Мелитон, епископ сардийский
Мелитон, о котором как о писателе имеются упоминания у Евсевия, Тертуллиана, блаж. Иеронима, был епископом Сарды в Малой Азии во второй половине 2–го века, путешествовал по Палестине для изучения мест, где происходили события свящ. истории, и для исследования книг Ветхого Завета (выяснял их подлинность), участвовал в споре о праздновании Пасхи, пользовался большим уважением.
Епископ Сардийский написал ряд сочинений на темы библейские (о пророках, об Откровении св. Иоанна), догматические (о Церкви, о крещении, о телесности Бога), церковно‑практические (о Пасхе, об образе жизни, о страннолюбии) и др. (см. Евсевия. Ц.И. IV,26). До нас дошли лишь следующие:
1. Фрагменты из апологии в защиту христиан, поданной ок. 170 г. императору Марку Аврелию (сохранены у Евсевия. Ц.И. IV,26). Апологет повествует о гонениях на «людей богобоязненных» и просит императора справедливо решить, достойны ли эти люди «смерти и наказания, или освобождения и спокойствия». В данной апологии впервые в христианской литературе проводится мысль, осуществленная затем в Византии, о так называемой симфонии между Церковью и государством. Мелитон прямо заявляет императору, что появление христианства стало «добрым предзнаменованием, потому что с тех пор Римская держава возвеличилась и прославилась».
2. В 1940 г. Боннер открыл греческий кодекс IV века, содержащий почти полный текст проповеди Мелитона «О страстях Христовых» (в 1940 г. издан в Лондоне, в 1966 — в Париже). Боннер назвал это сочинение «Проповедь в Страстную Пятницу». «Слушайте все народы и внимайте, — призывает апологет. — Повесивший землю (на водах), был повешен (на древе), Распростерший небеса, был распростерт (на кресте), вся Утвердивший, был утвержден на древе».
3. В 1972 г. бельгийский иезуит Ван Есбрук обнаружил в библиотеке Тбилиси рукопись, содержащую перевод на грузинский язык проповеди Мелитона «О душе и теле и страстях Господних». Содержание ее представляет особый интерес для литургистов. Сравнение проповеди с антифонами утрени Великой Пятницы дает основание полагать, что проповеди Мелитона использовались при составлении служб Страстной Седмицы.
4. «Речь Мелитона Философа, которую держал он пред императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины». Это самое большое сохранившееся в сирском переводе творение Мелитона, открытое и изданное в середине прошлого века.
Трудно предположить, чтобы вся эта «Речь» была действительно произнесена перед императором. Возможно, что это последующее воспроизведение более краткой и не такой резкой речи.
Здесь излагается высокое философское, богословское учение о Едином Боге, которое могло встретить сочувствие у просвещенного императора. «Бог поистине есть, и все существует через Его силу. Он не есть сотворенное существо, не получил начала во времени; но Он от вечности существует во веки веков. Он не изменяется, тогда как все изменяется. Никакое зрение не может видеть Его, никакой разум понять Его, никакое слово объяснить Его. Любящие же Его называют Его Отцом и Богом истины» (с. 211–212).
Это учение сравнивается с мифическими сказаниями о различных богах, и императору предоставляется сделать выбор. «Бог, вечно живущий, входит в душу твою, ибо душа твоя есть Его образ, т.к. и она невидима, неосязаема, не имеет вида и своею волею движет все тело… Знай, что венец твоих добрых дел есть познание Бога и служение Ему. И знай, что Он от тебя ничего не требует, ни в чем не нуждается. Кто же Этот Бог? Тот, Кто Сам есть истина. Слово Которого есть истина. Но что есть истина? То, что не создано, не сотворено, не образовано, т.е. бытие, которое не имеет начала и называется истиною» (с. 215–216).
Бог дал человеку разум и свободу и предоставил ему выбор. А правильный выбор человек сможет сделать тогда, когда размыслит о порядке космоса и познает самого себя, свою душу, которая есть подобие Божие. «Посему, — говорит Мелитон, — я советую тебе познать самого себя, и ты познаешь Бога. Познай, как в тебе есть то, что называется душой, как через нее око видит, ухо слышит, уста говорят, движется все тело. И когда Богу угодно отделить душу твою от тела, то оно падает и разрушается. Итак, из того, что в тебе есть, но невидимо, познай, каким образом Бог по собственной воле управляет всем миром как бы телом, так что если Ему угодно будет отнять Свою силу, то мир, как тело, упадет и разрушится» (с. 217).
Затем Мелитон опровергает другие основания, которыми язычники оправдывали свою привязанность к религии отцов. Он показывает, что царь не обязан следовать мнению толпы, а должен исправлять заблуждение подданных. Не важен здесь и обычай предков.
Речь заканчивается увещанием к императору вместе с его детьми познать Бога Истинного, чтобы стяжать вечные блага, обещанные верующим. «Если ты, цезарь Антонин, научишься сему, и если узнают это с тобою и дети твои, то приобретешь им наследие вечности, которое не преходит, и спасешь душу свою и души сынов своих от участи, которая ожидает всю землю на суде истины и правды. Если ты познаешь Бога здесь, то Он познает тебя там; и если здесь ты Его презришь, то Он не поставит тебя между теми, которые знают и прославляют Его. Этого довольно для твоего величества; а, может быть, и слишком довольно, если угодно» (с. 220).
Речь Мелитона, несомненно, производила огромное впечатление на его современников — образованных язычников.