". В нем присутствует и указание на определенные структуры, и желание к конструированию, но и к разрушению, деконструированию. Подобно многочисленным современным философам, Деррида полагает, что философствование осуществляется в языке, прежде всего в тексте. Философствование означает освоение языка. Но что значит освоиться в языке? Осуществить работу де-конструирования.
Что такое деконструкция в более конкретном плане? Нескончаемое замещение слов и предложений цепочкой заместителей. Это замещение, которому противопоказана какая-либо механистичность или однозначность, реализует нечто вроде формулы: "S есть Р", "S не есть Р", "S не есть Р и не есть не Р"и т.п.
Допустим, наше внимание привлек вопрос о природе любви. Выясняется, что дать однозначное определение любви невозможно. Любовь — это благосклонность, но и симпатия (но симпатия — это уже не просто благосклонность); любовь — это и нежность, и восхищение (но нежность не является восхищением, а восхищение не есть нежность).
Наше представление о любви нарастает вместе с продолжением работы деконструирования. При этом всегда уместно творчество и всегда присутствует некоторая незавершенность, указывающая на тайну. Постоянно дает о себе знать требование красоты. Переписывать предложения надо таким образом, чтобы последующее предложение было красивее предыдущего. Что такое любовь? Напишите об этом с максимальной страстностью и нежностью. И еще, не останавливайтесь на окончательной формулировке.
В философствовании Дерриды привычная логика, особенно характерная для науки, опрокидывается и изничтожается, а эстетики явно больше, нежели этики. Деконструктивизм Дерриды оказался весьма востребованным в литературе. Дискуссионным остается вопрос о достоинствах деконструктивизма Дерриды в области науки и этики.
Жан Лиотар: постмодернизм
Жан Лиотар(1924—1998) после опубликования им книги "Состояние постмодерна" (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине XX века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры — постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним.
Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, "никто не владеет целым". Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве "атомов" общества расположены на пересечении прагматических, т.е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики.
На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое para означает отклонение).
Паралогика Лиотара это — обращение к агонистике многообразных языковых игр и "маленьких рассказов", позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и научное воображение, замена замкнутой системности открытой, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.
Наряду с уже упомянутыми доминантами философского постмодернизма укажем также следующие: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.
Постмодернизм выступает как синтез поструктурализма и деконструктивизма, представляя собой новый этап антисциентистской установки.
Можно выделить две основные плоскости данного литературно-философского течения:
a. с одной стороны, весь указанный комплекс не представляет, как нам кажется, магистральной линии развития современной философии. Он, по существу, вторичен и продолжает антисциентистскую традицию, смысловым стержнем которой выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте – к рациональной традиции познания в целом;
b. с другой стороны, отметим, что деконструктивная установка может быть вполне вписана в общую рационально-конструктивную работу философа. Особо важным здесь можно считать пристальное внимание к обыденному языку как важнейшему объекту философской рефлексии, потому что главной особенностью философии является то, что она играет роль мировоззрения, а поэтому не может быть оторвана от индивида как носителя последнего. Результаты философской рефлексии должны быть «возвращены», в том числе и на уровень обыденного сознания, в качестве некоторых практических мировоззренческих установок.
Деконструктивистско-постмодернистский комплекс выходит далеко за рамки философии и литературы. Во многом он выражает тенденцию разрушения «старой» культуры как системы отдельных локальных культур и стремление создать иное образование, основанное на неизмеримо более широком коммуникационном пространстве. Наблюдение вместо рассуждения – вот одна из установок такой культуры. Особенность восприятия такова, что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее. Этот феномен массовой культуры можно обозначить как «клиповое», фрагментарное сознание.
Заслуга постмодернизма, на наш взгляд, заключается в том, что он не уходит от анализа проблем, которые кажутся недостойными внимания профессионального философа. Человеческая культура не сводима только к неким сложным, рафинированным философским системам, которые признаются только отдельной группой людей. К человеческой культуре относится все, что имеет знаково-символический характер и несет нам информацию о мире. Найти смысл в этой информации или сконструировать новые смыслы – одна из задач философии постмодерна.
Постмодерн культивируется в наши дни в основном в двух вариантах — умеренном и авангардистско-анархическом. В своем умеренном варианте постмодернизм является, пожалуй, вполне оправданной реакцией на реалии конца XX в., на всемерное возрастание многообразия. Что касается авангардистско-анархического постмодернизма, то в нем преобладает эпатаж, отрицание всего и вся. Такая философия приветствуется немногими из числа профессиональных философов.