Учебная программа для всех специальностей. (за исключением специальности «философия»)
(за исключением специальности «философия»)
Факультет философии и социальных наук
Кафедра философии культуры
Курс (курсы): 1 - 5
Семестр (семестры): 1 - 9
Лекции ____20______
(количество часов)
Практические (семинарские)
занятия _____10_____ Зачет ___________________
(количество часов)
КСР___4___
(количество часов)
Всего аудиторных
часов по дисциплине ____34_____
Всего часов Форма получения
по дисциплине ____52____ высшего образования __дневная, заочная
2010 г.
Учебная программа составлена на основе:
«Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин». Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования РБ от 01.09.2006 г. №89.
«Этика». Учебная программа для вузов. Утверждена Министерством образования РБ 24.01.2000 г. Регистрационный №ТД-71/тип.
.
(название типовой учебной
_________________________________________________________________
программы (учебной программы (см. разделы 5-7 Порядка)), дата утверждения, регистрационный номер)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
кафедры философии культуры
(название кафедры)
____________________
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________________ А.А. Легчилин
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета
____________________
(дата, номер протокола)
Председатель
________________ А.В. Рубанов
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс по дисциплине «Этика» предназначен для студентов следующих факультетов Белгосуниверситета: исторического, международных отношений, гуманитарного, географического, химического, физического, радиофизики и электроники.
Учебная дисциплина «Этика» включена в цикл социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в высшей школе Республики Беларусь и системно коррелирует с философией, культурологией, религиоведением, психологией, историей и другими социально-гуманитарного дисциплинами. Изучение этики дает студентам возможность получить необходимые знания о морали как особом и общезначимом феномене культуры, знакомит с теоретико-методологическими основаниями исследования динамично изменяющейся нравственной культуры, способствует развитию собственного нравственного мышления и опыта, что значимо для решения практических задач. В процессе освоения этики формируется неотъемлемый компонент компетенций выпускника современной высшей школы.
В содержании дисциплины учитывается специфика предмета, специализация факультетов, количество учебных часов в соответствии с учебным планом, корреляция обязательными дисциплинами и дисциплинами по выбору социально-гуманитарного цикла.
Целью учебного курса этики является системное освоение студентами основ фундаментального и прикладного этического знания в его историческом развитии и современном состоянии.
Стратегия преподавания этики в вузе определяется спецификой этического знания, существующего в единстве информационного и ценностно-ориентирующего аспектов, что предполагает решение следующих задач:
· определение теоретико-методологических основ интерпретации этических идей и концепций, а также эмпирических процессов нравственной жизни личности и общества;
· осмысление преемственных связей в развитии этических представлений, значимости общечеловеческой составляющей этого процесса;
· понимание своеобразия этического знания, специфики морали и последствий нарушения моральной автономии;
· формирование умения самостоятельно разбираться в сложных нравственных коллизиях современности, смысложизненной проблематике, анализировать конкретные нравственные ситуации, находить морально обоснованные решения;
· развитие заинтересованности в нравственной проблематике, способности к личностной моральной рефлексии (над собственными ценностными ориентациями, системой мотивации, поступками). В связи с этим
· содействие гуманистическому духовно-нравственному развитию, совершенствованию личности, нравственному самовоспитанию;
· помощь в формировании нравственных ориентиров и смыслов профессиональной деятельности.
В результате изучения курса студенты должны знать:
· предметно-проблемное определение и понятийно-категориальную составляющую этики;
· основные концептуальные модели, сформировавшиеся в истории этической мысли, закономерности развития этического знания;
· возможности и особенности практической реализации этического знания;
· закономерности и тенденции динамики моральных ценностей и нормативов в условиях социальных трансформаций;
· основные механизмы взаимодействия морального сознания, нравственных отношений и поведения;
· основные принципы нормативной и ситуативной этики;
· основные нормы профессиональной этики: общие и специальные;
· морально-этический аспект современных глобальных проблем.
В результате изучения курса студенты должны уметь:
· ориентироваться в концептуальном многообразии решения морально-этических проблем;
· анализировать оригинальные этические тексты;
· анализировать особенности морали и нравов различных культур и народов, современное состояние и проблемы нравственной культуры Беларуси;
· формулировать и аргументировать выбор этической позиции относительно ценностей культуры и разрешения нравственной ситуации;
· осуществлять этическую интерпретацию актуальных проблем нравственного бытия;
· руководствоваться нормами, правилами, кодексами профессиональной и деловой этики в трудовой деятельности;
· оценивать с позиций гуманизма перспективы развития «открытых» проблем современного общества, ответственно включаться в их публичное обсуждение и принятие решений.
Курс рассчитан на 34 аудиторных часа. Программа курса по этике включает разделы: «Предмет и история этики», «Теория и история морали», «Прикладная этика».
На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 34 аудиторных часа, которые распределяются по следующим видам учебных занятий: лекции, семинарские занятия, контролируемая самостоятельная работа студентов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ