Корни и истоки обыденного сознания

При детальном рассмотрении обыденное сознание уходит корнями опять таки в до научный опыт, в то время когда человек «неразумный» ощущал себя существом, находящимся под управлением и влиянием сверхъестественных сил которые были в состоянии решить любую проблему и ситуацию.

И вот из-за этого подуправленческого мироощущения появилась привычка по разным поводам запрашивать ответ, который являлся бы и наставлением к действию или предупреждения, то есть человек сам для себя получал готовое знание, полученное через откровение. В современном мире общество в виде сверхъестественной силы дающей ответы на все вопросы уже видит саму науку. Ответа о невозможности вероятного, какого то решения задачи теперь ищут в научных знаниях, а не в черной магии, например. Такая идеология носит название сциентизм, идеология, в которой наука ведет и управляет человеком.

7. В чем должно заключаться изменение познавательной установки обыденного сознания?

Это изменение заключается в переносе на научное исследование каких-либо гносеологических ожиданий, которые развивались внутри оккультного и религиозного мировоззрения. Этот перенос образует основу идеологии сциентизма.

8. Каково основание изменения познавательной установки обыденного сознания?

Этим основанием является принятие обыденным сознанием познавательной ситуации, с которой сталкивает его научное исследование. Это предполагает, что человек будет действовать на свой страх и риск, совершать определенные поступки, когда недостает целевых ориентиров.

30. Роль практики в познании

Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества. Т. - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по субъективным мотивам действия. П. - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм П. Т. и п. находятся в неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является П. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность. Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются какой-либо строго последовательной научной Т. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное "обыденное сознание". Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта "Т." не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с П. была настолько полной, что эта "Т." была непосредственно "вплетена" в "язык реальной жизни" - в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный и физический Т. и п. расходятся на разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление "чистой" Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форм Т. позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь Т. и п. стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания "теоретиком" окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. "С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики…" (К. Маркс и Ф. Энгельс).

31. Исторические типы мировоззрения

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение (М.) – система взглядов на объективный мир (место человека в этом мире), на отношение человека к окружающей действительности самому себе, а также обусловлевание этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности (оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. М. бывает индивидуальное, общее и групповое. В М. выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический.

Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций.

Теоретический уровень – интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

В каждую историческую эпоху люди имеют определенное М. – предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной жизни М. формируется и живет в сознании отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В М. входят знания – повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее М. Кроме знаний, в М. входят ценности – отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т. д. В М. входят разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в М. входит и сомнение. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области М.

Исторически первой формой М. является мифология – образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Человек всегда задумывался над своим местом в мире, зачем он живет, чем живет, смысл его жизни, почему существует жизнь и наступает смерть.

Другая форма М., существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти формы М. носили духовно-практический характер и были связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого общества, совершенствования познавательного аппарата стала возможной новая форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-практический, но и теоретический характер. Философия (Ф.) зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Ф. – это теоретический уровень М.

М. бывает:

1) обыденными (житейскими);

2) религиозными или идеологическими;

3) философскими.

М. зависит от ориентации личности, которая зависит от исторических условий, социальных изменений. В реальной действительности М. имеет не только общие, т. н. типичные черты для данного времени, но преломляется в индивидуальных вариантах. Существуют исторические типы М. (феодальное, буржуазное и т. п. общества), социальных классов, национальностей и т. д. К тому же каждый человек может обладать индивидуальным М. В структуру М. входят:

1) обобщенные знания о мире и месте в нем человека;

2) ценностные ориентации;

3) убеждения (отражает готовность субъекта действ опред образом).

Исторически первой формой М. является мифология, позже возникает религия. С помощью религии человек пытался получить целостное представления о мире. Ф. как форма М. унаследовала от мифологии и религии стремление осознать целостность мира, осмыслить отношение человека к природе. Ее возникновение представляет также зачатки конкретного научного знания (математики, астроном и др). Ф. (в отличии от мифологического М.) – это миропонимание основанное на позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщение на основе наблюдений, выводы и доказательства характерны для Ф. Мудрость при этом основывается на рациональном постижении мира. Философы древнего времени анализировали проблемы жизни, смерти, смысла жизни. Философы размышляют о природе (Лукреций «О природе вещей»), разуме (Кант «Критика чистого разума»), человека и мира (Шопенгауэр «Мир как воля и представление»). Следовательно Ф. это форма общественного сознания, учения о всеобщих формах бытия, познания, наука, изучающая наиболее общие законы развития природы общества и мышления.

32. Социальный конфликт и способы его разрешения

Наши рекомендации