Методические указания к написанию курсовой работы

Понимание сути культурологических процессов студент должен показать в курсовой работе. Из предложенного списка тем следует выбрать одну, наиболее интересную для себя тему, и основательно ее изучить.

Одна из главных задач курсовой работы - овладение методологией культурологического анализа. Жанр курсовой работы предполагает знание первоисточников, умение осмыслить уровень изученности выбранной темы, понимание связанных с нею проблем. В работе студент должен показать умение анализировать явления культуры, способность к логическому мышлению, знание социокультурного контекста.

Темы курсовых работ предполагают разные подходы. Часть из них требует обращения к произведениям художественной литературы, другим видам искусства, т.к. искусство “кодирует” культуру, всесторонне и глубоко передает характер культурно-исторической эпохи.

Следует иметь в виду, что методика культурологического анализа отличается от искусствоведческого, литературоведческого. Культурологический анализ не может быть сведен к рассмотрению отдельно взятого художественного явления. В культурологии любое произведение искусства воспринимается как факт культуры конкретной эпохи, отражающий прежде всего культурную специфику. Поэтому если выбранная тема требует обращения к художественным произведениям, то автор должен на основе хорошего знания текста раскрыть тип той культурной эпохи, которой принадлежит данное художественное явление. Элементы сюжета произведения или творческой биографии художника могут привлекаться лишь в том случае, если это способствует раскрытию темы реферата.

Культурологический анализ включает следующие аспекты:

- краткий обзор и анализ социально- исторических событий эпохи;

- осмысление культурных ценностей рассматриваемой эпохи (философских, религиозных, нравственных, этических и т.д.);

- исследование конкретных проблем и идей своего времени, изложенных в анализируемом первоисточнике;

Если же выбранная тема требует обращения к научным трудам культурологов, то следует иметь в виду, что автор курсовой работы должен представить не конспект прочитанного, а продемонстрировать глубокое осмысление научного текста. В работе должна просматриваться позиция студента по отношению к рассматриваемой проблеме, его выводы.

Оценивается знание материала, существующих научных концепций культуры, а также умение студента логически изложить наблюдения и выводы, выразить свою точку зрения.

В структуру курсовой работы включаются следующие разделы: Введение, Основная часть, предполагающая изложение темы в соответствии с основными проблемами и поставленными задачами, и Заключение, в котором делаются главные выводы.

В конце работы прилагается список используемой литературы.

Должное внимание необходимо уделить правильному оформлению курсовой работы (титульного листа, цитат, библиографии*).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 30 – 35 страниц в компьютерном наборе через 1,5 интервала.

Текст должен быть написан на одной стороне листа с соблюдением полей.

Выполненная в соответствии с указанными требованиями курсовая работа должна быть своевременно сдана на кафедру для рецензирования научным руководителем, которым принимается решение о допуске студента к защите работы.

Курсовая работа не будет зачтена в случае:

- небрежного оформления титульного листа, библиографии, текста;

- поверхностного и непоследовательного изложения вопросов темы;

- механического комбинирования или дословного переписывания разделов учебников, статей;

- если содержание курсовой работы не соответствует ее теме.

- если на защите автор не сможет кратко, но емко раскрыть основные идеи своей работы и охарактеризовать круг используемых источников.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* См. примеры библиографического описания:

1. Многотомные издания

Издание в целом:

Гегель Т.В.Ф. Эстетика: В 4-х тт. – М.: Искусство. 1969 – 1971. – 4т.

Однотомные издания

Книги одного автора:

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

Книги нескольких авторов:

Дмитриева Н. К., Моисеева А.П. Философ свободного духа: Николай Бердяев: жизнь и творчество. – М.: Высш.шк., 1993.

Статьи из журналов

Чипига Г.И. Явления европейской жизни в романе К.Федина “Похищение Европы” // Русская литература. 1997. №7.

Статьи из газет

Козлов Ю. Преимущества падающих эпох: Философские размышления // Россия. 1993. 27 янв.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.

2. Функции культуры.

3. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.

4. Генезис и функции этнической культуры (Л.Н. Гумилев)

5. Национальная и этническая культура

6. Линейно-эволюционная модель культурно – исторического развития (Г. Гердер, О. Конт, К. Маркс).

7. . Циклическая модель культурно-исторического развития

( Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби ).

8. Социокультурная концепция П. А. Сорокина

9. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

10. Коммуникативно- символическая природа культуры

11 Знаки и символы как культурно – коммуникативные коды.

12. Культура как система ценностей

13. Миф как явление культуры. Проблема мифологического сознания

14 Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени

15. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры ХХ века

16. Идеи кризиса культуры в работах Ф. Ницше, Ортега – и – Гассета.

17. Аудиовизуальные формы культуры ХХ века (кино, телевидение, компьютер)

18. «Элитарная» и «массовая» культура как проблема XXI века

19. Понятие «информационное общество» и особенности его культуры

20. Особенности тоталитарной культуры

21.. Массовая коммуникация как социокультурное явление

22. .Культура как знаково – символическая система

23. Типология культуры.

24. Проблема самоопределения России. ( П.Я. Чаадаев).

25. Раскрыть смысл социально – исторического детерминизма.

26. Проблема кризиса культуры и ее отражение в трудах (О. Шпенглера, П. А. Сорокина).

***

1. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.

Миф как явление первобытной культуры. Особенности мифологического сознания. Классификация мифов.

2..Этапы и формы древнегреческой культуры.

Античный театр. Его общественная и культурная роль.

3. Эллинизм – последняя стадия античной культуры

4. Отличительные черты средневековой культуры.

Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья

5. Национальное своеобразие русской культуры

Роль христианства в развитии русской культуры

6. Возрождение как первый этап развития культуры Нового времени. Основные черты и идеалы эпохи Возрождения.

7. Особенности эпохи Возрождения в странах северной Европы. Реформация и протестантские ценности.

8. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII в.

9. XVIII век - новый этап в развитии русской культуры. Специфика русской культуры Петровского времени

10. Своеобразие русского Просвещения. Русские просветители: их идеи и судьбы.

11. Социально – исторические и философские корни романтизма

12. . Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.

13. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.

14. Культура русского модернизма Особенности философии и эстетики символизма в России.

15. «Индустриальное общество» – основа возникновения новых форм культуры.

16.Кино как явление культуры ХХ века

17«Философические письма» П. Я. Чаадаева

18. Особенности западно – европейской культуры ХVII века.

19. Особенности телевизионной коммуникации. Способы воздействия телевизионной продукции на общественное сознание.

20..Типологические черты культуры «информационного общества» по работам О. Тоффлера, М. Кастеллса.

Наши рекомендации