Випарьяя — неправильное восприятие

Вирабхадрасана— поза воина.

Вирасана— поза героя.

Витарка— размышление над грубома-териальным объектом.

Вичара— размышление над тонким объектом.

Висамавритти-пранаяма —дыхатель­ные техники, в которых компоненты дыхательного цикла имеют разную длину.

Вишеша-пуруша— Ишвара.

Вишну— Бог, одно из лиц Троицы ин­дуизма.

Вьяна-вайю— прана, отвечающая за распределение энергии по всему телу.

Гуны— три качества Вселенной (в том числе и ума).

Дана— дарение, дар.

Даршаны— шесть классических на­правлений индийской мысли.

Двеша— неприязнь, ненависть; одна из клеш..

Двипада-питха— поза стола.

Деша— место.

Джаландхара-бандха— поза с прижа­тым подбородком.

Джапа— рецитация мантры.

Джняна-йога— йога, в которой основ­ное внимание уделяется исследованию.

Драштри— видящий.

Дришья— видимое.

Духкха— ощущение дискомфорта, страдание.

Дханурасана —поза лука.

Дхарана— состояние, в котором ум направлен на одну точку.

Дхарма— моральное обязательство, нравственная ценность.

Дхьяна— медитация.

Дхьяна-мудра— жест, используемый в практике медитации.

Дхьята— тот, кто находится в состоя­нии «дхьяна».

Ида — нади, которая заканчивается в левой ноздре.

Индрии —чувства.

Ишвара — Бог.

Ишварапраиидхана— вручение себя Богу и посвящение ему всех своих де­яний, без привязанности к их плодам; одна из ниям и часть крийя-йоги.

Иога-садхана— практика йоги.

«Йога-сутры»— классический текст Патанджали по йоге.

Йог — адепт йоги.

Кайвалья— высшее состояние йоги, свобода.

Капалабхати-пранаяма —дыхание, на­поминающее движение мехов.

Карана— причина.

Карма-йога— йога, в которой все дей­ствия выполняются как долг, без мыслей об успехе или неудаче.

Клеша— недостаток.

Крийя— действие.

Крийя-йога— йога очистительных дей­ствий, совершаемых в соответствии с учением Патанджали.

Кумбхака-пранаяма —дыхательные упражнения, акцентирующие внима­ние на задержке дыхания.

Кундалини— препятствие, располо­женное по центральной линии позвоночника, мешающее вхожде­нию праны в сушумну.

Кшипта— возбужденный ум.

Лангхана— удлинение выдоха, задер­жка дыхания после выдоха.

Лая — растворение.

Лила— божественная игра.

Манас— сила, стоящая за чувствами.

Мантра— священный звук, часто ис­пользуемый в медитации в качестве объекта фиксации внимания.

Матсьендрасана— полуповорот спины.

Махамудра— классическая сидячая поза.

Махат— «великий принцип».

Мриги-мудра— положение пальцев, по­зволяющее контролировать в пранаяме движение воздуха через ноздри.

Мудра— символ.

Мудха — тупость.

Мула-бандха— втягивание нижней части живота.

Нада— звук.

Нади— тонкоматериальные каналы в теле, по которым движется прана.

Нади-шодхана-пранаяма —поочеред­ное дыхание через ноздри, приводящее к очищению над и.

Нидра— сон без сновидений.

Нимитта-карана— инструментальная причина; то, что помогает материаль­ной причине произвести следствие.

Ниродха— состояние, в котором ум полностью фокусируется на одном-единственном объекте.

Нияма— индивидуальная дисциплина.

Ом — символ Ишвары.

Падмасана— поза лотоса.

Паривритти— перенаправление, пере­ориентация.

Паринамавада— признание того, что все, что мы воспринимаем, подвер­жено изменениям.

Паринамадухкха— духкха, возника­ющая в результате перемен.

Паршва-уттанасана— стоячая поза, в которой одна нога выставлена впе­ред и корпус наклонен к ней.

Пашчиматанасана— наклон вперед из положения сидя.

Питала— нади, заканчивающаяся в правой ноздре.

Праджня— духовная мудрость.

Прадхана— первоматерия.

Пракрити— материя.

Прамана— правильное восприятие.

Прана— жизненная сила.

Пранава— мистический слог, являю­щийся символом Ишвары.

Прана-вайю— одна из пяти основных жизненных энергий.

Пранаяма— техника регулирования дыхания.

Прасаритапада-уттанасана —стоячая поза, в которой корпус наклонен между ног.

Пратикрийасана— поза, уравновеши­вающая воздействие предыдущей асаны.

Пратьяхара— обуздание чувств.

Пурака-пранаяма— дыхательное уп­ражнение с акцентом на вдохе.

Пуруша— источник сознания, воспри­нимающий.

Рага— влечение, желание; одна из клеш.

Раджа-йога— йога, целью которой яв­ляется соединение с высшей силой; йога Патанджали.

Раджас— активность как качество пракрити.

Речака-пранаяма— дыхательные уп­ражнения с акцентом на выдохе.

Рита-праджня— понимание духовной истины.

Садхана— духовная практика.

Самавритти-пранаяма— дыхательная техника, в которой все компоненты дыхательного цикла имеют равную длину.

Самадхи— медитативное состояние, в котором не существует ничего, кро­ме объекта медитации.

Самана-вайю— прана центральной области тела, отвечающая за пище­варение.

Санкхья— древняя философская сис­тема Индии, лежащая в основе йоги.

Санскара— привычное движение ума, привычка.

Санскара-духкха— духкха, вызванная привычками.

Сантоша— удовлетворенность, одна из ниям.

Саньйога— спутанное, неправильное понимание.

Саньяма— полная непрерывная кон­центрация на одном объекте.

Санньясин— тот, кто отказался от все­го, кроме Бога.

Сарваджня— всезнающий, всеведущий.

Сарвангасана— стойка на плечах.

Сатвада— концепция, согласно кото­рой все, что мы видим, чувствуем и переживаем, не иллюзорно, а истин­но и реально.

Саттва— чистота и легкость как одно из трех свойств пракрити.

Сатья— истина, правдивость; одна из ям.

Свадхарма— обязанности человека, вы­текающие из его индивидуальной жизненной ситуации.

Свадхьяя— самоисследование; любое исследование, помогающее понять себя; изучение священных текстов; одна из ниям и компонент крийя-йоги.

Сиддхи— дарованная сила.

Смрити— память.

Стхира— устойчивость и бдительность.

Сукха— легкость и комфорт; счастье.

Сукхасана— простая сидячая поза со скрещенными ногами.

Сурья-намаскар— комплекс асан, которые все вместе называются «приветствие солнца».

Сушумна— центральная нади, прохо­дящая по центру позвоночника, от его основания до макушки головы.

Тадасана— поза горы.

Тамас— тяжесть и инертность; одно из трех свойств пракрити.

Танматры— звук, тактильные ощуще­ния, форма, вкус и запах.

Тантра— техника.

Тантра-йога— йога, в центре внима­ния которой находится устранение препятствий, мешающих свободному прохождению праны по сушу мне.

Тану— малый, слабый.

Тапа-духкха— страдание, вызванное сильным желанием.

Тапас— процесс устранения загрязне­ний; очищение; одна из ниям и компонент крийя-йоги.

Тратака— созерцание статического объекта с целью вхождения в меди­тацию.

Триконасана— поза треугольника.

Удана-вайю— аспект праны, отвеча­ющий за речь и движение вверх.

Уддияна-бандха— брюшной замок.

Уджджаи— дыхательная техника, в ко­торой вдох сопровождается горловым звуком.

Урдхвамукха-шванасана —поза соба­ки лицом вверх.

Уткатасана— поза на корточках.

Уттанасана— наклон вперед в положе­нии стоя.

Уштрасана— поза верблюда.

Халасана— поза плуга.

Хаста-мудра— символическое положе­ние пальцев рук.

«Хатхайога-прадипика» —классичес­кий текст по хатха-йоге.

Чакры— энергетические центры, рас­положенные вдоль позвоночника.

Чакравакасана— поза кошки.

Чит — сознание.

Читта — ум.

Читта-вритти-ниродха— состояние, в котором ум абсолютно спокоен.

Шавасана— поза трупа.

Шакти— энергия.

Шалабхасана— поза саранчи.

Шауча— чистота; одна из ниям.

Ширшасана— стойка на голове.

Шитали-пранаяма— дыхательное упражнение, в котором вдох делает­ся через рот, а язык принимает определенное положение.

Шодхана— очищение.

Экаграта— однонаправленность, един­ство ума.

Экапада-уттанасана— стоячая поза, в которой корпус наклоняется вперед, а одна нога поднята сзади.

Яма — правила отношений с обществом и внешним миром.

Наши рекомендации