Исторические типы философии
№ п/п | Исторические типы философии | Представители | Направления, школы. |
1. | 2. | 3. | 4. |
1. | Философия древнего Востока(II – I тыс. до н.э. – 3 в. до н.э.) | Древнеиндийские философы: Канада, Патанджали, Бадараяна, Готама, Чарвака, Шанкара. Древнекитайские философы: Конфуций, Лао Цзы. | Веды, Упанишады, буддизм, йога, джайнизм и др. ортодоксальные и неортодоксальные школы. Учение о пяти стихиях, «Книга перемен», учение об Инь и Ян, конфуцианство, даосизм. |
2. | Античная философия (VI в. до н.э. – IV в. до н.э.) | Фалес, Гераклит, Демокрит, Парменид и др. Сократ, Платон, Аристотель. Диоген, Эпикур, Зенон, Хрисипп. Тит Лукреций Кар, Вергилий. Гораций, Лукиан, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. | 1. Ранняя греческая философия (VI – V в.в. до н.э.) Космоцентризм. 2. Классическая греческая философия. (V-IV в.в. до н.э. Антропоцентризм. 3. Эллинистическая философия (IV в. до н.э. – IV в н.э.) Киники, стоики. Философия древнего Рима. Стоицизм. |
3. | Средневековая философия (V-XV в.в.) | Августин Блаженный. Фома Аквинский. Ансельм Кентерберрийский, Абеляр. Иоанн Росцелин, Иоганн Дунс Скотт, Уильям Оккам. Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). | Патристика. Схоластика. Реализм. Номинализм Арабская философия |
4. | Философия Возрождения (XV – XVI в.в.) | Н.Кузанский, Н.Коперник,Д.Бруно, Г.Галилей, Э.Роттердамский,М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, Т.Мюнцер, Ж.Боден, Н.Макиавелли,Ф.Скорина, С.Будный, А.Волович, Л.Сапега. | Натурфилософия, пантеизм, гуманизм, социальные утопии. Антропоцентризм. |
5. | Философия Нового времени(XVII в.) | Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Юм; Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза. | Эмпиризм Рационализм Наукоцентризм, механицизм. |
1. | 2. | 3. | 4. |
6. | Философия Просвещения (XVIII в.) | Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах, Д.Дидро, К.Гельвеций, И.Гёрдер, Г.Лессинг, М.Ломоносов, А.Радищев | Просветительство, критика феодального абсолютизма и феодальных порядков; борьба с клерикализмом, религиозным фанатизмом. |
7. | Философия XIX – н. XX в.в. | И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах. К.Маркс, Ф.Ницше, З.Фрейд | Немецкая классическая философия; Неклассическая философия: диалектический материализм (марксизм), иррационализм, психоанализ. |
8. | Современная философия (XX в.) | М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю, Г. Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов. Ж.Маритен, Э. Жильсон и др. П.Шиллинг, Э.Мунье и др. Э.Гуссерль. Р.Карнап, Н.Гудмен. М.Шелер, Г.Плеснер, А.Гелен. Х.Г.Гадамер, Ю.Хабермас, В.Дильтей. В.Соловьёв, П.Флоренский, С.Булгаков, А.Лосев. К. Леви-Стросс, Р.Барт, Р.Соссюр. Ж.Деррида, М.Фуко и др. | Экзистенциализм; Неотомизм; Персонализм; Феноменология; Аналитическая философия; Философская антропология; Герменевтика; Русская религиозная философия; Структурализм; Постмодернизм |
Рассмотрено на заседании
Цикловой комиссии
социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 1
От «29» 08 2008г.
Председатель Братковская О.А.
Вопросы и задания к практическому занятию №1
« Основные проблемы философии бытия».
1.Соотнесите:
1) Онтология а) учение о природе познания и его возможностях;
2) Гносеология б) философское учение о человеке;
3) Философская антропология в) учение о бытии;
4) Социальная философия г) наука о развитии философских знаний;
5) История философии д) философское учение об обществе.
2.Заполните пробелы:
а) объективная реальность – это ……., субъективная реальность – это …….;
б) к основным формам движения относят ………..
3. Соотнесите основные коэволюционные стратегии экосоциального развития и идеи,
лежащие в их основе:
1. «Назад, к природе» а) идея покорения человеком природы;
2. « Вперёд, к природе» б) идея смирения перед природой;
3. Ноосферная стратегия в) идея преобразования природы с опорой на науку
и нравственное отношение к ней.
4.В истории философии и науки сформировались и дошли до наших дней две основные
концепции пространства и времени. Охарактеризуйте их. Какая концепция преобладает
в современной науке и философии?
5. Определите, о каком времени идёт речь в стихотворении С.Маршака:
« Мы знаем время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его».
а) реальном; б) профанном; в) концептуальном; г) перцептуальном; д) сакральном.
6.Выделите изменения, которые составляют суть процесса развития:
а) количественные; б) направленные; в) качественные; г) обратимые; д) необратимые.
7.Определите философскую категорию соразмерную понятию «реальность»:
а) материя; б) дух; в) сознание; г) бытие; д) небытие.
8.Вставьте пропущенные слова в следующую характеристику сознания:
« Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма ……………
действительности в …………….. человека». Проанализируйте соотношения:
а) сознание, мозг и психика; б) сознание и действительность; в) сознание и язык;
г) сознание и деятельность.
9. Определите важнейшее из свойств материи, зафиксированное в её определении:
а) существовать в ощущениях человека; б) быть объективной реальностью;
в) быть фиксируемой физическими методами.
10. Что такое диалектика?
а) философская категория; б) исторический тип философии; в) свойство материи;
г) учение о развитии и всеобщей связи; д) метод познания и преобразования действительности.
11.Что такое онтология, каковы её предмет и основные проблемы?
12. Проанализируйте систему « человек – природа», покажите этапы отношений природы и общества.
13.Назовите: а) основные принципы диалектики; б) категории (неосновные законы) диалектики.
14.Сформулируйте вопросы, касающиеся развития, на которые отвечают законы диалектики.
15. Что такое субстанция? Что вы можете пояснить по материалистическому и идеалистическому пониманию субстанции?
16.Закончите фразу «Быть материальным – значит ………………………………………….».
17.Какие условия необходимы для акта сознания?
а) природа; б) социальная среда; в) разум; г) человеческий мозг; д) труд; е) объективная
реальность.
18.Дайте определение (характеристику) элементов динамической организации реальности.
19. Сравните понятия « объективная реальность», « субъективная реальность».
20. Закончите фразу: « В мире существуют и взаимодействуют две тенденции – изменчивости
любых вещей и их устойчивости. Для обозначения этих тенденций в философии были вырабо-
таны два понятия - ……………………………………………………
21. Сформулируйте философский вопрос о природе человека. Какие имеются позиции по этому вопросу?
22.Известно, что все формы движения взаимосвязаны. Как?
23.Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) господство человека над природой; б) равновесие природных систем; в) коэволюция
человека и природы.
24.Что такое ноосфера?
а) люди с их потребностями, способами деятельности, социальными отношениями и институтами; б) вторая, искусственная природа, техника и общество; в) совокупность технических систем общества.
25. Дайте характеристику (определение) философским понятиям « система», « структура».
26.Вставьте пропущенное: « Существуют два типа движения: 1) движение как сохранение вещества, когда происходят только …………….. изменения; 2) движение как развитие, переход вещества от ……………………… качества к ………………………. через …………….
27. Если считать, что смысл жизни человека есть, то какие подходы к решению этой проблемы выработала философия? Что лучше для человека: иметь или быть?
28. Сформулируйте антропный принцип.
29.Какие глобальные проблемы человечества вы знаете? Сформулируйте принцип коэволюции.
30. Охарактеризуйте известные вам философско-исторические концепции.