Что же собой представляют эти два уровня познания? Как они понимались и какую роль им отводили в истории философии?

Чувственная форма познания, живое созерцание, будучи исходной, начальной стадией познания, отличается своей активностью, непосредственной направленностью на объект познания.
В ней познание обнаруживает себя не как механический процесс,
а как активное творческое действие, преобразующее, развивающее и самого человека, и внешний мир. Чувственное познание предстает как единство изображения и обозначения.

Активный, творческий характер чувственного познания и его форм – ощущения, восприятия, представления – проявляется в том, что на исходном, начальном этапе познания формируются чувственные образы, которые отражают объективный мир не пассивно, схематично, а ярко, красочно, многообразно. Эти образы не столько повторяют предметы и объекты действительности, сколько реально удваивают их, воссоздают определяющий мир во всей его сложности, объемности, величии.

Материалистическая философия, опираясь на данные науки, давно подчеркнула, что ощущения, связанные с деятельностью органов чувств человека, являются тем мостом между мозгом и окружающим миром, по которому в сознание поступает непрерывный поток знаний о действительности. Попадая в сознание, этот поток принимает различные формы: или отдельных ощущений, или целостных чувственных картин действительности – восприятий и представлений.

Чувства человека, идеальные образы, в конечном счете, порождены и закреплены социальной практикой, всей предшествующей культурой. Современный немецкий ученый Г. Фолмер утверждает совершенно определенно: познавательные способности человека являются врожденными и наследуемыми.

На уровне чувственного (живого созерцания) познание чрезмерно не задерживается. Оно восходит кабстрактному мышлению, и это восхождение означает, что познание углубляется, идет от явления к сущности, проникает в сущность вещей и процессов. Абстрактное мышление, выступающее в форме понятий, суждений, умозаключений, исследует не внешние, а внутренние связи и закономерности действительности и самого сознания.

Итак, основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это отражение субъектом отдельных свойств, сторон предмета (например, цвет, вкус, запах и т.д.). Восприятие – целостный чувственный образ предмета, можно сказать, избирательное отражение субъектом совокупности свойств предмета, которых в прошлом, ранее непосредственно воспринимался, а ныне не воспринимается, а воссоздается на основе этого субъектом с помощью его памяти, причем воображение может быть комплексным, с прибавлениями, кусочками фантазий, на основе прошлого опыта, практики, знаний.

Основными формами абстрактного (логического) в познании являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это мысленное отражение в вербальной форме существенных свойств предмета или общих свойств предметов (например, понятие «лес» как большая совокупность предметов и конкретные леса – тайга, тропический лес, Беловежская пуща и т.д.; понятие «президент» как глава государства и конкретные президенты – В. Путин, Дж. Буш и др.).

Суждение – это выражение связи между понятиями при процессе раскрытия специфики предмета («Медь при нагревании расширяется»).

Умозаключение выражает связь между суждениями при углубленном осмыслении специфики предмета через его взаимосвязь
с другими предметами. Пример:

· Все металлы при нагревании расширяются.

· Медь – металл.

· Следовательно, медь при нагревании расширяется.

Или:

· Президент – гарант Конституции государства.

· В. Путин – президент России.

· Следовательно, В. Путин является гарантом Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что есть точка зрения (Б. Кедров, А. Арсеньев, В. Библер), что единственной главной формой абстрактного в познании является понятие, которое в процессе познания развивается, а суждение и умозаключение являются формами и этапами развития понятия, с помощью которого субъект восходит ко все более глубокой и конкретной сущности предметов.

Характеристика форм чувственного и рационального в познании хорошо освещена в учебной литературе (см. список в конце главы). Однако здесь необходимо подчеркнуть, что нельзя говорить о грубых «примитивных» «ступенях» познания. На самом деле речь идет о специфическом сочетании и проявлении «живого созерцания» в абстрактном мышлении и наоборот.

В истории философии вся сложность проблемы диалектического пути познания начинается с выяснения роли и значения одного или другого уровня в ходе познания. И по этому вопросу не было единства между философами в течение всей длительной истории этой науки.

Наши рекомендации